Рейтинг Экслера: 6,0
- Режиссер:
- Тим Бертон
чаще протирать. И поменьше заливать.
Мудрость жизни кота Бублика
Америка,
пятидесятые. Домохозяйка Маргарет
Ульбрик (Эми Адамс), не вынеся совершенно
разладившихся отношений со своим
супругом, собирает вещи, забирает дочку
и уезжает в Сан-Франциско. Это был
совершенно отчаянный жест, потому что в
те годы женщины, не имевшие хорошей
работы, не разводились с мужьями,
содержащими семью. Но Маргарет не могла
поступить иначе.
В Сан-Франциско они были почти лишены средств к существованию, поэтому Маргарет, которая баловалась живописью, пыталась продавать свои картины на вернисаже и за пару долларов рисовала портреты всех желающих.
Как-то
раз на таком вернисаже она
познакомилась с художником Уолтером
Кином (Кристоф Вальц). Уолтер некоторое
время провел в Париже, где он учился
живописи, и теперь картины Кина
посвящены только Парижу.
Художника заинтересовала живопись Маргарет: она пишет практически только маленьких девочек, причем, как правило, свою дочь, и на всех этих портретах у девочек - огромные, неестественно увеличенные глаза. Маргарет объясняет это тем, что глаза - зеркало души и что она таким образом раскрывает душу человека на портрете.
Между
Уолтером и Маргарет завязывается роман,
и они быстро женятся. Уолтер, у которого
есть явный предпринимательский талант,
договаривается с владельцем джаз-клуба
о том, что он там устроит выставку картин
- своих и Маргарет.
Картины повесили на стенках рядом с туалетом, вспыльчивый Уолтер ввязался в драку с владельцем клуба, все это попало в газеты - и сделало отличную рекламу и клубу, и Уолтеру.
Все
это позволило ему открыть собственную
галерею. Однако в галерее картины
Уолтера не пользуются никаким успехом, а
вот портреты Маргарет, которые быстро
прозвали "Большие глаза",
пользуются все большей популярностью и
распродаются, как горячие пирожки.
При
этом никто не знает, что картины пишет
Маргарет, потому что Уолтер назвал
себя автором этих картин. Как он
объяснил Маргарет, в эти сексистские
времена никто не будет покупать дамскую
мазню. А вот если художник - мужчина, то
это другое дело. И Уолтер для
телевидения даже придумал хорошую
историю о том, почему он пишет только
маленьких девочек и почему у них такие
большие глаза.
В результате вся слава достается Уолтеру, а Маргарет сидит в своей мастерской, выдавая эти картины как на конвейре, и даже своей дочке не может рассказать правду.
***
Это
действительно более или менее
биографическая история художницы
Маргарет Кин, картины которой в
пятидесятых получили большую
известность, причем их автором считался
муж Маргарет, Уолтер Кин.
Уолтер действительно был очень талантливым предпринимателем: он зарабатывал деньги на картинах жены, он зарабатывал деньги на продаже постеров с этих картин, он проводил активные пиар-кампании "собственного" творчества.
Ну
и фильм, в общем-то, посвящен данной
истории и тому, как Маргарет из всего
этого выпуталась.
Впрочем, развязке и борьбе Маргарет за свои права посвящена только последняя треть фильма, первые две трети - именно история того, как Уолтер раскручивал картины жены, выдавая их за свои собственные, а Маргарет страдала, пила и не могла никому открыться.
Что
интересно, Тим Бертон является
поклонником картин Маргарет, у него есть
коллекция ее работ, и Бертон как-то
заказывал Маргарет (она жива до сих пор)
портрет одной своей знакомой.
Сценарий этой картины по книге воспоминаний Маргарет Кин писали Скотт Александер и Ларри Карацевски, которые работали с Бертоном еще на фильме "Эд Вуд". Бертон собирался стать только продюсером этой картины, однако после расставания со своей многолетней музой Хелен Бонем-Картер решил собственноручно снять этот фильм.
Первоначально
на главные роли рассматривались Риз
Уизерспун и Райан Рейнольдс, но с ними
что-то не сложилось, так что роль
Маргарет отдали Эми Адамс, а роль
Уолтера - австрийцу Кристофу Вальцу.
Что получилось у Бертона? Нечто очень яркое и очень красивое. Эпоха пятидесятых воссоздана просто прекрасно. Есть несколько отличных мини-ролей: Джон Полито в роли владельца джаз-клуба, Дэнни Хьюстон в роли репортера, Джейсон Шварцман в роли владельца картинной галереи и Теренс Стэмп в роли главреда влиятельного издания.
Вместе
с тем со всей этой красотой фильм -
практически бессмыслица, пустячок.
Примерно такой же пустячок, как
сверхпопулярные картины Маргарет,
которые, по сути, - кич кичем.
Нет, я не против кича: в конце концов, писающие мальчики на чеканке в свое время висели на стенах туалетов практически во всех семьях Советского Союза.
Но
в самом фильме на удивление очень мало
чисто бертоновского. А ведь Бертон - это
же не какой-то там Бартковьяк. Бертон
очень самобытен, оригинален, имеет
узнаваемую творческую манеру. Каковая
манера в данном фильме не наблюдается ни
на грамм. Ну, точнее, только на грамм и
наблюдается: в одной сцене, когда
Маргарет делает покупки в магазине и
видит у окружающих огромные глаза со
своих картин.
Кроме
того, вроде бы главной героиней картины
должна была стать Маргарет - так, по идее.
Однако центральная фигура здесь вовсе
не Маргарет, которую Бертон иногда и
вовсе забывает на чердачке-мастерской.
Главный герой здесь - Уолтер. На роль
которого Бертон почему-то позвал
Кристофа Вальца.
