Рейтинг Экслера: 6,5
- Режиссер:
- Сергей Лобан
Философский отзыв кота Бублика
Новелла первая - "Любовь".
Рыхлый лысеющий лузер в очках,
называющий себя Киберстранником (Алексей
Подольский), знакомится через Интернет с
веселой девушкой Верой (Вера Строкова).
Киберстранник категорически
отказывается встречаться с Верой в
жестоком реале, предпочитая
обволакивать ее цитатами через Сеть,
однако Вера его каким-то образом
уговаривает. При встрече Киберстранник
успешно изображает из себя тонко
чувствующее и никем не понятое в этой
жизни существо, читающее Борхеса, Вера
на эту удочку клюет и тащит
Киберстранника с собой в Крым, в городок
Симеиз.
Там Киберстранник продолжает строить из себя Чайльд-Гарольда крымского уезда, чем некоторое время подстегивает интерес Веры к собственной убогой персоне, однако в какой-то момент Вера выпивает винца, встречает веселых ребят на гоночном мопеде и понимает, что она впустую тратит веселые крымские денечки на этого Винни-Пуха с синдромом ослика Иа.
Киберстранник становится
послан, после чего начинает проявлять
даже какие-то живые человеческие
чувства: страдает как Блок-хостинг,
материт Веру и таскает ее за волосы,
совершает крайне неуклюжую попытку
самоубийства - в общем, наконец-то жизнь
заиграла вокруг него всеми красками в 65
тысяч цветов.
Новелла вторая - "Дружба".
Глухой парень Алексей (Алексей
Знаменский) расстается со своими
глухими друзьями детства, с которыми он
работает в булочной, и с "отрядом"
некоего слегка долбанутого "пионера"
Сени (Дмитрий Богдан) отправляется в
Крым, в городок Симеиз. Там Алексею вроде
как предстоит начать карьеру певца (он
действительно поет), однако отряд Сени
раздираем различными внутренними
противоречиями - гомосексуальными,
сексуальными и алкогольно-наркотическими,
- что в конце концов приводит к конфликту
Леши с Сеней, и Леша хочет вернуться к
прежним друзьям.
Новелла третья - "Уважение".
Музыкант-актер Петр (Петр Мамонов) вдруг
решает встретиться с сыном (Степан
Девонин), с которым не виделся восемь лет.
Петр пытается понять, уважает ли его сын
и достоин ли сам сын уважения. Для этого
он берет сына и отправляется с ним
бродить по горам Крыма - в районе городка
Симеиз. Отдых в палатках в лесу Петру
быстро надоедает, в результате чего они
оказываются у моря, во всей этой
отдыхающей тусовке. Там Пете становится
откровенно наплевать и на сына, и на все
остальное.
Новелла четвертая - "Сотрудничество".
Мажор Сергей (Сергей Попов), мнящий себя
продюсером, случайно знакомится с Ромой-Легендой
(Сергей Кузьменко), косящим под Виктора
Цоя. Сергей задумывает проект "Эрзац-звезда",
в рамках которого он снимает фильм про
Рому, организовывает ему выступления и
так далее. Однако с выступлениями не
сложилось. Сергей, у которого амбиции
пытаются заменять собой опыт, снимает
для Ромы большой концертный зал в Ялте, и
на концерт никто не приходит. В
результате вся компания (Сергей, Рома и
оператор Сергей Михайлович) полностью
прогорела. Бензина хватило только на то,
чтобы добраться до городка Симеиз, где
они и зависли.
А в Симеизе некий режиссер (Александр
Шпагин) при поддержке продюсера (Стас
Барецкий) ставит "Шапито-шоу". Там
найдется место и Цою, и Элвису, и Мэрилин
Монро. Замечательный концерт закончится
огненным Апокалипсисом, потому что
Сергей тоже хочет выступить - красиво и
символично.
