- Режиссер:
- Владимир Машков
Как
актер Машков мне нравился далеко не
везде. Ну, то есть выглядел он везде
прилично - не помню ни одной его
действительно плохой роли, - но всякие
могутные, а оттого лубочные уральские
диссиденты емельяны
пугачевы, страдающие от собственной
гениальности и "кладущие себя на
алтарь отечества" олигархи,
невнятные папаши русской дочери, а в
особенности тоскующие в 12-миллионном
особняке в Малибу по Родине новые
русские миллионеры как-то не
вдохновляли. Лубок - он и есть лубок.
Впрочем, в "Воре" Машков мне уже
понравился. Потому что уже не лубок.
Роль интересная, яркая, да и фильм -
очень и очень неплохой... Как режиссер
Владимир Машков мне не нравился
совершенно, потому что снял он всего
один фильм "Сирота казанская", где
при неплохом сценарии и наборе
действительно хороших актеров ничего
интересного толком не получилось,
причем именно из-за постановки.
Картина "Папа". Изначально - "наивно-патриотическая" (как говорил сам автор) пьеса Александра Галича "Матросская тишина", написанная в 1956 году, далее - один из самых популярных с начала 80-х до середины 90-х спектаклей "Табакерки", в котором старика Абрама Шварца играл Владимир Машков, а роли его взрослого сына Давида в свое время доставались Миронову и Безрукову. Машков сыграл роль старика Абрама Шварца почти четыреста раз. И вот теперь - фильм "Папа", поставленный самим Владимиром Машковым, причем главную роль - Абрама Ильича Шварца - исполняет он же...
***
1929
год, первая пятилетка, пыльный
украинский городишко Тульчин. Абрам
Ильич Шварц - пожилой маленький
человечек, работающий начальником
склада, занимающийся, как водится, на
этом складе всякими фиглями-миглями с
помощью своего подручного кладовщика
Мити Жучкова. Давид Шварц, сын Абрама
Ильича, - школьник первой советской
пятилетки: патриот, мечтатель, спорщик
и, как водится, барабанщик Страны
Советов. Впрочем, барабанщик он - сугубо
в переносном смысле. Потому что Абрам
Ильич не хочет, чтобы Додик был
барабанщиком. Абрам Ильич лелеет
традиционную и даже во многих смыслах
шаблонную для еврейской оседлости
мечту о том, чтобы Додик стал великим
скрипачом! Да-да, чтобы его Додик вышел
на сцену большого-большого зала и
сыграл мазурку Венявского, а потом
опять и опять сыграл, и люди чтобы
хлопали бесконечно и кричали "браво"! И
тогда Додик, мечтается Абраму Ильичу,
скажет этим людям, что это его папа
сделал Додика тем, кем он есть сейчас.
Его папа из маленького и пыльного
Тульчина. Он был пьяница и жулик, папа
Додика, но он хотел, чтобы его сын узнал,
с чем кушают счастье...
Чтобы чего-то добиться - особенно в области музыки, - нужно долго и упорно работать, причем с раннего детства. Давид, с одной стороны, любит скрипку, но с другой - как можно нудно и изо дня в день долбить эти чертовы упражнения и играть этого чертового Венявского (в фильме - Чайковского), когда на улице лето, на улице пацаны и всякие такие развлечения, в которых если не поучаствуешь сегодня, то кажется, что подобной возможности уже не представится никогда в жизни... Поэтому Додик не очень любит своего папу, заставляющего мальчика бесконечно упражняться на скрипке, и мечтает как можно быстрее вырваться из этого тухлого Тульчина на волю - в Москву...
Ну
а дальше была Москва, общежитие при
консерватории и феноменальный успех
юного скрипача Давида Шварца. Абрам
Ильич все-таки добился своего: Давид
выступал на сцене. Но папа не видел
успех Додика. Он по-прежнему находился
в своем Тульчине, продолжая с помощью
Мити и все тех же фиглей-миглей
выкручивать из склада хоть сколько-нибудь
немножечко денежек, которые он копил
исключительно для Додика. Папа хотел
накопить побольше и приехать к Додику в
гости, в Москву. Абрам Ильич ни разу в
жизни не выбирался из Тульчина, поэтому
такая поездка для него была двойной
радостью: увидеть дорогого Додика на
гребне успеха и повидать красавицу-Москву.
Но нужен ли юному дарованию нелепый,
смешной и неопрятный местечковый папа -
это еще большой вопрос...