Вы
спросите, почему "почему-то"? Ну, тут
дело не в том, что реальный Уолтер Кин
был чистым американцем, а Вальц -
австриец. Тут дело в том, что Вальц -
актер очень и очень неровный. И у него
есть только две ипостаси: роли у
Квентина Тарантино, где он иногда выдает
практически шедевры
(собственно, ролью у Тарантино в
Голливуде Вальц и прославился), и роли у
других режиссеров, где Вальц обычно
просто не знает, что ему делать.
Помнится,
когда я услышал, что Вальц будет играть
кардинала Ришелье в "Мушкетерах",
то подумал, что вот уж Кристоф там зажжет
так зажжет. А он даже в этом развеселом
балагане - "Три мушкетера" в стиле
"Обители зла" - ухитрился выглядеть
настолько невзрачно, что я просто диву
давался.
Однако в данной картине Вальц вовсе не серый. Похоже, он где-то прочитал (да в моих рецензиях, конечно) о том, что без Тарантино Вальц зажечь не умеет, поэтому тут Вальц жжот напалмом. Причем Бертон этот напалм притушить своим режиссерским огнетушителем или не может, или не хочет.
А
ведь у Бертона именно Уолтер - главный
персонаж фильма. Что там Маргарет? Ну
сидит себе, запершись, в мастерской,
малюет своих пучеглазых малюток. А
Уолтер резвится вовсю: устраивает
приемы, выступает на телевидении,
инспирирует статьи о себе, проводит
выставки, знакомится с нужными людьми,
заключает контракты и так далее.
В
Уолтере Вальца есть что-то неимоверно
фальшивое, лицемерное и лицедейское.
Причем я не могу сказать, что Вальц
сыграл плохо. Просто персонаж получился
какой-то совершенно вымученный из серии:
"А вот я сейчас покажу, какой он
негодяйский негодяй". А уж сцена суда -
это просто facepalm какой-то: неужели Бертон
не видел, что Вальц тут просто
откровенно кривляется?
И
у него весь персонаж какой-то
совершенно карикатурный. Карикатурно
любезничает и еще более карикатурно
злится. В сценах, где Уолтер, по идее, у
зрителей должен вызывать ужас, у нас с
котом Бубликом вызывал только смех:
какой-то злобный Петрушка. А уж угрозы
убийством в его устах - я вас умоляю...
Что
мы получили в результате? Очень красивую,
как я уже говорил, картинку, отлично
воссозданные, как я уже говорил,
пятидесятые, несколько классных мини-ролей
и почти полное отсутствие драмы
Маргарет Кин. Нет, Эми Адамс как раз
играет хорошо и изо всех сил старается
все-таки донести до зрителей трагедию
своей героини. Но она это делает и
вопреки сценарию, где ее образ прописан
очень схематично и неглубоко, и вопреки
постановке Бертона, которого на порядок
больше интересует Уолтер, причем он
почему-то считает, что Уолтер должен
быть похож на злобного Петрушку.
Так
что от реальной Маргарет тут, как мне
показалось, осталось очень мало. Бертон
и сценаристы настолько кастрировали
некоторые важные составляющие ее
личности, что персонаж просто
разваливается на куски. Глубокую
религиозность Маргарет, сопровождающую
всю ее жизнь с самого детства, Бертон
убрал за ненужностью, поэтому встреча со
свидетелями Иеговы (это было в
реальности, и это изменило всю ее жизнь)
тут и выглядит совершенно непонятной, и
снята каким-то небрежным пунктиром.
Ну,
и что мы получили в итоге? Почти
безвкусную и временами даже горькую
конфету в очень красивой обертке,
содержимое которой почти не напоминает
о Бертоне. Почему у него получилось вот
такое - не знаю, я просто констатирую
факт.
А Вальца я рекомендую без Тарантино из гаража не выпускать. Ну не получается у него без Тарантино.
P. S. Настоящая Маргарет Кин в фильме, разумеется, появляется - ну как без нее?!! Она сидит на лавочке в сцене в парке, где Маргарет и Уолтер выехали порисовать на природе. Также на финальных титрах приводят фото Эми Адамс с Маргарет Кин.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 3+ |
Режиссерская работа | 3+ |
Сценарий | 3 |
красиво и почти бессмысленно
решайте сами
Что-то как-то не тянет меня это смотреть.
Я еще не видел, надо будет посмотреть.
Вообще зажигал, однозначно!
А мне эта сцена больше всего понравилась. Просто он понимал, что его песенка спета, и все что ему оставалось - это изображать шута горохового.
Вальц все-таки здорово сыграл и в "Резне" Поланского
+стопицот. Раза три-четыре пересматривал этот фильм, причём и с дубляжом, и с титрами. Он короткий, чуть больше часа, но невероятное удовольствие. 😄
Вот так и становятся заложниками своего стиля 😄
У Бертона есть по крайней мере еще одна "не бертоновская" картина - "Крупная рыба", которую критиковали за то же самое - отход от своего стиля.
Религиозность Маргарет в фильме тоже отражена. В фильме есть сцена исповеди из-за обмана дочери и показано как совет священника толкает героиню к продолжению обмана. А встреча с евангелистами заставляет её все-таки открыться.
Картина, кстати, обалденная.
Одно посещение исповеди - это называется "религиозность тоже отражена"? Прикольно.
У Бертона есть по крайней мере еще одна "не бертоновская" картина - "Крупная рыба", которую критиковали за то же самое - отход от своего стиля.
«Крупная рыба» уж точно гораздо более Бёртоновская, чем «Марс атакует!», например. )))
Хм, а что за Ричард Бертон? Ошибка?
Ошибка, исправил.