- Режиссер:
- Гэри Росс
- В ролях:
- Уильям Мэйси, Тоби Магуайр, Крис Купер, Джефф Бриджес
Этот
фильм поставлен Гэри Россом по роману
Лоры Хилленбранд "Сухарь - легенда
Америки". В длиннющем романе на
протяжении большого количества
страниц рассказывается о жеребце по
кличке Сухарь, который в тридцатые годы
прошлого столетия стал любимцем
Америки, и о людях, которые эту лошадку
нашли, воспитали и вывели на ипподром (чуть
не написал - в люди). Почему Сухарь стал
любимцем Америки? Да потому что он,
несмотря на все свои совершенно
неказистые параметры (для скаковой
лошади Сухарь был слишком маленький),
побеждал в соревнованиях таких лошадей,
которых победить, казалось, было
невозможно. Для американцев Сухарь, как
это ни странно звучит, символизировал
надежду на будущее. И надежду на то, что
так называемая Американская мечта -
вполне осуществима...
Чарльз
Хоуард (Джефф Бриджес) начинал свою
карьеру с мастерской по ремонту
велосипедов. Однако довольно быстро он
нашел свое истинное призвание сначала
в ремонте автомобилей, а затем и в
торговле этими убийцами лошадок.
Разбогатев, Джефф приобрел огромное
поместье, снабженное отличными
конюшнями, и все эти конюшни заставил
автомобилями, заявив, что пришел новый
век, век автомобилей, и что теперь он не
купил бы лошадь, даже если бы ему ее
предложили за пять долларов.
Но
человек предполагает, а Большой Босс
располагает. В Америке случился
биржевой крах, после которого началась
Великая депрессия, совершенно
изменившая жизнь этой страны на много
лет вперед. Хоуард, в отличие от многих
других американцев, в нищету все-таки
не впал, но об автомобилях ему пришлось
забыть - просто потому, что уже некому
было их покупать, точнее - не на что. И
тогда Хоуард решил вложить последние
оставшиеся средства в скаковую лошадь.
Почему именно в лошадь? Дело в том, что
скачки в период Депрессии не только не
потеряли свою популярность, но и стали
чуть ли не единственным развлечением
американцев.
Однако
у Хоуарда не было достаточной суммы для
того, чтобы приобрести и содержать
дорогую и именитую лошадь. Поэтому он
решил дешево купить никому не
известного новичка, самостоятельно его
воспитать и вывести на ипподром. В
качестве консультанта Хоуард нанял
бывшего мустангера (объездчика лошадей)
с безликим именем Том Смит (Крис Купер).
Смита окружающие считают слегка
тронутым, потому что он с людьми почти
не общается, а предпочитает проводить
время с лошадьми: Смит ухаживает за
ними и лечит, не делая различия между
теми животными, которые еще на что-то
годны, и теми, которые уже никогда не
смогут участвовать в скачках.
Именно
Смит как консультант предложил Хоуарду
купить Сухаря - невзрачного жеребца с
очень нервными повадками, которого
владельцы даже не считали скаковой
лошадью, поэтому отдали за бесценок.
Причем в качестве жокея Смит
посоветовал Хоуарду взять парнишку-ирландца
Рыжего Поларда (Тоби Магуайр) - в
прошлом неудачливого боксера и
неудачливого жокея, а ныне - просто
конюха, который так и не оставил
привычки ввязываться во всякие
неприятности.
Почему
Смит порекомендовал Хоуарду такое
странное сочетание - жеребец-неудачник
и жокей-неудачник? Из чистой математики?
Минус на минус дает плюс? Нет, дело не в
этом. Просто Смит единственный увидел в
Сухаре незаурядные бойцовские
качества, необходимые настоящей
скаковой лошади, и понял, что разбудить
эти качества, скорее всего, сможет
именно этот рыжий паренек, которого
самого жизнь била нещадно и который
отлично знает, что такое быть
неудачником. Теперь они оба нацелены на
победу - неудачник Сухарь, который
слишком мал для скаковой лошади, и
неудачник Рыжий, который слишком велик
для жокея. Пришло время Сухарю с Рыжим,
которых тренирует Смит и опекает
Хоуард, удивить всю Америку...
***
Основная
задача, которая возникает перед
съемочной группой, экранизирующей
пухлый роман в виде художественного
фильма, - это необходимость уложить
примерно двадцать-тридцать серий всего
в две. В процессе подобной, так сказать,
компрессии неминуемо возникают
всевозможные проблемы, серьезнейшим
образом влияющие на конечный продукт.
Цистерну невозможно перелить в бочку -
это всем понятно. Выдрать из
здоровенного романа кусок одной
сюжетной линии и экранизировать именно
его - тоже не лучший выход из положения,
потому что представьте, что, например,
из "Властелина
колец" выдрали и экранизировали
только бой при Хельмовой пади, - что из
этого будет понятно? Ничего! Весь роман
сведется к драчке не пойми кого не
пойми с кем ради не пойми чего...
Гэри
Росс решил не выдирать отдельные куски,
а взял практически весь роман и,
аккуратно компрессируя с различным
уровнем сжатия всевозможные сюжетные
линии, уложил это все в два часа
экранного времени. Получилось, если
говорить об изложении романа в фильме,
не очень хорошо. Совершенно неровно. Я
прекрасно понимаю, что по-другому, в
общем-то, получиться и не могло, но все-таки
слегка раздражает, когда целые
длиннющие сюжетные куски даются
минутными полунамеками, а какие-то
отдельные эпизоды растягиваются на
пять, десять и более минут. Получается
как у паровоза, который мчится от
станции к станции с такой дикой
скоростью, что пассажиры даже не
успевают рассмотреть вид из окна, а
потом на каком-то полустанке
останавливается и торчит там полчаса-час,
предоставляя пассажирам, одуревшим от
тоски, разглядывать стену станционного
туалета, на котором написано сами
понимаете что.
