- Режиссер:
- Сидни Люмет
- В ролях:
- Аль Пачино, Мюррей Абрахам, Джон Рэндольф, Джек Кихоу, Бифф Макгуайр, Барбара Ида-Янг
Фрэнк Серпико (Аль Пачино) с
детских лет хотел служить в полиции. Он
просто бредил этой профессией, он
мечтал работать под прикрытием,
выслеживать преступников, брать их с
поличным, суя пистолет в зубы, и
произносить при этом великолепную
фразу, которая звучала как песня: "Ваша
карта бита, сдавайтесь!" Однако когда
Фрэнк вырос, окончил полицейскую школу
и действительно отправился работать в
полицию, то выяснилось, что
действительность грубо обманула его
юношеские мечты.
Нет-нет, с работой под прикрытием, выслеживанием преступников всех мастей, произведением арестов и даже произнесением знаменитой фразы оказалось все в порядке - Фрэнк этим занимается с утра до вечера, - но выяснилось одно обстоятельство, которое весьма сильно портило радость Фрэнка оттого, что исполнилась его детская мечта. Имя этому обстоятельству - коррупция в полиции. Как смог судить Фрэнк, полиция прогнила сверху донизу и снизу до самого верха. Брали все - от патрульных до больших начальников. Впрочем, начальники сами не брали - не хотели мараться, - но им отстегивали патрульные. Четкое разделение труда: патрульные выбивают деньги со всех, от мирных торговцев до преступников, а затем дают начальству "смочить клювик".
По идее, Фрэнк, узнав о нравах,
царящих в полиции, должен был сначала
прийти в ужас (что он и сделал), затем
подумать, что раз все этим занимаются,
то, значит, такое положение дел должно
быть в порядке вещей, а потом Фрэнку
ничего не оставалось, как принять
правила игры и начать получать весьма
солидную прибавку к весьма скромному
жалованью.
Но, как ни странно, Фрэнк
этого не сделал. Он предпочел остаться
белой вороной, хотя негативные
последствия этого шага можно было
просчитать с самого начала. Впрочем, у
Фрэнка есть покровитель среди высокого
полицейского начальства, который
заинтересован в искоренении коррупции
в полиции, однако высокое начальство
рулит в высоких кабинетах, а там, где
работает Серпико, - рулят самые низшие
чины, которые, что неудивительно, к
Серпико относятся, мягко говоря,
негативно.
Карьера в полиции у Серпико,
что называется, не задалась. Хотя было
бы странно, если бы он вдруг начал
активно продвигаться по служебной
лестнице. Как известно, по лестнице
человек не столько продвигается,
сколько его продвигают, а двигать
Серпико в тех полицейских отделениях,
где он служил, никто не собирался.
Наоборот, все были заинтересованы в том,
чтобы парень работал на самой грязной
работе и получал как можно меньше
доступа к тому, что творится в
полицейском участке.
Но Серпико никакой грязной
работы не гнушался. Он действительно
любил эту работу, и ей была подчинена
вся его жизнь. Фрэнк отпустил длинные
волосы и бороду, чтобы не сильно
отличаться от подозреваемых, за
которыми он охотился, и он одевался
точно так же, как всякие драгдилеры в
нищих кварталах. Благодаря хорошей
маскировке и самоотверженности Фрэнк
поймал многих наркодельцов, но кого-то
из них тут же отпустили, потому что эти
шустрые ребята быстро "подмазали"
полицейских в отделении, а кого-то
засчитали вовсе не Серпико, а другим
полицейским. Потому что Серпико был
парией в любом отделении.
Все полицейские знали, что
Фрэнк не берет взятки, и они были
уверены в том, что парень их когда-нибудь
заложит. Так что Серпико приходилось
больше опасаться своих напарников,
нежели преступников, которых он
арестовывал. Оно понятно, что
преступники могли влепить ему пулю. Но
друзья-полицейские также могли
выстрелить в Серпико или подставить
его под пулю какого-нибудь бандита, и с
этим справиться было намного сложнее...
