- Режиссер:
- Александр Рогожкин
Великая
Отечественная, 1943 год, Крайний Север.
Маленький аэродром, затерянный в
чукотской тундре. Именно сюда
прилетали с Аляски американские
самолеты, поставляемые по ленд-лизу.
После этого самолеты быстренько
проверялись техниками, белые звезды
перекрашивались в красный цвет, в
кабины садились советские летчики, ну а
дальше самолеты отправлялись на фронт,
воевать.
Вроде бы обычные военные будни, однако определенную пикантность ситуации придает то, что наши летчики - совсем молоденькие ребята, которые только что закончили ускоренные курсы летного училища, а американцы, пригоняющие самолеты, - женщины. Правда, не такие уж и молоденькие. Но ребят это не смущает. Так же, как не смущает их тот факт, что американки не говорят по-русски, а они не говорят по-английски. В конце концов, если постараться, то всегда можно найти общий язык.
Но
пилоты пилотами, самолеты самолетами,
а на аэродроме идет своя военная жизнь.
Комендант аэродрома капитан Юрченко (Алексей
Серебряков) - герой войны, который,
однако, после полученной контузии не
совсем адекватен. Говоря простыми
словами - он больной на всю голову, и
капитана после очередных приступов
бешенства, которые наступают с
завидной регулярностью, приходится
ловить и связывать как буйного
психопата.
Командующий
аэродромом капитан Лисневский (Даниил
Страхов) - симпатичный молодой офицер:
слуга народу, отец солдатам и
одновременно - нежный друг местной
библиотекарши Ирины (Анастасия
Немоляева), которая также выполняет
функции переводчика, несмотря на свой
ужасающий акцент. Политическое
руководство на аэродроме осуществляет
замполит Свист - добродушный, хотя и
традиционно пугливый капитан,
неразлучный с собачкой Музой.
Также
на аэродроме в качестве вольнонаемных
присутствуют местные жители чукчи,
среди которых выделяется паренек Вася (Алексей
Петров), не по-чукотски хитрый интриган,
который везде умеет хорошо устроиться.
***
Вы
спросите, а в чем, собственно,
заключается сюжет? Где действие-то? Так
вот, дело в том, что никакого особого
действия и никакого особого сюжета в
картине нет. Поначалу кажется, что
основной упор будет делаться на
взаимоотношения молоденьких летчиков
и американских теток. То есть новая "Кукушка",
но уже не в русско-финско-саами-варианте,
а в советско-американском.
Ан
нет! Тема взаимоотношений советских
пареньков с американскими летчицами
хотя и проходит красной нитью через
весь фильм, но делает это таким редким
пунктиром, что основной данная линия не
является никак, а все "ха-ха" из
серии трудностей перевода
укладываются в немудреную историю о
том, как лейтенант Очко пошел к
американкам извиняться и зачитал
похабную фразу, написанную ему
скромным чукчей Васей. (Видать, у них
там на Чукотке для местных жителей были
открыты специальные курсы.)
Так
что все-таки является основным сюжетом?
Однозначно на этот вопрос ответить
невозможно. Потому что начинается это
как комедия, потом идет довольно
длинный и нудноватый кусок,
напоминающий абстрактный сериал "На
далекой заставе", - все ходят туда-сюда,
типа как служат родине и испытывают
сложности во взаимоотношениях, - а
когда думаешь, что все это сейчас уже
закончится каким-нибудь пшиком,
режиссерский самолет вдруг выруливает
на совершенно неожиданный детектив.
Причем
не просто детектив, а как бы
французский детектив с Эркюлем Пуаро,
которого блестяще сыграл Кирилл
Ульянов. Однако остался совершенно
непонятным тот факт, почему офицер НКВД
с бериевскими очочками и щеточкой усов
изъясняется как выпускник Сорбонны и
ведет себя как Пуаро. (Ульянов в этой
роли жутко похож на Тима Рота.) Рогожкин
действительно считает, что офицеры
НКВД были именно такими? Или в этом
таится какое-то глубокое "ха-ха",
которое я просто не сумел разглядеть?
