- Режиссер:
- Барри Левинсон
Вердикт кота Бублика
Шестидесятые
годы прошлого столетия. Четверо ребят из
итальянских и ирландских семей - Майкл
Салливан, Лоренцо Каркатерра, Джон Рейли
и Томми Марчиано - живут в печально
известном районе Нью-Йорка под
названием "Адова кухня". Район этот
известен высоким уровнем преступности и
низким уровнем жизни, однако ребят он
вполне устраивает: по улицам шляется
много прохожих, которых можно грабануть,
на крышах домов можно позагорать под
солнышком, любуясь небоскребами, а время
от времени можно подработать в церкви у
отца Бобби (Роберт Де Ниро) - священника,
который одновременно с полагающейся его
сану благостью обладает чертами
характера, позволяющими ему являться
авторитетом даже для законченных
мерзавцев.
Отец
Бобби любит этих пацанов. Он играет с
ними в баскетбол, пытается наставить их
на путь истинный и не дать скатиться по
той плоскости, по которой скатываются
многие обитатели "Адовой кухни".
Впрочем, у отца Бобби были все причины
беспокоиться: в какой-то момент с
ребятами произошло именно то, чего так
боялся священник - в результате
совершенно дурацкого стечения
обстоятельств они попали под суд, и все
четверо получили по несколько лет
исправительного заведения для
несовершеннолетних.
Тюрьма
для малолеток, с одной стороны, была
вполне пристойной: отдельные спальни,
библиотека, школа, футбольные матчи,
обстановка элитного военного учебного
заведения. С другой стороны, в заведении
верховодила группа надзирателей-педофилов
под руководством Шона Нокса (Кевин
Бейкон), и это доставляло четверке
друзей определенные проблемы.
Надзиратели развлекались тем, что по
ночам приходили в комнатки ребят и
насиловали их. Или брали всю компанию в
подвал и там устраивали
гомопедофильские оргии, что достаточно
негативным образом сказывалось на
психическом состоянии подростков и не
способствовало их исправлению.
Прошло
много лет. Двое из четверки друзей - Джон
Рейли (Рон Элдард) и Томми Марчиано (Билли
Крадап) - стали отъявленными
алкоголиками, наркоманами и
преступниками. "Адова кухня"
сыграла свою зловещую роль, ну и плюс,
конечно, исправительное заведение
подбросила дровишек в топку. Однако двое
других еще пока держатся на плаву:
Лоренцо Каркатерра (Джейсон Патрик) стал
журналистом, а Майкл Салливан выучился
на юриста и теперь работает аж
помощником прокурора, что может создать
немало пикантных моментов, если Майклу
по роду службы придется обвинять своих
друзей детства из "Адовой кухни".
Впрочем,
этот момент скоро представился: Рейли и
Марчиано в одном из кабачков как-то
встретили Шона Нокса и имели
неосторожность напомнить бывшему
надзирателю о себе в присутствии
посетителей заведения, так что теперь им
предстоит суд и вполне возможный в их
положении электрический стул. Салливан
сам вызвался быть обвинителем. Но,
разумеется, не для того чтобы добиться
смертельного для друзей детства
приговора. Наоборот, у Майкла хитрый
план: обвинять так, чтобы преступников
полностью оправдали. В этом ему будет
помогать журналист Каркатерра и всякие
криминальные авторитеты "Адовой
кухни". В ход пойдет все: шантаж и
запугивание свидетелей, подделка
доказательств и лжесвидетельство под
присягой священника. Это будет, так
сказать, святая ложь во спасение.
Господь простит, считает отец Бобби.
***
Скажу
сразу - мне не понравился этот фильм.
Снят он, конечно, вполне профессионально,
но пафоса в нем слишком много, а
подлинных чувств и эмоций - довольно
мало, несмотря на весьма неплохой состав
актеров.
