Рейтинг Кинопоиск: 7,5
Рейтинг Экслера: 8,0
- Режиссер:
- Чан Ань Хунг
Отзыв кота Бублика
Экранизация французского романа о влюбленном поваре, в которой все кипит, шкварчит и хрустит.
Антон Долин, Медуза
Парадоксально, но в качестве бессюжетного сборника исторических анекдотов и кулинарных советов «Рецепт любви» работает лучше вычурно выстроенной драмы.
Анна Ентякова, Кинорепортер
Можно осторожно предположить, что председатель каннского жюри, шведский режиссер-сатирик Рубен Эстланд, известный своими антибуржуазными выходками, скорее воспринял «Рецепт любви» как издевательство над французским обжорством, нежели как романтический гимн большой любви на фоне гигантских кастрюль.
Лидия Маслова, Фонтанка
Франция, конец XIX века. Доден Буффан (Бенуа Мажимель) - аристократ, наследник состоятельной семьи, ему принадлежит старинный замок, в котором живет сам Доден, прислуга и Эжени (Жюльет Бинош), повариха Буффана. Сам Доден - известный кулинар и гурман, его называют Наполеоном кулинарии. И в лице Эжени, которая живет в замке уже двадцать лет, он нашел идеальную партнершу на кухне, способную с необычайным мастерством воплотить изысканные блюда, придуманные Буффаном.
Эжени для Буффана - партнерша не только на кухне. Все эти двадцать лет он влюблен в Эжени и много раз делал ей предложение, однако она ему всегда отказывала: ей важна личная независимость, и она не хочет себя связывать узами брака. Да, периодически дверь спальни Эжени открывается для Додена, но Эжени считает, что статус жены нарушит ту тонкую чувственную связь, которую есть между ними.
Время от времени Буффан приглашает в замок на обед своих близких друзей - врача, юриста и финансиста. Они все дружат давно и вместе составляют эдакий клуб эпикурейцев. Друзья обожают обеды у Додена, на которых подают великолепные блюда, приготовленные Эжени, и во время этих обедов они наслаждаются изысканными винами, рассуждают о литературе и кулинарии.
Друзья Буффана высоко ценят искусство Эжени, лично приходят на кухню чтобы поблагодарить ее, и спрашивают, почему Эжени не присоединяется к ним за обедом, но Эжени, которой комфортнее что-то перекусить на кухне в компании служанки Виолет (Галатея Беллуджи), отвечает, что она общается с ними посредством приготовленных блюд.
***
Оригинальное название картины переводится как "Страсть Додена Буффана" - она поставлена по книге Марселя Руффа "La Vie et la passion de Dodin-Bouffant, gourmet" (Жизнь и страсть Додена-Буффана, гурмана). За пределами Франции эту книгу вряд ли кто-то знает, поэтому в разных странах картине давали свои названия: например, в Канаде и США она называется "Вкус вещей", а в России - "Рецепт любви", и, на мой взгляд, это вполне удачный вариант названия, содержащий определенный каламбур.
Поставил этот фильм французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг: его 12-летним подростком привезли из Вьетнама во Францию, и он с первого же своего фильма "Аромат зеленой папайи", вышедшего в 1992 году, заявил о себе как об очень серьезном режиссере - этот его кинодебют был номинирован на "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке.
Я этот фильм собирался смотреть, но среди моих знакомых, чье мнение мне интересно, отзывы о "Рецепте любви" были полярные. Одним очень понравилось, другие говорили, что фильм скучный, похожий на какую-то документалку о работе кухни в замке в XIX веке, и что у них такое впечатление, что в картине на протяжении двух часов бесконечно кипятят воду и переливают ее в разные кастрюли.
Но этот фильм стал победителем Каннского фестиваля 2023 года в категории "лучший режиссер", его также номинировали на главную награду Каннского фестиваля плюс у него три номинации на премию "Сезар" 2024 года, но, впрочем, во Франции картина ни одной награды не получила.
Я посмотрел и сразу скажу - мне этот фильм чрезвычайно понравился. Он действительно сделан в очень необычной манере - в картине много времени уделяется тому, как на кухне Эжени и сам Буффан готовят различные блюда, причем эти процессы показываются во всяких подробностях, - однако, на мой взгляд, это снято настолько здорово, что я от фильма просто не мог оторваться!
У меня не было никаких завышенных ожиданий, скорее наоборот - я думал, что мне не понравится. И там действительно практически первые полчаса фильма показывают только то, как Эжени, Доден и служанка Виолет готовят обед, на который должны прийти друзья Буффана. И далее в фильме есть еще эпизоды, в которых в подробностях показывают процессы приготовления различных блюд.
Но как это сделано! Как это снято оператором картины Джонатаном Рикебургом! Как это озвучено, как поставлены хореография - в данном случае термин звучит странновато, но это так и есть - перемещений по кухне Додена, Эжени и Виолет - это производит очень большое впечатление!