В
результате к сценарию фильма возникли
очень серьезные претензии. Целостности
в картине нет никакой. И дело не в том,
что, цитирую одну рецензию, "Рогожкину
не важен сюжет, ему важны
взаимоотношения". Взаимоотношения
тоже могут и должны составлять какую-то
определенную канву сюжета, а не
представлять собой бесцельную
мешанину. Рогожкин говорил в интервью,
что в фильме нет второстепенных героев,
потому что там все главные, - это и
привело практически к хаосу. Понятно,
что у режиссера всегда есть соблазн
взять да и отменить какой-нибудь
классический кинематографический
постулат - мол, я так вижу, поэтому пошли
все эти классики в город Жопецкий. Но
если не следовать старым канонам, тогда
нужно придумывать свои новые, а в
данном случае это никак не произошло.
Рогожкин
сделал главными героями минимум
десяток персонажей, после чего и сам
замучился гоняться за ними с камерами,
перескакивая с одного на другого и с
пятого на десятое, и зрителей (по
крайней мере в нашем с Бубликом лице)
замучил. За всей этой достаточно
бесцельной мешаниной довольно сложно
уследить, причем основная проблема не в
том, что сложно, а в том, что не очень-то и
хотелось. Потому что над всем этим реет
ореол искусственности, фальшивости и
надуманности.
Вы
думаете, это фильм о войне? О том, как
18-19-летние мальчишки отправлялись в бой?
Да нет. Война там практически вообще
никак не показана - начало фильма
напоминает какой-то водевиль на
военные темы советских времен. Алексей
Серебряков великолепно сыграл
психопата Юрченко, но, скажите на
милость, кто в военное время (да и в
мирное тоже) стал бы держать буйного
психа комендантом важнейшего военного
объекта? Поэтому когда Юрченко там
буянит и хулиганит - все это выглядит
более чем странно.
Тонкости
взаимоотношений? Да нет там никаких
тонкостей. Наоборот, все вполне дубово.
Красавчик Лисневский трахает
библиотекаршу, библиотекарша
кокетничает с изучающим английский
молоденьким летчиком, Юрченко свинячит
и трахает тетку с кухни, одновременно
не переваривая Лисневского, а
Лисневский ненавидит Юрченко, картинно
играя желваками. На этом фоне летчики
изредка кадрятся с американками, а над
всем этим кипящим котлом шекспировских
страстей парит невозмутимая
физиономия чукчи Васи, который явно
американский шпион, иначе откуда он тут
вдруг выучил английский?
Кроме
того, явная потеря темпа, которая у
Рогожкина вдруг стала проявляться в
последних фильмах (например, в "Кукушке"
было два очень затянутых эпизода,
которые явно резали глаз), и здесь
выскочила по полной программе: картина
идет два часа двадцать минут и, на мой
взгляд, очень затянута. И это не та
ситуация, как с "Амаркордом":
смотришь и молишься, чтобы все это
подольше не заканчивалось. С "Перегоном"
скорее наоборот - думаешь, оно вообще
когда-нибудь закончится или нет.
Ну
и последний из минусов, которые я
просто должен упомянуть, - это диалоги.
Я не знаю, кто в этом виноват -
сценаристы или сам режиссер (официальный
сайт фильма на удивление
бестолковый: там нет и половины нужной
информации), но диалоги просто поражают
своей непрофессиональностью: суконный
и совершенно неживой язык, что более
чем странно для Рогожкина, персонажи
фильмов которого обычно общаются
вполне естественно.
Впрочем,
при всех очень заметных недостатках в
фильме есть и явные положительные
моменты. Прежде всего - это актерские
работы. Серебряков и Ульянов, как я уже
сказал, сыграли просто блестяще,
несмотря на явную искусственность их
персонажей. А вот еще один персонаж -
бывший политзэк, а ныне вольнонаемный
повар Ромадановский в исполнении Юрия
Орлова - и со сценарной точки зрения
получился вполне живым и ярким, и
сыгран был изумительно.
Ну
и можно еще отметить несколько весьма
забавных эпизодов, в которых как раз
проявился фирменный рогожкинский юмор,
- с поросенком Тарасиком, с замполитом и
так далее.
Что
интересно, американцев и американок в
основном играли непрофессиональные
актеры, но американцы и американки (не
считая пары канадцев и одного
итальянца). Играли средненько (за
исключением двух мужских персонажей -
американского переводчика и одного из
летчиков, который обманул чукчу Васю),
однако хоть говорили на американском
английском, за что уже большое спасибо.
Резюмирую. Очень неровный и весьма спорный фильм, не лишенный, однако, некоторых положительных моментов. Но мне скорее не понравилось, чем понравилось.
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 3+ |
Сценарий | 3 |
хорошая актерская игра при слабеньком сюжете
решайте сами