***
Первый фильм Сергея Лобана по
сценарию Марины Потаповой "Пыль"
вызвал большой шум среди критиков.
Картину хвалили за "новый взгляд" и
"авторский подход", хотя отмечали,
что поставлена картина довольно коряво.
Там играли некоторые актеры,
впоследствии занятые в "Шапито-шоу",
- Алексей Подольский, Петр Мамонов,
Алексей Знаменский, Максим Тиунов,
Валерий Заводовский.
"Шапито-шоу", которое также
снято по сценарию Марины Потаповой,
Лобан снимал лет пять. После
окончательного монтажа получилось кино
длиной в 207 минут - такое на экран,
конечно, выпускать было нельзя, но Лобан
наотрез отказывался приводить
хронометраж к хоть сколько-нибудь разумным
величинам.
В результате продюсеры,
вздохнув, решили разделить фильм,
состоящий из четырех новелл, на две
части. В первую часть пошли две первые
новеллы, во вторую - две последние.
Критики "Шапито-шоу" хвалили значительно больше, чем "Пыль". Некоторые прям аж захлебывались от восторга, утверждая, что Лобан - это то ли новый Годар, то ли новый Гайдай, но в любом случае - как минимум новый Соловьев, потому что Крым, Цой и вся такая бажа! То есть баржа.
На российских фестивалях "Шапито-шоу"
тоже произвел определенный фурор.
Специальный приз жюри "Серебряный Георгий" 33-го Московского международного кинофестиваля, Гран-при XX Открытого фестиваля кино
"Киношок", три номинации на премию "Золотой орёл" (одна победа
- за лучшую работу звукорежиссёра) и пять номинаций на премию
"Ника" (тут обошлось без побед).
А теперь давайте поговорим о
том, что же фильм собой в действительности
представляет.
Сразу скажу - фильм очень и очень неровный. Практически как американские горки. В одних эпизодах постановка демонстрирует очень высокий уровень, в других может откровенно проваливаться.
График развития зрительского
интереса и динамики тут распределяется
следующим образом. Забавная и
симпатичная новелла "Любовь"
задает хорошую планку и далее уровень явно
идет вверх. "Дружба" - просто лучшая
(не только на мой взгляд) новелла всего
фильма. Тут и градус легкой шизухи резко
взлетает, чему способствует совершенно
крышесносящий Долбанутый Пионер, и
остальные характеры показаны
совершенно замечательно.
Так что с первым фильмом, куда
вошли эти новеллы, - в общем, все хорошо.
Если на нем и остановиться, то можно даже
присоединиться к восторженному хору
критиков: это новый то ли Годар, то ли
Гайдар, но главное - никак не Руминов,
прости господи.
Вот на этих двух первых фильмах, по-хорошему, с "Шапито" и надо бы завязывать. Просто чтобы сохранить полностью хорошие воспоминания.
К сожалению, Лобан снял еще две новеллы. И вот с ними - все значительно хуже.
"Уважение" - новелла крайне
сильно затянутая. Оно понятно, что
Мамонов там играет как бы самого себя и
даже его экранный сын, судя по всему,
имеет какие-то корреляции с реальным
сыном Мамонова Иваном Петровичем, который
в действительности режиссер и оператор. (В новелле сын Пети
рассказывает о том, что он хочет
поставить фильм.)
Причем задумано-то это все
очень даже неплохо. Как пародия на
Мамонова с его зубодробительным пафосом
("Как я могу играть, когда в душе -
пустота") и вечный путь из боя в бой с
самим собой - оно, конечно, смотрится
прикольно. И схема взаимоотношений
мятущегося папаши с трогательным
тюфяком-сынишкой, когда папаша то
пытается получить респекта, то
старается относиться с респектом, то
спустя мгновенье пускается в свои
привычные пьянки-хуянки, - она тоже
задумана хорошо.
