- Режиссер:
- Дон Сигел
- В ролях:
- Клинт Иствуд, Патрик Макгуэн
"Call me Bronko" (c) Bill Murray.
На
свете есть хорошие заключенные и
плохие заключенные. Хорошие сидят там,
где прикажут, не выеживаются, выполняют
все распоряжения начальства и не
пробуют сбежать. Плохие - ведут себя
строптиво, ругаются с начальством, но
главное - делают ноги при любом удобном
и неудобном случае, создавая
начальству и охране массу геморроя. И
кроме того, лишая их денежных премий в
случае удачного побега.>
Но против таких негодяев у общества есть (точнее сказать - была) симпатичная тюрьма неподалеку от Сан-Франциско, которая называется "Алькатрас". В просторечье, впрочем, ее называют "Скалой", так как расположена она на острове и выглядит, как мрачный и неприступный утес. Чем славилась эта тюрьма? Тем, что из нее невозможно было убежать. Сам Гувер был уверен, что из "Алькатраса" - не свалить, а у Гувера была голова - я вас умоляю. Поэтому в эту тюрьму сажали только самых достойных членов преступного сообщества, типа Аль Капоне, с которыми охранникам было бы жалко расставаться.
Начальником
"Алькатраса" работал суровый
мужик, который очень тщательно
продумал схему внутреннего распорядка,
не позволяющую заключенным строить
какие-либо планы побега. И мужик крайне
гордился своим заведением и надеялся
проработать там очень долго, надзирая
за своими любимыми заключенными. Но увы
- всему на свете, даже самому приятному,
приходит конец. А конец пришел в виде
профессионального грабителя банков
Фрэнка Морриса (Клинт Иствуд), которого
на беду начальника посадили в "Алькатрас".
Фрэнк - человек очень твердых жизненных
принципов. Один из этих принципов
гласил, что куда бы его ни посадили,
отовсюду он должен сбежать. Вот такой
принцип. Лично я за это Морриса уважаю.
Потому что - что за человек без
принципов? Так, пустышка.
А
вот начальник принципы Морриса не
уважал, за что и поплатился. Я так думаю,
что он просто не читал "Графа Монте
Карло Кристо", поэтому не знал, что у
заключенных времени - ох как много,
особенно если их посадили на всю жизнь.
И что заключенные даже какой-то
паршивой пилочкой для ногтей могут
просквозить туннель почище станции
метро "Маяковская", и это им даже
доставляет удовольствие, потому что
надо же себя чем-то занять.
Фильм
и рассказывает о том, как Моррис вместе
с двумя друзьями задумал, подготовил и
осуществил самый знаменитый побег во
всей истории криминалистики.
Доподлинно не известно, сумели ли они
добраться до берега, но тела так и не
были найдены, поэтому считается, что
побег был успешным. А после этого
побега тюрьма "Алькатрас" была
расформирована, начальник отправлен в
отставку (говорят, что он сильно запил,
а потом и вовсе опустился - стал
торговать кока-колой), после чего
американцы об этой тюрьме сняли
дурацкую сказочку "Скала" с
Кейджем и Шоном Коннери (вот сейчас
меня начнут пинать ногами поклонники
этого фильма, заявляя, что это не
дурацкая сказочка, а классный боевик...
ну хорошо, хорошо, американцы сняли
дурацкий классный боевик "Скала").
"Побег
из Алькатраса" снят очень хорошо и
смотрится вполне даже увлекательно.
Несмотря на то, что особого экшна в
фильме нет (но в тюрьме с этим делом, как
вы понимаете, не особенно разгуляешься),
взаимоотношения Морриса с другими
заключенными и подготовка к побегу
смотрятся захватывающе. Хотя, вроде,
чего там особенного в подготовке -
ковыряет стенку щипцами для ногтей, и
все дела. Иствуд играет довольно
здорово - такой суровый Моррис, который
ненавидит урода-начальника и готов
скипнуть любой ценой. И скипает. Причем
успешно. Особенно интересно это все
смотрится, когда знаешь, что примерно
так и было на самом деле (вы уже поняли,
что фильм основан на совершенно
реальных событиях).
Не
обошлось, конечно, без привычной
политкорректности. Моррис в тюрьме
знакомится с негром по кличке
Англичанин (кстати, в Англии негров -
хоть пруд пруди, так что я не удивился),
и с ним разыгрывается забавная сцена:
Моррис гуляет на прогулке и вдруг видит Англичанина, сидящего на каменных ступеньках. Он подходит к Англичанину, перебрасывается с ним парой слов и собирается уходить. Тут Англичанин спрашивает:
- А ты не сел рядом со мной, потому что боишься, или потому что ненавидишь негров?
- Потому что ненавижу негров, - сурово отвечает Моррис и садится рядом с ним.
На
этой сцене я так зааплодировал, что кот
Бублик, счастливо дрыхнувший у меня на
коленях, упал на пол левым ухом и
немножко рассердился. Но потом меня
быстро простил, потому что в фильме
участвует мышка, так что Бублик
картиной живо заинтересовался.
Резюмирую. Фильм хороший. Снят просто, но достаточно стильно и увлекательно. В нем, конечно, больше всякой психологии, чем экшна, но именно это мне и понравилось. Никто "тюремными ужасами" слезу не давит, а просто рассказывают, как это было на самом деле, что весьма интересно. Надо ли смотреть? Вполне имеет смысл.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
увлекательно
можно