- Режиссер:
- Франсис Вебер
Франсуа
Пиньон (Даниэль Отей) - маленький
человечек, работающий бухгалтером на
фабрике пикантных резиновых изделий,
которые во Франции, как и в Советском
Союзе, также именуются "изделием
номер два". Жизнь Франсуа скучна и
беспросветна. Жена Кристин (Александра Вандернут) ушла от Пиньона,
потому что считает его занудой,
неудачником и полным тютей, и уже
несколько лет не снимает трубку, когда
он звонит и плачется автоответчику. Сын
не хочет встречаться с отцом примерно
по тем же причинам - мальчика
раздражает его занудство, серость и
полное отсутствие индивидуальности.
Одна у Франсуа была радость в жизни - работа. Все-таки находишься в коллективе, бегаешь за кофе для двух очаровательных сотрудниц - словом, жизнь хоть как-то, но идет. Но и этой последней радости Франсуа должны лишить - его увольняют. Начальству нужно кого-то уволить по сокращению штатов, а Пиньон - самая подходящая кандидатура: сер, незаметен и даже на групповой фотографии предприятия он выпал из кадра.
Ну
и все, Пиньону больше нечего ждать в
этой чертовой жизни, поэтому он
собирается покончить с собой, причем
вполне банальным способом -
выбросившись из окна. Однако его от
этого опрометчивого поступка
отговаривает новый сосед Жан-Пьер
Белон (Мишель Амон), который потом
заставляет Франсуа рассказать обо всех
своих горестях. Сосед - одинокий
мужчина почтенного возраста, ему
скучно, хочется бурления страстей
вокруг, и он активно берется за решение
проблем Франсуа.
"Ты
должен стать геем", - говорит Жан-Пьер
Франсуа. Идея, в общем, вполне
правильная. В наше политкорректное
время начальство не посмеет уволить по
сокращению штатов гея - это чревато
очень большими неприятностями для
предприятия, имеющего явное отношение
к секс-индустрии. Однако каким образом
Пиньон может стать геем, если он даже и
натуралом-то толком не выглядит?.. Но
для Белона и эта проблема вполне
решаема. Он с помощью компьютера
вклеивает лицо Франсуа в фотографии,
снятые на какой-то гей-вечеринке, и
отсылает фотомонтаж на завод, где
работает Франсуа...
Жан-Пьер
оказался совершенно прав! Директор
завода (Жан Рошфор), когда узнал, что
Пиньон "гей", тут же решил его не
увольнять. Но Франсуа, оставшись
работать на заводе, попал в достаточно
сложное положение. Окружающие следят
за каждым его шагом, и Пиньону важно не
выдать себя. А тут новая напасть...
Начальник отдела кадров, а по
совместительству тренер заводской
команды по регби Феликс Сантини (Жерар
Депардье) - грубый и невоспитанный
мужлан с явными шовинистическими и
гомофобскими замашками. Сантини всегда
цеплялся к Пиньону и оскорблял его -
этот мужлан недолюбливает сереньких
личностей. Но когда на заводе стало
известно, что Франсуа - гей, один из
местных начальников отделов Гийом (Тьерри
Лермитт) стал подкалывать недалекого
Сантини, утверждая, что с таким
неполиткорректным отношением к геям
сам начальник отдела кадров на работе
долго не продержится. А тогда - прощай
завод, прощай любимая команда по регби...
Сантини,
как человек достаточно туповатый и
недалекий, верит всему, что плетет
прикалывающийся Гийом. Феликс очень
дорожит своей работой, а особенно
командой по регби, поэтому он начинает
слушать "дружеские советы" Гийома
и пытается завести дружбу с Пиньоном.
Над этим угорает весь завод. А тут еще и
начальница Пиньона - красавица мадмуазель Бертран (Мишель Ларок) пытается
выяснить, "голубой" Франсуа или
все-таки нет...