***
Скажу сразу - на мой взгляд, фильм получился очень хороший. И не только хороший, но также сильный и действительно берущий за душу. Когда в картине рассматриваются темы родительской любви, сыновнего предательства и прощения, ее не получится снять на одном чистом расчете - чтобы просто выдавить из зрителей слезу или сорвать приз на каком-нибудь фестивале просто из-за выигрышной тематики. То есть снять-то получится, но фальшь для чуть более требовательной публики будет видна за версту. Или не фальшь, а расчет, но это фактически одно и то же.
У
Машкова получился фильм очень
искренний. И, в общем, трудно было
ожидать чего-то другого, потому что
Владимир много лет мечтал снять эту
картину, а кроме того, вложил в нее
много чисто личных переживаний. Да,
критики ему неоднократно предъявляли
претензии в том, что он, будучи
постановщиком, сам снялся в
главной роли. Обычно это не принято,
причем по вполне понятным причинам:
главный актер, будучи одновременно
режиссером, не сможет адекватно
оценить свою игру со стороны. А сделать
это необходимо. В кинематографе крайне
редко встречаются подобные прецеденты,
когда режиссер одновременно играет
главную роль. Ну разве что в фильмах
Вуди Аллена, но режиссер Вуди Аллен
ставит фильмы фактически о Вуди Аллене,
куда приглашает на роль Вуди Аллена -
Вуди Аллена, поэтому это все-таки
несколько другой случай.
Машков, разумеется, прекрасно осознавал все сложности, связанные с подобным решением. Более того, одно время он действительно искал актера на роль Абрама Шварца, собираясь остаться только режиссером. Но потом все-таки решил сам сыграть эту роль, чтобы, как он сам выразился, в случае неудачи винить во всем одного себя.
Что из этого получилось? Скажу так: определенные проблемы, связанные с тем, что Машкова-актера снимает Машков-режиссер, в фильме видны. Некоторые сцены, при наличии другого режиссера, вероятно, можно было сделать еще лучше - немного тоньше. Но у меня не повернется язык сказать, что это рискованное мероприятие - режиссер в главной роли - окончилось неудачей. Потому что Машков сыграл Абрама Шварца блестяще: очень ярко и очень сильно. Да, в некоторых местах он слегка, на мой взгляд, переигрывал, но даже в подобных моментах явной фальши не чувствовалось. Это был скорее некий надрыв, а не переигрывание, и в данном случае надрыв вполне, на мой взгляд, оправданный.
Остальные
роли в фильме - не настолько заметные,
как роль Абрама Ильича (впрочем, это
вполне понятно), но тем не менее вполне
цельные и интересные. Давида в детском
варианте играет юный скрипач, ученик
Владимира Спивакова (который, кстати,
выступил музыкальным руководителем
этого фильма) Андрей Розендент.
Взрослого Давида сыграл довольно
известный молодой актер Егор Бероев.
Поразительно то, что Бероев и Розендент
- фактически одно лицо. Такое ощущение,
что Машков просто ждал, когда юный
Давид подрастет, чтобы снять его во
взрослом варианте. То же самое с
соседкой Давида по Тульчину - девочкой
Ханой, которую в детском варианте
играет Ксения Беспалова, а во взрослом -
Ольга Мирошникова: одно лицо, жесты и
манеры.
Давид во взрослом варианте мне, в общем, понравился, но без явных восторгов. Бероев подсознательно почему-то все время напоминал Костика из "Покровских ворот", и это слегка портило впечатление. А вот взрослая Хана - Мирошникова - очень понравилась, хотя у нее всего один небольшой эпизод. Но самый трогательный персонаж, на мой взгляд, получился у Ксении Глинки, сыгравшей Люду Шутову: шумную и суперактивную Люду Шутову, пишущую "гениальные" революционные стихи и нежно влюбленную в Давида...
Резюмирую.
Машков - молодец. Я поверил в него как
режиссера и как актера. Потому что и с
постановочной точки зрения (Владимир,
кстати, был не только режиссером и
актером, но и одним из авторов
киносценария, а также продюсером), и с
актерской этот фильм сделан очень и
очень хорошо. И даже определенные
недостатки почти не снижают
впечатление, потому что фильм - очень
искренний. А за это можно простить
многое, хотя в данном случае прощать
практически ничего не нужно. Нужно
просто посмотреть. И подумать. Для того
и снято...
Я считаю этот фильм одним из лучших российских фильмов последних лет. Это действительно очень хорошее кино.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 5- |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 5 |
очень хорошее кино
да