Вот
зрителям, не читавшим роман, и не
понятно, зачем там вообще все эти
постоянные отсылки к Великой депрессии,
когда фильм, в общем-то, о лошади. То
есть налицо, так сказать, спортивное
кино о том, как плохая лошадка с плохим
наездником победила хороших лошадок с
хорошими наездниками, реализовав право
любого неудачника на Американскую
мечту. И в таком контексте вся эта
Депрессия в фильме выглядит как
быстрые реверансы в сторону романа, а
вовсе не как самостоятельная
составляющая. Оно понятно, что этот
период жизни Америки неразрывно связан
с сюжетом картины, но показан он в "Фаворите"
так, что оставляет легкое чувство
недоумения.
Второй
заметный минус картины - определенная
упрощенность и, я бы даже сказал,
лубочность в изображении некоторых
эпизодов. Нельзя подходить так
примитивно, это заметно снижает
впечатление. Конечно, я не хочу сказать,
что в "Фаворите" это все доходит до
уровня слюнявого примитивизма какого-нибудь
"Перл-Харбора"
или "Военного
ныряльщика", - однако определенные
намеки на подобный подход, увы, имеются.
Впрочем, это все, как мне кажется,
больше связано со стремлением
упаковать роман в фильм. Нет времени
рассусоливать определенные подробности.
Поэтому и приходится действовать по
схеме: быстро потренировался - победил,
жуткая проблема - потренировался -
победил.
Теперь
о том, что хорошо. Безусловно, блестящая
работа художников-постановщиков и
декораторов. Соответствующая эпоха
(20-30-е годы прошлого столетия)
воссоздана достаточно точно и очень
скрупулезно, так что своих "Оскаров",
которые картина получит за
художественное воплощение, она вполне
достойна. Но самый главный плюс, на мой
взгляд, - это актерские работы! Вот за
них я простил и скомканность в развитии
сюжета, и упрощение, и лубочность. Джефф
Бриджес, которому досталась роль
Хоуарда, плохо не играет нигде. И здесь
он выглядит вполне на уровне.
Бриджес, на мой взгляд, немного
однообразен, но зато он относится к
разряду актеров, которые не
лицедействуют, а живут в своей роли, по-настоящему
переживая каждый эпизод в жизни
изображаемого ими персонажа.
Тоби
Магуайр мне понравился значительно
меньше, однако я не могу сказать, что он
сыграл плохо. Нет, сыграл он, скажем так,
хорошо. Но, на мой взгляд, эту роль
можно было сделать намного лучше и ярче.
Просто возможно, что Росс все-таки не
того актера подобрал для данного
персонажа. Хотя резоны Росса вполне
понятны. Во-первых, Магуайр у него уже
играл главную роль в "Плезантвилле",
а во-вторых, после "Человека-паука"
Магуайр - это очень кассовое имя,
которое само по себе привлечет
огромную аудиторию.
Но
лично мне в этом фильме больше всего
понравились два других актера. Прежде
всего - это Крис Купер, сыгравший Тома
Смита. Купер - так же, как и Бриджес, -
живет в своих персонажах, а не
изображает их. Однако Купер, в отличие от
Бриджеса, невероятно разнообразен.
Причем во всем этом разнообразии
практически всегда он великолепен!
Достаточно вспомнить полковника Фиттса
из "Красоты
по-американски", Боба Коди из "Трассы
60", Конклина из "Идентификации
Борна" и Джона Лароша из "Адаптации".
В "Фаворите" Купер, играя человека
тихого, невыразительного,
неразговорчивого и погруженного в себя,
создал очень яркий и запоминающийся
образ. Сыграть какого-нибудь психопата
так, чтобы эта роль запомнилась, не
очень сложно. А вот сыграть почти
незаметного персонажа так, чтобы среди
остальных ярких типажей больше всего
запомнили именно его, - такое могут
только профессионалы экстра-класса.
Крис Купер, несомненно, является именно
таким профессионалом!
Ну
и второй великолепный, хотя и совершенно
эпизодический персонаж - это
замечательный актер Уильям Мэйси в роли
радиокомментатора по имени Тик Ток
Макглохлин. Что там вытворяет этот
радиокомментатор и какие звуковые
спецэффекты он создает своими
собственными руками - это просто надо
видеть! Даже если бы фильм оказался
полной ерундой, его стоило бы посмотреть
ради нескольких эпизодов с Уильямом
Мэйси!
Резюмирую.
"Фаворит" - фильм, который, в силу
некоторых особенностей сценария, мог бы
занять свое место в длинной череде
сопливых и пафосных одноразовых поделок,
однако этого, к счастью, не произошло.
Кропотливое воссоздание атмосферы тех
лет, блестящая работа художников и
декораторов, отличная работа актеров -
все это должно наводить на мысль о том,
что этот фильм вполне можно посмотреть.
Хотя он, увы, не лишен некоторых
достаточно серьезных недостатков. Но
просмотра достоин - однозначно!
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 3+ |
хорошо, но неровно
вполне можно