В общем, жизнь Франсуа Пиньона круто изменилась и стала до предела насыщенной. Другой вопрос, что из всего этого получится...
***
Франсис
Вебер - классик французской комедии,
снявший такие фильмы, как "Высокий
блондин в черном ботинке", "Клетка
для пташек", "Папаши", "Беглецы",
"Великолепный", "Игрушка", "Невезучие",
"Ужин с
придурком". В большинстве его
прославленных комедий одного из
главных персонажей звали Франсуа
Пиньон или Франсуа Перрен - это имя было
символом трогательного романтического
простачка, который все время попадает
во всякие дурацкие истории, но из них
обязательно выбирается - как правило,
при помощи мужественного напарника,
который костерит Пиньона на все лады,
но тем не менее вытаскивает из
неприятностей.
Самый
известный Франсуа Перрен-Пиньон - это,
конечно, Пьер Ришар. От высокого
блондина до игрушечного папаши с
невезучими беглецами. Позже персонаж
под именем Франсуа Пиньон появился в "Ужине
с придурком" - классическом и
всенародно любимом во Франции
спектакле, из которого Вебер сделал
кинофильм, - где его сыграл еще один
очень известный комедийный актер Жак
Вийере. Ну и относительно недавно
Перрен в исполнении Патрика Брюэля
появился в фильме "Ягуар", в
котором Вебер слегка изменил своим
принципам и снял нечто вроде
приключенческого боевика,
задействовав там некоторых
голливудских актеров, и этот
эксперимент, на мой взгляд, окончился
полным провалом...
А
теперь - снова комедия. Причем выбор
очередного Пиньона-Перрена -
достаточно неожиданный. Его играет
Даниэль Отей - актер совершенно
некомедийный, снимающийся практически
в одних лишь только драмах, в которых он
играет очень сложные психологические
роли. Здесь же Отей перевоплощается в
классического Пиньона - маленького
человечка, неудачника и, в общем,
придурка. Однако и у придурка может
проснуться чувство собственного
достоинства, и тогда он возьмет верх
над всеми своими недоброжелателями.
Отей
в роли Пиньона смотрится, скажем так,
несколько непривычно (после
классических буффонад того же Ришара),
однако вовсе не плохо. Даже и хорошо,
потому что типаж неклишированный и
незатасканный. Действительно,
маленький человечек - "когда он
вполоборота смотрит одним глазом, то он
жутко похож на нахохлившегося голубя,
Бертран, ты замечаешь?", - который
начинает сражаться со своей несчастной
судьбой и выходит из этого сражения
победителем. Хороший пример для всех
"маленьких человечков", которые
должны понять, что таковыми они делают
себя сами и что в их силах стать
личностями - нужно только не бояться
сделать первый шаг.
Жерар
Депардье - частый спутник всяких
Перренов-Пиньонов - здесь также играет
несколько нестандартную роль. Поначалу
кажется, что этот грубиян-мужлан
добивается дружбы и расположения
Пиньона только из опасения потерять
работу, но потом выясняется, что этот
громила вдруг обнаружил в себе
некоторые совершенно неожиданные
чувства - и это действительно очень и
очень забавно. Депардье здесь мне очень
понравился, в отличие от многих других
его недавних ролей...
В
результате получилась вполне неплохая
комедия, чем-то действительно
напоминающая старые французские (подчеркиваю)
комедии. И за одно это ее уже вполне
имеет смысл посмотреть. А то несколько
неприятно смотреть, как французы со
своим вполне самобытным и оригинальным
кинематографом пытаются подражать
Голливуду, причем из этого, как правило,
ничего хорошего не получается. В данном
же случае это если не старый Вебер в
полном расцвете сил, то хотя бы Вебер,
который еще вполне на плаву...
P. S. Да, чуть не забыл! Композитор картины - Владимир Косма! Это еще один довод в пользу просмотра...
***
Зрелищность | - |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4- |
неплохая французская комедия
вполне можно