- Режиссер:
- Чарльз Шаер
Папа
маленькой Жанны Валуа, чей род восходит
к королям, позволил себе
непозволительную роскошь обличать
монархию и говорить, что бедные - не
такие уж плохие. Это была откровенная
нахальства с его стороны, потому что
сам он, как представитель благородного
рода, жил в роскоши и довольстве, так
что неудивительно, что монархия
некоторым образом за себя оскорбилась.
А оскорбившись, отомстила. И у папы
маленькой Жанны отобрали дворец, все
имущество, ну и заодно и жизнь, чтобы он
больше не позволял себе позволять
такие непозволительные крамолы (не
знаю, как вы, а я эту фразу считаю
просто шедевром)! Мама Жанны тоже не
вынесла монаршей немилости в виде
гибели папы, поэтому ее участью стала
все та же хладная могила. И осталась
Жанна - одна одинешенька. Лишенная
титула, а главное - фамильного замка.
Это введение. Выведение заключается в следующем: Жанна на могиле папы и мамы дала страшную клятву вернуть фамильный замок во что бы то ни стало!
Сначала
детка идет вполне закономерным путем:
пишет массу прошений, пытается каким-то
образом попасть на прием к министру
титулов и королеве - но все тщетно!
Монархия решила в корень извести род
Валуа - негодяев, посмевших выступить,
хоть и пассивно, против монархии, -
поэтому малютка Жанна может хоть до
умопомрачения шататься по приемным и
выделывать всякие кундштюки (например,
как-то раз она притворно упала в
обморок прямо под ноги королеве, сжимая
в ручке свернутую бумагу с прошением) -
ничего у нее не выйдет. По мнению
монархии, девушке следовало быть менее
настырной и не пытаться восстановить
неугодное Сенату и народу Рима имя. Ей
бы, например, стать какой-нибудь
вышивальщицей, либо же гризеткой, может
быть, консьержкой, либо же -
шоколадницей...
Но
Жанна (Хилари Суонк) - не такая! В ее
жилах бегут кровяные тельца неистовых
Валуа, чьим девизом был старинный клич:
"Не все то заяц, что носится по полю",
поэтому она решила, как юный Вовка-морковка,
пойти другим путем...
Разумеется, одной девушке не справиться. Времена, как вы понимаете, были суровые, поэтому Жанна нуждалась в некотором руководстве. Правда, у нее на момент активного восстановления справедливости уже был муж - граф Николас де ла Мотт (Эдриен Броуди), однако малютка Жанна вышла за него исключительно по расчету - ради титула и положения в обществе, - поэтому от мужа было мало проку. Кстати, какой при этом замужестве был расчет у самого красавца графа, обожавшего интрижки с актрисками, - история умалчивает.
Активную
руководящую и направляющую роль Жанна
нашла в лице и еще некоторых других
частях тела жиголо Рито де Вилетт (Саймон
Бейкер), у которого было тяжелое
детство: отец - алкоголик, мать -
проститутка, поэтому Рито отлично
ориентируется во всех хитросплетениях
самого дна парижского высшего общества.
Перед Жанной - светлая цель: восстановить свое доброе имя, а главное - вернуть себе родовой замок. Цель, как вы понимаете, чистая и благородная, поэтому нет таких грязных способов, которые нельзя было бы использовать для ее достижения. Жанна решилась на весьма своеобразную авантюру, связанную с неким бриллиантовым ожерельем...
Это
потрясающее по красоте и стоимости
украшение было изготовлено
придворными ювелирами для любовницы
короля Людовика XV, однако тетку
отлучили от двора, и ожерелье осталось
невыкупленным, принеся ювелирам
кошмарные убытки. Они попытались было
предложить ожерелье королеве, но та
была оскорблена тем, что ожерелье
изначально предназначалось не ей, а
какой-то любовнице, поэтому отказалась
выкупить украшение...
И
вот тут Жанна решила сделать следующее:
она от имени королевы, с помощью
подделанных писем, предложила
кардиналу Луи де Роану (Джонатан Прайс)
выступить гарантом приобретения этого
ожерелья. Расчет был простой. Кардинал
выкупит ожерелье, Жанна возьмется
передать украшение королеве и присвоит
его. Королева, разумеется, не заплатит,
а кардинал не станет протестовать,
чтобы не быть замешанным в скандале,
затрагивающем высокородных особ. Кроме
того, кардинал надеется, что королева
сделает его, как Ришелье, премьер-министром,
и Жанна ловко на этом играет. У
кардинала есть свое доверенное лицо -
граф Калиостро (Кристофер Уокен),
который поначалу Жанне сильно мешает,
но девушка нашла способ и его склонить
к сотрудничеству с ней.
Вот таким образом и начинается эта хитрая и сложная интрига, которая в конечном итоге - по мнению создателей фильма - привела к французской революции и обезглавливанию царственных особ.
***
Моя
тетушка очень давно придумала свое
определение душещипательным
мелодрамам из богатой жизни. Она их
назвала: "Любовь в богатом доме с
хорошим концом". И несмотря на то, что
определение, быть может, звучит
несколько двусмысленно, я считаю его
крайне удачным. В данном случае мы как
раз и имеем "Любовь в богатом доме с
хорошим концом". Правда, с небольшим
уклоном в высокий штиль, пафосные
чувства и трагическое негодование
распущенностью высшего света.
Впрочем,
все эти высокие штили не стоят
выеденного яйца. Конечно, было слегка
обидно за малютку Жанну, когда ее
папашу немного убили, а родовое гнездо
разворошили, однако дальнейшее
поведение девчушки вряд ли должно было
стать эталоном для правильных девочек
и мальчиков. Поэтому учиться у нее
нечему! Морали в этой истории нет
никакой! Даже хотя бы моей любимой "спички
- детям не игрушка". Потому что Жанна,
если хорошенько подумать, редкостная
мерзавка.
