- Режиссер:
- Гэри Фледер
- В ролях:
- Фамке Янссен, Шон Бин, Бриттани Мерфи, Оливер Плэтт, Дженнифер Эспозито, Майкл Дуглас, Пол Шульц
Натан
Р. Конрад (Майкл Дуглас) - преуспевающий
детский психиатр. У него прекрасная
квартира, богато обставленный кабинет,
пациенты из именитых семей - всякие
подростки в пубертатном периоде,
которым доктор Конрад нежно, но
внушительно объясняет, что от
мастурбации, сынок, руки не загорятся и
глаза не лопнут.
Как-то раз доктора Конрада, когда он уже ехал домой отмечать День благодарения, вызвал его старый знакомый - доктор Луис Сакс (Оливер Плэтт). Луис работает психиатром в тюремной клинике, и он умоляет Натана посмотреть одну пациентку - девушку по имени Элизабет Барроуз (Бриттани Мерфи). Десять лет назад у Элизабет на глазах погиб ее отец, и с тех пор девушка страдает сильнейшими психическими расстройствами, коих у нее нашли аж десяток штук.
Конрад
не понимает, к чему такая спешка, - тем
более что он мчался домой, к семье, -
однако Луис объясняет, что если быстро
не выяснить, что с этой девушкой, то ее
через пару дней увезут в психушку, и там
Элизабет останется на всю жизнь.
А
потом у семьи Конрадов похитят их
единственную дочь. За похищением стоит
некий Патрик Костер (Шон Бин) -
преступник, которого некоторое время
назад обдурил его напарник, когда они
вместе похитили бриллиант невиданного
размера. Элизабет - дочь того самого
напарника, и его десять лет назад
прикончил именно Патрик. Элизабет
знает некое число, имеющее отношение к
тому месту, где спрятан бриллиант.
Причем она сама ничего не знает о
бриллианте, да и число, возможно, не
помнит.
Дочка
Конрада была похищена для того, чтобы
Натан пустил в ход все свои
профессиональные знания и сумел
выяснить у Элизабет этот код для
Патрика. В противном случае его дочь
умрет. Ну и Конраду ничего не остается,
кроме как начать работать с Элизабет. А
времени у него - всего семь часов.
***
Гэри
Фледер - создатель довольно известного
триллера "Чем заняться мертвецу в
Денвере", фильма, в котором играли:
Энди Гарсиа, Кристофер Ллойд, Кристофер
Уокен, Трит Уилльямс, Стив Бушеми. "Не
говори ни слова" - тоже триллер,
причем в нем занят достаточно звездный
состав во главе с самим Майклом
Дугласом, мастером подобных ролей (достаточно
вспомнить "Игру",
"Идеальное
убийство" и "Черный
дождь").
С
одной стороны, сценарий "Не говори ни
слова" особой оригинальностью ну
никак не отличается: все эти похищения
дочери главного героя, чтобы заставить
отца выполнить задание некоего
преступника, присутствуют в десятках
различных фильмов от
невероятно надуманного "В
последний момент" и до откровенно
скучного "24 часа" с Шарлиз Терон и
Кевином Бейконом.
Тем
не менее, несмотря на совершенно
типовую схему завязки, сценарий
отличается тщательной продуманностью
деталей и четкой взаимосвязью во всех
завихрениях сюжета, а это как раз
бывает нечасто. Явных натяжек в фильме
не наблюдается, мотивация персонажей и
их поведение - вполне логичны.
А
уж если к этому добавить несомненное
мастерство режиссера и высокий класс
актеров (прежде всего, конечно, Шона
Бина и Майкла Дугласа), тогда вы
получите весьма качественный триллер,
который смотрится на одном дыхании от
начала и до конца.
Фледер
- мастер нагнетать напряжение. Это было
продемонстрировано в "Чем заняться
мертвецу в Денвере", и это вполне
подтвердилось в "Не говори ни слова".
Если в самом начале режиссер еще
использует уже набившие оскомину
приемы, когда зрителей пугают как бы
просто так, чтобы они свыклись с мыслью
неотвратимо надвигающегося липкого
ужаса, - я имею в виду сцену, когда Натан
ищет дочку по всей квартире, и мы уже
думаем, что дочурку к чертовой матери
похитили, а она на самом деле прячется в
шкафу, - то дальше у зрителей уже нет
поводов для претензий: действие
развивается стремительно и
захватывающе, а уж поводов
понервничать - предостаточно.
Причем
здесь никаких таких особых кровавостей
нет (хотя детям этот фильм смотреть
совершенно не рекомендуется), а
напряжение создается все сгущающейся
атмосферой полной безнадеги, в которую
попало семейство Конрадов: и номер этот
вытащить из девочки-психопатки почти
невозможно, да и развязка даже при
наличии номера сомнений не вызывает -
Патрик все равно предпочтет убрать
всех свидетелей.