Однако! Это все дико-дико
затянуто! И если перед этим уже
посмотреть первые две новеллы (что я и
сделал), то высидеть третью новеллу до
конца - уже практически нереально. А если
смотреть ее отдельно, то резко снижается
общий благожелательный настрой,
появляющийся после первых двух новелл,
да и радость узнавания общих для всех
новелл персонажей - также заметно уходит
в минус.
Да и сынишка, на мой взгляд, не
дотянул. Не тот персонаж. Понятно, что он
должен быть эдакий тюфячок, чтобы папе
Пете было удобнее вытирать о него ноги,
когда папа понял, что сынок корнями -
вовсе не в него, рефлексирующего на
последнем надрыве алкаша-рокера. Но если
бы сынок был помощнее фактурой - могло
получиться классное противостояние
льда и пламени, а не, как здесь
получилось, льда и губки для
вытирания ученической доски. Истерика
сынишки с обязательными для всех
четырех новелл обличительными словами (кстати,
как задумка - прикольно, а вот реализация
конкретно хромала во всех новеллах) -
смотрелась, прямо скажем, убого.
Еще хуже дело обстоит с
последней новеллой - "Сотрудничеством".
Мажор Сережа, мнящий себя продюсером,
- персонаж, конечно, неплохой, но его пару
действительно забавных монологов
вполне можно было вставить в какие-то
предыдущие новеллы, где он и так
неоднократно появлялся, и всю вот эту
нудятину с "Эрзац-звездой" - просто
не снимать. Тем более что Рома-Легенда в
образе Цоя также появлялся во всех
предыдущих новеллах, так что без их
парочки в виде отдельной новеллы
спокойно можно было обойтись.
Лобан же залимонил тоже очень длинную и
еще более нудную, чем "Уважение",
новеллу, идея которой совершенно
расплывчата. Ну да, манерный придурок-мажор
решил продюсировать туповатого парня,
косящего под Цоя. Ну да, он вложил в это
все не свои деньги и остался после этого
только с группой крови на рукаве. И ЧО,
ребята, в чем юмор-то?
В результате все это шапито распределяется следующим образом: "Любовь" - на хорошую четверочку, "Дружба" - почти на пятерочку, "Уважение" - ближе к троечке (вот если бы сократить...), "Сотрудничество" - садись, два.
При этом. Музыкальные сцены в
шапито поставлены просто изумительно -
тут снимаю шляпу. Прям буквально театр
"Силенсио" из линчевского "Малхолланд
драйв". Желтая подводная лодка,
Элвис, двойники Джексона, да и все
музыкальные номера участников -
совершенно замечательные, это все можно
выпустить отдельной классной
короткометражкой!
В "Любви" Строкова и
Подольский сыграли отлично.
Киберстранник Подольского - ну прям
типовой такой сетевой лузер, который,
вместо того чтобы заниматься
саморазвитием и попробовать хоть раз
причесать в нужном направлении свои
нелепые волосенки, занимается
бесконечными раздумьями о том, как
жесток окружающий его мир, какие дебилы
люди вокруг и что никто и никогда не
поймет его тонкую, мятущуюся натуру.
Отличный персонаж, да и развитие событий
с ним и Верой очень точно написаны и
сыграны.
"Дружба" - просто блеск.
Настоящая шизуха, а уж Долбанутый Пионер
Сеня в исполнении Дмитрия Богдана - это
просто шедевр! На мой взгляд, это такой
мощный типаж, что об одном Долбанутом
Пионере можно снять отдельный классный
фильм. Жаль, что подобную фактуру
засунули только в одну новеллу. Да и
постановочно там многие вещи с ним
сделаны замечательно - чего только стоит
эпизод, когда Пионер в полном боевом
облачении сидит в бассейне: картинка -
прям хоть на стенку вешай!
Об остальных новеллах мы уже, в
общем, поговорили. Мамонов довольно
успешно изобразил самого себя.