Ну
да, враги, конечно, сожгли родную хату и
все такое, но девчушка попросту сперла
ожерелье стоимостью в миллион
французских долларов тех времен, при
этом со страшной силой подставив:
своего любовника Рито (он очень здорово
пострадал), мужа Николаса (правда, он
внакладе не остался, но был вынужден
бежать из Франции), кардинала де Роана (его
святейшество еле-еле выпутался после
этой совершенно колоссальной подставы,
но стал полнейшим импотентом, а ведь
раньше был мужик - ого-го какой кардинал!),
ну и королеву заодно, которой просто-напросто
отсекли голову.
Конечно,
кардинал тоже был не подарок. Де Роан,
что называется, был обуреваем
страстями, а фраза "помолимся вместе"
в его устах означала обычный минет, то
есть молиться следовало кардиналу, а не
его Верховному патрону. Да и
наставление на путь истинный своих
прихожанок де Роан производил тоже
вовсе не с помощью святого елея, а
совсем, как вы понимаете, даже наоборот.
Но это были его проблемы! Тем более, что
прихожанки оставались вполне довольны,
ведь де Роан - всем кардиналам кардинал!
Прихожанки считали, что через него на
них исходила божья благодать. Впрочем,
почти так оно и было. Так что не очень
понятно, с какой стати Жанна так
жестоко поступила с этим, безусловно,
достойным человеком. Да и королева
пострадала совершенно напрасно! Однако
хватит углубляться в пучины сюжета.
Поговорим по существу...
Сюжетик,
прямо скажем, так себе сюжетик. Сначала
сплошная драма, затем, когда Жанна
встречается с Рито, практически
комедия, после этого - запутанный
детектив, а напоследок - слезливая
мелодрама. Утверждается, что это все
поставлено по реальным событиям. В
общем, так оно и есть, потому что какая-то
история с ожерельем в те времена
действительно имела место быть, но по
более-менее достоверным данным
выкрасть ожерелье решил авантюрист
граф Калиостро, а графиня Жанна де ла
Мотт-Валуа ему просто помогала.
Авантюра была раскрыта, Калиостро
арестовали и выслали из Франции. Что
сталось с Жанной - вроде, точно не
известно. По некоторым сведениями она
оказалась в Англии и написала книгу о
своей жизни. Но уж точно ожерелье не
вызывало декапитацию (очень модное
слово) королевской семьи и не разбудило,
подобно истории с декабристами и
Герценом, французскую революцию.
Впрочем,
поставлено это все, врать не буду,
довольно пристойно. Основные претензии
все больше к сюжету и общей
направленности всего фильма, а не к
постановке. Костюмы и декорации -
безусловно, очень хороши (кстати, фильм
как раз и выдвигался на Оскара за
костюмы). Актеры тоже играют очень и
очень неплохо. Не понравилась мне
только главная героиня - Хилари Суонк, -
а вот все остальные вполне заслуживают
того, чтобы посмотреть на их игру. Рито
в исполнении Саймона Бейкера -
очаровашка, старательно пытающийся
быть мерзавцем. Мил, приятен,
симпатичен и убедителен. В других
фильмах (в частности, в "Секретах
Лос-Анджелеса" и в "Красной
планете") он мне совершенно не
запомнился, а здесь... Весьма хорош
Эдриен Броуди в роли мужа Жанны. Эдакий
парижский хлыщ, коварный соблазнитель,
подлый негодяй. Классно сыграно, типаж -
совершенно убедительный, однако при
этом не лишенный довольно симпатичных
черт. Вот все-таки люблю я, когда подлые
соблазнители хорошо выглядят на экране.
Уж и не знаю, откуда это во мне.
Но
главные комплименты, конечно,
Джонатану Прайсу - кардиналу де Роану!
Вот где величие порока! Вот где кипение
страстей, вот где низость высот в самом
широкомасштабном смысле! Прайс - актер
универсальный. Он с одинаковой
достоверностью играет как очень
наивных юношей, стремящихся к
торжеству справедливости, так и
высокородных негодяев. Данная роль -
просто шедевр! Я был очень впечатлен и
рекомендовал бы посмотреть картину
хотя бы только из-за него! А если учесть,
что Бейкер и Броуди весьма удачно
дополняют в актерский ансамбль,
лишнюю изюминку которому
добавляет всегда интересный Кристофер
Уокен, становится понятно, что актеры -
это главное, что есть в фильме!
Джоэли
Ричардсон, играющая Мария Антуанетту,
очень хорошая актриса (она мне весьма
понравилась в фильме "Все
возможно, бейби"), но в данном
случае, как мне показалось, это просто
не ее роль. Особых претензий нет, однако...
Ну не Мария Антуанетта это, хоть убейте!
Резюмирую. Сценарий - не фонтан, однозначно. Акценты расставлены не те и не там, а ведь могла бы получиться премиленькая история, если из нее убрать ненужный пафос. Постановка - вполне неплохая, работа художников и декораторов - весьма на уровне. Актерский ансамбль, если не считать не слишком удачную главную героиню, на очень высоком уровне. Ради него я бы даже рекомендовал посмотреть этот фильм, хотя по совокупности вряд ли поставлю выше четверочки с бо-о-о-ольшим минусом!
(грустно) Ну что им стоило получше проработать сюжет? С такими актерами можно было бы сделать просто шедевр!
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 3 |
аморальная морализаторская трагедия
можно, но только из-за актеров и костюмов