- Режиссер:
- Ричард Линклейтер
- Не так много, но в последнее время
стал принимать больше.
Ключевой диалог фильма
Калифорния.
Ближайшее будущее. Проблема наркомании
встала в полный рост: по меньшей мере двадцать
процентов населения плотно сидит на наркотиках,
самым опасным среди которых считается
некий
Боб Арктор (Киану Ривз) -
глубоко законспирированный сотрудник
этого полицейского подразделения. Он
работает под прикрытием: общается с
наркоманами и их поставщиками, пытаясь
выйти на источники
Арктор
внимательно наблюдает за Баррисом - ему
кажется, что Джеймс может быть связан с
кем-то из крупных поставщиков.
Параллельно Боб окучивает
наркодилершу Донну Хаторн (Уайнона
Райдер) - также в надежде выйти через
нее на каких-то поставщиков
Проблема
заключается в том, что Арктору, чтобы
себя не раскрыть, пришлось начать
принимать наркотики - тот самый
***
Фильм
"Помутнение" поставлен по
одноименному роману классика
фантастической литературы Филипа Дика.
Что интересно, в начале девяностых этот
роман хотел поставить сам Терри
Гиллиам, однако он тогда все-таки решил
обратиться к творчеству другого автора
и поставил "Страх и ненависть в Лас-Вегасе"
по роману создателя гонзо-журналистики
Хантера Томпсона. А, кстати, было бы
интересно посмотреть, что бы с сюжетом
Филипа Дика сделал Гиллиам.
Однако
этот фильм в конце концов поставил
Ричард Линклейтер, и его версия также
вполне заслуживает внимания.
Линклейтер собственноручно писал киносценарий
этого фильма, несмотря на то что
некоторое время назад сам Чарли
Кауфман ("Быть Джоном Малковичем",
"Адаптация") делал киносценарий
"Помутнения". Но у Линклейтера
было собственное видение постановки,
поэтому он решил сделать свою версию.
Зачем
там потребовалось особое видение? Дело
в том, что "Помутнение" - роман
весьма сложный. Это в кратком изложении
завязки сюжета все выглядит довольно
просто: агент под прикрытием, пытается
выйти на поставщика и все такое. Вроде
как обычный детектив. Но на самом деле
"Помутнение" не имеет ничего
общего с детективом. Это чистая
психоделика: окружающий мир видится
глазами полицейского с распадающейся
личностью, которому отличить правду от
вымысла, сон от яви, друга от врага -
довольно сложно. Причем Филип Дик в
интервью сам говорил, что при написании
романа он использовал свой опыт
употребления наркотиков, так что
искаженное восприятие мира Бобом
Арктором выглядит вполне достоверно.
Чтобы
как-то смоделировать это восприятие, а
также решить некоторые постановочные
задачи, Линклейтер прибегнул к нечасто
используемому приему,
который называется "ротоскопирование":
сначала снимается обычный фильм с актерами,
а затем художники-аниматоры каждый кадр
рисуют поверх реального. Ну и плюс -
дорисовываются некоторые элементы, которых
в реальных съемках не было: зеленые вши,
появляющиеся в глюках Фрека,
крышесносящие маскировочные костюмы
полицейских и так далее. В итоге
смотрится это очень интересно: с одной
стороны, это вполне живые актеры,
причем весьма известные, а с другой -
почти чистая анимация, которая, впрочем,
довольно значительно отличается от
обычной анимации мимикой персонажей.
Надо сказать, что техника эта известна
давно (например, ее использовал еще Уолт
Дисней в фильмах "Белоснежка и семь гномов" и
"Золушка", чтобы добиться
естественности движений персонажей), а сам
Линклейтер сделал с подобной технологией
картину Waking Life.
Мне
очень понравилось, как сделано "Помутнение". Несмотря на то что с точки
зрения визуализации и спецэффектов
ничего особенного в нем нет -
подавляющее большинство эпизодов
представляет собой диалоги главных
персонажей, - выглядит это здорово,
необычно и действительно психоделично.
Особенно маскировочные костюмы,
которые представляют собой постоянно
меняющуюся мозаику из разных лиц и
разной одежды.
Причем
в фильме есть очень хорошие актерские
работы, которые довольно активно
прорываются сквозь анимационные
фильтры. Больше всего мне понравился
Роберт Дауни-младший,
блестяще сыгравший Барриса! Совершенно
феерический персонаж: забавный,
одновременно чем-то противный, смешной
и при этом слегка страшный. Некоторые
из его диалогов-монологов - просто
великолепны! Роберт был не в состоянии
запомнить весь тот поток сознания,
который выдавал его герой, и записывал
кусочки роли на стикерах,
прикрепленных к стенам декораций.
Режиссеру потом пришлось давать
указание команде художников-ротоскопистов
не копировать эти стикеры в
анимационном варианте.
Также
очень здорово выглядели два постоянно
обдолбанных торчка - Эрни, которого
отлично сыграл Вуди Харрельсон, и
параноик Фрек, изображенный Рори
Кокрейном. Сцены, в которых вся эта
троица собиралась вместе, Баррис с Эрни
начинали дурить, а Фрека это все
жутко пугало, - смотрятся весьма здорово.
Киану
Ривз мне не сильно понравился, но он мне
нигде на самом деле не нравится. Но с
его персонажем больше играют
закадровый текст и сюжет. Уайнона
Райдер вполне неплохо выступила в роли
наркодилерши, но как-то без изюминки.
Впрочем, в троице Дауни-младшего,
Харрельсона и Кокрейна изюминок
хватило бы на целый магазин булочек.
Резюмирую.
Очень необычный и весьма оригинальный
фильм, который я посмотрел с большим
удовольствием. И детективная
составляющая сюжета вполне на высоте,
и постановка вполне впечатляет, а уж
наркоманская троица во главе с
Баррисом - так просто блеск! Сцена с
велосипедом по уровню психоделики
приблизилась к гиллиамовскому эпизоду
с ванной и магнитофоном в "Страхе и
ненависти в Лас-Вегасе".
Тем не менее картина далеко не всем понравилась, да и сборы показала весьма средние. Не все оценили этот эксперимент. Но я - оценил, однозначно. Оригинально, свежо, забавно, и тянет еще раз посмотреть.
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
интересно и оригинально
вполне можно
Алекс а ты смотрел это самое "Пробуждение Жизни"?
Стоит посмотреть только из-за этого.