Сама кухня конца XIX века, различные сковородки, кастрюли, сотейники, приспособления, большая дровяная печь с конфорками, составленными из чугунных элементов (у нас в деревне были такие конфорки у печи, я их хорошо помню) - и все это складывается в своеобразный танец участников кухонного действа, которые создают изысканные блюда для обеда Буффана с друзьями.
Причем это все не сопровождается какой-то закадровой музыкой, а наоборот - все эти звуки разделываемой рыбы, разрезаемого мяса, хруста листьев салата, когда его моют и режут, шипение поджариваемого на сковороде лука - это все специально усилено, и создает полное впечатление того, что ты находишься на этой кухне и воочию наблюдаешь за процессом приготовления блюд.
Термин "натюрморт" у художников означает "неживую природу". Но здесь эти натюрморты из овощей, салата, мяса и рыбы - они живые, они осязаемые, очень скоро они превратятся в несколько интереснейших блюд, которые хотелось бы попробовать! И некоторые кадры подготовленных для приготовления продуктов очень напоминают натюрморты голландских художников - знаменитые "кухонные" натюрморты и "рыбные" натюрморты.
Я не зря сказал, что то, как герои перемещаются по кухне в процессе приготовления - это своего рода хореография. Каждый из них знает, что будет делать в следующий момент, они много лет работают вместе - это прежде всего Эжени и Доден, - и их действия выверены до мелочей. Они друг другу никак не мешают, они на кухне ни разу не сталкиваются, потому что они знают, что каждый из них будет делать в процессе приготовления того или иного блюда. Они на кухне практически не разговаривают, они понимают друг друга безо всяких слов.
Но тут, разумеется, есть не только процесс приготовления еды. Также здесь есть интересные разговоры "клуба эпикурейцев", Буффана и его друзей. Есть история совсем юной девочки Полин (Бонни Шанье-Равуар), племянницы Виолет, у которой Доден обнаружил уникальный кулинарный талант: Полин достаточно попробовать какой-нибудь соус, и она почти точно определяет его ингредиенты. Нас также ждет забавная история с тем, как европейский принц пригласил на обед Додена, Наполеона от кулинарии, надеясь поразить его мастерством своего шеф-повара, а Буффан этот безумный восьмичасовой обед (его не покажут) нашел страшно помпезным, избыточным и лишенным какого-то гастрономического смысла, ну и самое главное - нам покажут финал истории любви Эжени и Додена.
Любви очень нежной, трепетной и даже возвышенной. Двадцать лет они жили в одном доме, двадцать лет они пронесли в себе это чувство. Они и через двадцать лет друг с другом на "вы". Нам буквально в самом начале фильма показывают, что Эжени страдает каким-то недугом, природу которого не может определить даже врач, друг Буффана. Мы понимаем, что она, скорее всего, скоро умрет. Это понимает она сама, это понимает Доден, он всячески пытается этому как-то сопротивляться, но что он в действительности может сделать? Только продолжать ловить те мгновенья, когда его Эжени еще рядом с ним.
И там есть изумительный эпизод, как Доден, когда Эжени уже не выходит из своей комнаты, устраивает ей роскошный ужин, пуская в ход все свое мастерство, чтобы продемонстрировать ей свою любовь через те блюда, которые он для нее готовит. Она уже почти не может есть, но она все пробует, потому что понимает, что это сделано специально для нее. И Буффан просит разрешения присутствовать рядом, чтобы просто посмотреть, как она ест его блюда. И он для нее откупоривает уникальную бутылку шампанского Krug, которая 50 лет пролежала на морском дне - оно стоит каких-то безумных денег, но ему уже все равно, сколько это стоит.
Актера Бенуа Мажимеля я мало где видел. Я знаю, что в конце девяностых он считался одним из самых многообещающих актеров французского кинематографа, я знаю, что он получил приз Каннского фестиваля в 2001 году, и у него аж три выигранных премии Сезар (последние две - два года подряд: в 2022 и 2023 году), но я его видел только в "Маленьких секретах" (и не слишком удачном продолжении) и во "Французском транзите". Во всех этих фильмах у него были роли небольшие, хотя и запоминающиеся.
Здесь Мажимель очень понравился. Вроде бы ничего особенного тут по роли демонстрировать не требовалось, однако образ получился очень интересный: Доден - человек фанатично увлеченный кулинарией, он и повар-виртуоз, и исследователь-экспериментатор. Он многое знает о свойствах различных продуктов, он умеет изобретать необычные и эффектные сочетания.
При этом он - аристократ, держащий себя с большим достоинством, однако он никак не кичится своим происхождением и со всеми общается очень дружелюбно. Единственный персонаж, к которому он в картине относится несколько свысока - тот самый европейский принц, который решил поразить "Наполеона от кулинарии" роскошеством своего обеда. И с каким пренебрежением потом Буффан отзывался об этом восьмичасовом обеде, потому что настоящий гурман - он не обжирается. Истинный гурман ценит мастерство приготовление блюда, тонкое сочетание вкусов, а не нагромождение самой разнообразной еды.