И
все это настолько заставляет
понервничать, что пару раз я совершенно
неожиданно для себя порадовался тому,
что в голливудских фильмах обычно
принято делать счастливый хеппи-энд, -
это хоть как-то успокаивало в моменты,
когда казалось, что главные герои
завязли по уши.
Майкл
Дуглас играет в психологических
триллерах очень интересно: манера игры
чрезвычайно скупая, эмоций мало,
однако напряженность, страх,
растерянность, но вместе с тем
решимость сквозят в каждом взгляде и
в каждом жесте. Поэтому при наличии
Дугласа даже простенький триллер
смотрится достаточно выигрышно, а уж когда он участвует в фильме, сделанном на крепкой сценарной основе хорошим режиссером - получается "Не говори ни слова", картина, вполне достойная просмотра.
Шон
Бин - актер прекрасный, но его в
Голливуде редко выпускают за рамки
типовых злодеев, причем его персонажа
обязательно по фильму убивают. Но Шон
Бин и в таких ролях ухитряется находить
и демонстрировать какие-то яркие и
запоминающиеся черточки - данная
картина не исключение. А уж их
финальное противостояние с персонажем
Дугласа - просто великолепно. Особенно
фраза "Ты - не такой, как я" и ответ
на нее.
Резюмирую.
Очень крепкий психологический триллер,
который я посмотрел с большим
удовольствием. Как представитель жанра
- один из лучших, хотя подобная завязка
сценария встречается в десятках картин.
Но тут все искупает мастерская
постановка и отличная игра актеров.
Твердая четверка с плюсом.
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
хороший триллер
вполне можно
Касательно того, что "сценарий отличается тщательной продуманностью деталей и четкой взаимосвязью во всех завихрениях сюжета, а это как раз бывает нечасто" не могу всецело согласиться, поскольку в картине присутствует ряд очень неоднозначных моментов:
1. В квартире Натана кругом камеры в том числе и в спальне причем прямо над кроватью, к тому же довольно высоко, жена давно в разрисованном гипсе и все время торчит дома - как преступникам удалось скрытно понаставить столько камер совершенно непонятно.
2. Бриттани строит из себя тронутую только в первой сцене, а уже во второй ведет себя на порядок нормальнее, причем сразу. Понятно, что фильм идет почти два часа и времени на более менее достоверную прокачку психбольной совершенно нет, но данный ключевой момент обыгран очень слабо и слишком быстро.
3. Это не прокол, но лично мне не понравились кадры, в которых Сакс демонстративно входил и выходил в те моменты, когда Натан говорил, что его дочку похитили. Это слишком наигранно.
4. Непонятно зачем тут мексиканка София - она приходит и уходит и кроме мимолетного напряжения ничего с собой не несет.
5. Со стороны таких умных преступников, которые натыкивают везде видеокамеры и жучки, разбираются в компьютерах и, что более важно, человеческой психологии, убийство Сары до получения кода было откровенным идиотизмом.
6. Когда слишком правильная полицменша, которая к слову неправдоподобно быстро все распутывает, допрашивает Сакса он указывает на фотку Патрика и говорит, что тот дал время до пяти. Совершенно непонятно, почему Патрик смог обработать Натана дистанционно и не светиться при этом, а стырив Сару ему зачем-то еще пришлось лично встречаться с куда более хлипким Саксом и ставить задачу раскрывая при этом свою потенциально разыскиваемую физиономию, которая есть в базе данных. Это все очень странно.
7. Когда Натан уводит Бриттани преступники на это никак не реагируют, хотя должны - ведь в палате также есть их жучок. Почему не реагируют - непонятно.
8. Натан садится в лифт и уводит Сару, хотя меткая полицменша уже прокачала его - что ей стоит позвонить и сказать, чтобы охрана перекрыла все выходы непонятно.
9. Натан шурует на остров никого не предупредив имея в запасе лишь чужой пистолет в кармане, а также большую практику психиатра, но ведь это глупо - если уж он сам стал диктовать правила игры и вышел из-под аудиовизуального контроля, то вполне логично было хотя бы предупредить полицию.
10. Патрик всего раз стреляет в здании, а полицменша на как бы не совсем бесшумном водном транспорте моментально это просекает и мчится аки гончая на звук. Возможно, но верится с трудом.
11. Неясно зачем вообще нужна битва Натана с волосатиком и почему в итоге Патрик пристреливает не Натана, а своего напарника - неужели он настолько разозлился, что тот позволил девочке попеть кантри? Еще больше непонятно почему после этого второй напарник не пристрелил Патрика - ведь надо быть полным кретином, чтобы не понять, что следующим трупом после волосатика будет он сам.
Резюмирую: фильм добротный, хороший, но как для триллера, излишне степенный, нехаризматичный и с рядом сюжетных несуразиц. Так что по сравнению с этим фильмом упомянутый выше "Чем заняться мертвецу в Денвере" просто шедевр жанра. Хотя он то как раз и не триллер, а просто криминальная драма.