Поднимался к вершинам пафоса (воцерковленные
алкаши-музыканты это очень любят) и
скатывался в обычное музыкальное
ерничество. Лобан рассказывал, что
Мамонов приехал на съемки сразу после
съемок в лунгинском "Царе" и строил
из себя суперзвезду. А когда в Симеизе
его далеко не все узнавали (что
неудивительно - чай, не Киркоров), то
очень обижался и пытался объяснить, кто
он такой и какой он крутой.
Ну, вот самого себя Мамонов и
изобразил - вполне успешно. Он себя
всегда играл хорошо - талант не
пропьешь.
Ну, и что мы теперь имеем с этого фильма, дети? Я вам так скажу. В любом случае для российского кинематографа - это, безусловно, событие. На фоне бесконечно подражательных и крайне тупых боевичков, типовых дурацких комедек и совершенно кошмарного патриотического кино это что-то свежее, оригинальное, а главное - авторское. За это можно простить и последнюю новеллу, и ужасно затянутую третью, и некоторый мискастинг в определенных ролях.
Скажем, за первые две новеллы я
спокойно прощу две последние. Хотя их
лучше и не смотреть вовсе, особенно "Сотрудничество".
Но я доволен, что это посмотрел. После потока отстоя или штамповки, которые у нас обычно снимаются, действительно авторское кино всегда приятно посмотреть. Даже когда оно и не лишено заметных недостатков.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4- |
оригинально, но очень неровно
первые две новеллы
Тебе ненавязчиво рекомендуют ещё раз пересмотреть 1-й фильм. Тогда уже не возникает ощущения "по нисходящей", всё завершается изумительно.
Я вот сам себе такое придумал, и я в восторге от фильма!
Но это просто моё личное мнение. Которое совершенно не обязано совпадать с мнением автора. И наоборот.
А что касается матов... Есть люди, которые навсегда включают их в свой писательский лексикон. Им это свойственно. Манера изложения у них такая. Есть люди, которые отлично обходятся эвфемизмами, находя чудесные выражения - "альтернативно одарённый", etc.
Они и матерятся-то тогда, когда других слов уже не осталось, уже напрягло и достало всё до такой степени, что иначе никак. Мат - как выражение эиоций.
Хотя это уже совсем другая история.
Только произносят их разные персонажи. Главные в каждой новелле.
А фильм мне весь понравился. Правда смотрел 2 дня.
Вся фишка в том как классно все сходится в итоге. Как одинаковые сцены показываются по-разному в каждой новелле. Мне понравилось это очень, т.к я такого раньше не видел в нашем кино.
Редко в нашем кино так заморачиваются с сюжетом.
Как это можно не заметить, интересно?
"пьянки-хуянки"... " что мы теперь имеем с этого фильма, дети"... Нужен ли тут мат? Уместна ли никогда ранее не свойственная Экслеру пучковщина? Лично мне режет глаз. И в чем смысл человеку, обладающему своим собственным литературным стилем, хоронить его на ровном месте? Что шло Горчеву и хорошо смотрится у Гоблина, то Экслеру - не пришей кобыле хвост. ИМХО, конечно же.
"Пьянки-хуянки" - это цитата из Довлатова. "Что мы теперь имеем с этого фильма, дети" - это перефраз старого анекдота, который я уже цитировал за 13 лет неоднократно.
Может быть, вам начать учить матчасть? ИМХО, конечно же.
Да, забыл еще написать, что за 13 лет я раз двадцать употреблял слово ХУЙ, и несколько десятков раз - слово блядь. Странно, что вы на это не обращали внимание.
Малость ёбнутый, как говорят унас в деревне.
Этот странный паренек, косивший под Цоя, - он не играл:
Малость ёбнутый, как говорят унас в деревне.
А чем он ёбнутый? Живет в Бостоне, довольно часто дает концерты, пользуется популярностью.
Так и не понял по поводу чего были такие восторги на киношных сайтах.
Алекс, рецензия на "Игру престолов" планируется?