Жюльет Бинош не относится к моим любимым актрисам, мне она только в "Шоколаде" понравилась. Здесь ее Эжени - просто чудо как хороша. Она ничего ни от кого не требует, старается быть незаметной, на все происходящее она смотрит с легкой улыбкой, тем не менее ее героиня мгновенно запоминается. А небольшие эпизоды того, как они разговаривают с Доденом один на один - совершенно удивительные по тому, насколько много о них и об их отношениях говорят их взгляды и жесты, а не слова.
Известно, что Жюльет Бинош с Бенуа Мажимелем играли главные роли в фильме 1999 года "Дети века". После этого они несколько лет были в отношениях, и у них родилась дочь Ханна. Они расстались в 2003 году, то есть за двадцать лет до съемок в этом фильме, но когда здесь смотришь на их экранную пару - такую нежность по отношению друг к другу сыграть, как мне кажется, просто невозможно.
Основное действие в картине происходит на кухне, где, как я говорил, как будто оживают картины старых мастеров, но в некоторых эпизодах герои выходят на природу, и вот там уже как будто оживают картины французских импрессионистов - прежде всего, Клода Моне. Краски, одежда, создающееся настроение - это сделано совершенно замечательно.
Съемочная группа очень тщательно подошла к воссозданию соответствующей эпохи. Это относится ко всему: к кухонной утвари, интерьерам, одежде, еде, вину и к манере поведения героев картины.
Там есть один забавный момент, как Доден с тремя друзьям приходят к Огюстену полакомиться ортоланами. Ортолан - это такая разновидность овсянки. Его ловят сеткой, откармливают зерном, затем топят в арманьяке и жарят. В фильме Доден с друзьями прежде чем есть ортоланов накрывают головы большой белой тканевой салфеткой. Там никак не объясняется, зачем они это делают, и я после просмотра полез изучать данный вопрос.
Оказалось, что на юго-западе Франции действительно есть такая традиция. Объяснения этому даются очень разные: чтобы едок мог незаметно выплевывать кости, чтобы скрывать жир, текущий по щекам едоков, ну и самое интересное объяснение - чтобы скрыть это роскошество от глаз бога.
Кстати, по поводу достоверности приготовления блюд. Все это готовилось непосредственно в процессе съемок, и главным кулинарным консультантом в картине был великий Пьер Ганьер - знаменитый французский шеф-повар, имеющий аж 13 звезд в гиде Мишлен. У Ганьера также отличное чувство самоиронии, потому что он в этой картине сыграл маленькую эпизодическую роль... шеф-повара европейского принца, о кулинарных способностях которого Доден отзывался с таким презрением.
Чудесная картина, просто чудесная. Меня она очаровала буквально с первых кадров, и я ее посмотрел с огромным удовольствием. Она очень атмосферная, создает отличное настроение, несмотря на некоторые драматичные моменты, и оставляет замечательное послевкусие. Я ее смотрел один раз и запомнил буквально покадрово. И в процессе просмотра очень пожалел, что не посмотрел "Рецепт любви" на большом экране - оно того, безусловно, стоило.
Но, судя по отзывам некоторых зрителей, этот фильм может и не захватить, может показаться скучным. Подумаешь, какая-то кухня, что-то постоянно готовят - тоска...
Для меня же этот фильм - прямо-таки знаковый. Оригинальный, необычный, очень французский, хотя его сделал этнический вьетнамец. Но не зря говорят, что иностранцы нередко делают совершенно замечательные фильмы о странах, где они не родились и не выросли. Просто некоторые вещи иногда лучше видны со стороны.
P.S. Я где-то читал, что в Каннах этот фильм показывали под названием "Пот-о-фё". Это традиционное французское блюдо (дословно - котелок на огне), представляющее собой наваристый суп из говядины и овощей. Первоначально пот-о-фё было едой бедняков: крестьяне подвешивали котелок над огнем и варили в нем мясо и сезонные овощи. Позже, как французский буйабес или испанская паэлья, пот-о-фё стало очень популярным среди всех слоев французского общества, включая королевский двор, и теперь это неотъемлемая часть французской кухни. Именно пот-о-фё собирался приготовить Доден для европейского принца, которого он ждал с ответным визитом. Этим он хотел продемонстрировать, что даже такое простое вроде бы блюдо можно сделать так, что оно затмит все тяжеловесные изыски его повара.
P.P.S. Бенуа Мажимель и Жюльет Бинош в фильме 1999 года "Дети века".
Официальный трейлер:
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5+ |
Сценарий | 5 |
чудесное кино
да
Алекс, ты же смотрел сериал Миллиарды. Там Акс с Вагсом в третьем сезоне делают то же самое, прежде чем съесть ортоланов.
Я, впрочем, тоже, меня теперь вся семья "упрекает" в изысканных соусах.