В
процессе просмотра возникло такое
ощущение, что Левинсон снимает свой
вариант "Однажды в Америке": все тот
же неблагоприятный район Нью-Йорка, все
те же четверо друзей детства, все та же
нищета и преступность, все та же девушка
(ее во взрослом варианте играет Минни
Драйвер), в которую влюблены двое ребят,
та же тюрьма, неистовая мужская дружба,
немного предательства и куча
самопожертвования. Только до фильма
Леоне творению Левинсона - невероятно
далеко.
Я
не знаю, каким образом Левинсон
ухитрился сотворить весьма гламурное и
пафосное кино об анальных педофильских
изнасилованиях, но ему это вполне
удалось. Кроме того, как водится у этого
режиссера, фильм очень и очень затянут.
Если "Однажды
в Америке" представляет собой целую
сагу с большим количеством всевозможных
событий, то "Спящие" - это весьма
немудреная история (детство в "Адовой
кухне", случайное преступление,
насилие в заведении, суд над двумя
друзьями), достаточно искусственным
образом растянутая более чем на два часа.
С
"великой мужской дружбой" пафос
тоже как-то не очень хорошо срабатывает,
особенно учитывая тот факт, что
обвинитель Салливан и его подельники из
"Адовой кухни" используют не просто
неэтичные, а прямо-таки совершенно
преступные методы для того, чтобы
оправдать Рейли и Марчиано. А уж то, что
они заставили лжесвидетельствовать
священника (который, замечу, прекрасно
знал, что двое обвиняемых - законченные
убийцы, и что они полностью виновны в том,
за что их судят) - это пробрало даже меня,
убежденного атеиста. Вот хоть убейте, не
вызвало у меня это ни восхищения, ни
нежных чувств к демонстрируемой "мужской
дружбе".
Однако
есть в этом фильме и определенные
сильные стороны. Это актерские работы, и
прежде всего - Роберт Де Ниро, который
совершенно блестяще сыграл отца Бобби.
Вот он сумел остаться в стороне и от
пафоса, и от явного и фальшивого гламура.
Его персонаж - очень интересен. С одной
стороны, самый настоящий священник. С
другой, он живет в этом районе, он хорошо
понимает его обитателей и он сам -
действительно крутой парень. Любой
бандит хорошо видит в глазах отца Бобби,
что если его разозлить, то при ударе по
одной щеке священник вторую не
подставит. Почти невозможное сочетание
кротости и смирения одновременно с
несгибаемостью по-настоящему сильной
натуры.
Отлично
также сыграл Брэд Питт. Несмотря на то,
что его персонаж Майкл Салливан чисто
сценарно был значительно менее
выигрышен по сравнению с отцом Бобби,
Брэд оказался на высоте. Скажем так, он
выжал из этой роли все что было можно.
Ну и вполне неплох Дастин Хоффман, играющий алкаша-адвоката, которого Салливан с подельниками пригласили выступить марионеткой на судебном процессе. Правда, разгуляться Хоффману не дали, но несколько эпизодов с адвокатом - вполне достойны.
Остальные
роли мне не понравились. Патрик-Каркатерра
сыграл слюнтяя-журналиста серо и плоско.
Остальные два персонажа - крутые убийцы
Рейли и Марчиано - выглядели совершенно
карикатурно. Впрочем, у них в фильме было
фактически только три эпизода.
Резюмирую.
Длинное, скучное, натужно-пафосное и
достаточно фальшивое, на мой взгляд,
кино, которое тем не менее вполне
добротно и профессионально поставлено.
Если бы не актерские работы Де Ниро и
Питта - о фильме вообще ничего хорошего
нельзя было бы сказать. Но в общем и
целом - тройка. Не понравилось. Впрочем,
многие другие зрители со мной
категорически не согласны - имейте это в
виду.
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 3 |
Сценарий | 3 |
тоскливо и пафосно
нет
А так - да. Посмотреть 1 раз и удалить.