***
Фильм поставлен по книге
Питера Мааса, в которой рассказывается
совершенно реальная история
полицейского, работающего под
прикрытием, по фамилии Серпико, который
всю жизнь боролся с коррупцией в
полиции, получил пулю в голову по
милости своих коллег, однако сумел
выжить, оставил работу в полиции и
переехал в Швейцарию.
История Серпико в фильме
рассказана - как бы это выразиться -
очень правильно. То есть реалистично.
Нет никакого ложного пафоса, никаких
явных натяжек. Просто коррупция,
затрагивающая, как водится, не только
низы, но и верхи, и один полицейский,
который в силу весьма редких принципов
с этой коррупцией борется, хорошо
понимая, что ни к чему хорошему это не
приведет. Но иначе он не может, и это в
фильме показано очень хорошо.
Отчаяние - вот слово, которое
характеризует почти перманентное
состояние Серпико. Он ничего не может
сделать с коррупцией, он не может
переделать себя, чтобы стать таким же
полицейским, как его напарники, и он
ежедневно бьется головой об стену,
хорошо осознавая, насколько безнадежно
все то, что он делает. Впрочем, рядом с
ним изредка появляются люди, которые
также хотят изменить существующую
ситуацию, но и их действия почти всегда
обречены на неудачу.
Кроме того, сотрудники
отдела внутренних расследований в
полиции пытаются заставить Серпико
дать показания против своих
сослуживцев, и это также приводит
Фрэнка в отчаяние. Не то чтобы он не
хотел этого сделать, однако Серпико
хорошо понимает, что показания вряд ли
приведут к реальному изменению
ситуации, зато, дав показания, он
фактически подписывает себе смертный
приговор.
Аль Пачино был номинирован
на "Оскар" за этот фильм, но, как и в
случае остальных шести оскарных
номинаций, статуэтку он не получил (из
восьми номинаций Аль Пачино получил
только одного "Оскара" - за фильм
"Запах женщины"). Впрочем,
разумеется, его потрясающее актерское
дарование не зависит от того, вручили
ему "Оскара" за роль или нет. В "Серпико"
он снялся на следующий год после
первого "Крестного отца", и этот
фильм сразу доказал, что актерский
диапазон Аль Пачино - весьма широк.
Потому что в образе Серпико нет ни
малейших намеков на образ Майкла
Корлеоне. Это совершенно другой типаж -
как с внешней точки зрения, так и с
точки зрения характера, манеры
поведения и мировоззрения. Серпико -
фигура совершенно трагичная. И сыграно
это превосходно.
Конечно, сейчас фильм
смотрится уже не так, как в семидесятые-восьмидесятые,
- некоторые приемы съемки довольно
наивны, - однако если перестать
обращать на это внимание и постараться
замечать явные достоинства картины, то
"Серпико" и сейчас смотрится очень
неплохо, особенно учитывая тот факт,
что проблема коррупции как была
актуальна тогда, так не менее актуальна
и сейчас.
И многие зрители, посмотрев
этот фильм, начинают задавать себе
вопрос: а что бы ты делал на месте
Серпико? Сражался бы один чуть ли не
против всего мира или принял бы условия
игры, чтобы "стать, как все"? Я
уверен, что 99%, если они честны сами с
собой, скажут, что они не стали бы
прошибать лбом стену. Увы, в числе этих
99% окажусь и я. Не смог бы я идти против
коллег по работе, даже хорошо понимая,
что они занимаются достаточно
неблаговидными делами. Потому что это
страшно - идти одному против всех. Но в
фильме рассказывается совершенно
реальная история, а это означает, что
такие люди - все-таки есть. Но это,
друзья мои, вовсе не мы с вами. Это такие
люди, как Серпико. Рыцари очень и очень
печального образа. Им нечего
радоваться. Они прекрасно знают, что их
подстрелят свои же.
Зрелищность | 4- |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
неплохое кино
можно