- Режиссер:
- Руперт Уэйнрайт
- В ролях:
- Гэбриел Бирн, Пэтриша Аркетт, Джонатан Прайс
Фрэнки
Пэйдж (Патриция Аркетт) - обычная
молоденькая парикмахерша из
Питтсбурга. Вся ее жизнь равномерно
поделена между работой и развлечениями:
секс, дискотека, вечеринки, пьянки-гулянки.
В Бога она не верит, на религиозные темы
не задумывается и в церковь не ходит.>
Как-то
раз ее мать, путешествующая по Бразилии,
присылает Фрэнки крестик с распятием
местного падре, который недавно умер и
в том местечке почитался как святой.
Фрэнки на этот крестик не обращает
никакого внимания (подумаешь, обычный
дешевый сувенирчик), но как оказалось -
напрасно, потому что с этого момента в
ее жизни начинают происходить всякие
странные события. Время от времени
Фрэнки начинают преследовать всякие
видения, она слышит потусторонние
голоса, и на ее теле сами собой
появляются стигматы - кровоточащие
раны, такие же, как у Христа на распятии.
Слухи
об этом достигают Ватикана, и в Америку
отправляют молодого священника по
имени Эндрю Кирнан (Гэбриел Бирн),
который должен исследовать данный факт
и дать Ватикану свое заключение.
Пикантность ситуации заключается в том,
что стигматы всегда возникают на теле
только глубоко верующих людей. Это как
бы божий знак, которым отмечаются люди,
достигшие уровня святости. А в данном
же случае стигматы появляются у
парикмахерши, которой что Бог, что
Майкл Джексон - все едино. Правда, о
Майкле Джексоне она знает больше.
Но
через некоторое время выясняется, что
Фрэнки на самом деле является только
Проводником, который должен принести
людям Послание - текст Евангелия от
самого Христа, который подрывает
каноны большинства существующих
церквей, потому что там говорится: "Не
надо строить церкви. Бог - живет в
каждом из вас".
Разумеется,
когда в Ватикане об этом узнали, то не
сильно обрадовались. Ну как это так!
Церковь уже давно взяла на себя
посредничество между людьми и Богом,
накопила немало имущества и теперь что
же - все отдавать? Рушить огромную
империю, которая создавалась веками? И
все из-за какой-то парикмахерши, в
которой прорезался глас непонятно кого!
И
в Ватикане решили, что девчонку надо
изолировать от общества. Действительно,
чего она носится туда сюда, размахивая
своими кровоточащими ранами и смущает
людей! Поэтому босс отца Эндрю кардинал
Дэниэл Хаусман (Джонатан Прайс) вместе
со своими помощниками отправляется в
Питтсбург, чтобы якобы "изгнать из
девочки беса", а на самом деле -
потихоньку придушить ее подушкой,
чтобы она вконец не разрушила
авторитет церкви.
Между
тем, отец Эндрю все это время
испытывает нравственные терзания. Дело
в том, что он - намного больше ученый,
чем догматичный священник. Он и
священником-то стал в известной мере
случайно. Просто когда молоденький
Эндрю изучал развитие земной
цивилизации, то выяснил, что Земля
существует шесть миллиардов лет,
причем жизнь на Земле зародилась всего
три миллиарда лет назад. А вот что было
до этого и почему жизнь зародилась
именно тогда - никто не знает. Эндрю
настолько поразил данный факт, что он
ушел в священники, чтобы ему там все это
объяснили. Но оказалось, что по
сравнению с религиозными загадками и
проблемами зарождение жизни на Земле -
полная ерунда. Но когда Эндрю это
выяснил, уже было поздно менять
профессию, тем более, что в Ватикане он
уже приобрел некоторую известность как
эксперт по чудесам (точнее, по
поддельным чудесам).
К
тому же, отца Эндрю заинтересовала
Фрэнки как женщина. Ему ее жалко. Жила-была
парикмахерша, пила-гуляла в свое
удовольствие, а тут - на тебе! Стигматы!
Да не просто только на руках и ногах, а
почти полный комплект из четырех
стигмат: на руках, на ногах, на голове и
на спине. Ни у одного из стигматиков,
упоминавшихся в религиозной
литературе, не было больше двух стигмат.
А у Фрэнки - уже четыре. И Эндрю
справедливо опасается, что пятая
стигмата (след от копья в боку) ее
просто убьет. А тут еще его босс с
прислужниками забрал Фрэнки, причем
явно не для того, чтобы ей помочь.
***
В
общем, я не в восторге. Такая
классическая голливудская поделка на
религиозные темы. Якобы шокирующая (в
некоторых католических странах
картина прошла с большой помпой именно
из-за того, что церковные власти
объявили ее "подрывной"), но на
самом деле - просто хорошо продуманная
и просчитанная голливудскими
маркетологами поделка. Да и снят фильм
довольно прилично, но все эти сцены
страданий стигматичной парикмахерши -
настолько ожидаемы и сделаны именно
так, как и должны быть сделаны, что на
меня, если честно, просто нагоняли
тоску.
Получилось
нечто среднее между "Оменом" и "Экзорсистором",
но с уклоном в "Микки Мауса".
Поначалу даже не очень понятно, кто
именно завладел телом несчастной
парикмахерши - дьявол (которого тот же
Гэбриел Бирн с неуспехом сыграл в
совершенно кошмарном фильме "Конец
света"), Бог или вообще непонятно кто.
Впрочем, распятие, которое Фрэнки
присылает мамулька и с получением
которого начались все эти неприятности,
сразу наводит на мысль, что на самом
деле во Фрэнки вселился тот самый
почивший падре.
В общем, так оно и есть. Падре через Фрэнки сам признается, что важен не Посланник, а Послание. А стигматы у Фрэнки он, как я понял, вызвал сам, чтобы привлечь к девушке внимание официальной церкви.
Вот
такой вот хитроумный сюжет. Еще раз
повторяю, что снято это все достаточно
грамотно и продуманно. Когда надо -
действие развивается стремительно,
когда не надо - все движется так, как
будто снимается замедленной камерой, и
напряжение на протяжении всего фильма
нагнетается достаточно умело. А уж
когда Эндрю проговаривается, что пятая
стигмата Фрэнки наверняка убьет,
зрители уже просто ногти грызут в
нетерпении, потому что уж больно
хочется узнать, чем кончится этот фильм.
Я
не буду вам рассказывать, чем все это
закончилось, хотя нетрудно догадаться,
что нас ждет обязательный в таких
случаях хэппи-энд. Все хорошие выжили,
все плохие подохли, Ватикан, в общем-то,
сохранился, хотя скандалец был
изрядный, а Эндрю с Фрэнки поженились,
вышли в сад все в белом и вокруг них
летали голуби и зажженный камин.
В
самом конце фильма создатели разрешили
себе не совсем этичную мульку: белыми
буквами на черном появилась надпись о
том, что в таком-то году Евангелие от
Христа было опубликовано, что вызвало
огромный скандал в Ватикане и во всем
мире. Почему не совсем этичную? Да
потому что это - чистая дурка, хотя
обычно подобные надписи рассказывают о
каких-то реальных вещах. Помните фильмы,
которые сняты по реально происходящим
событиям (например, "Полуночный
экспресс", "Народ против Ларри
Флинта")? Вот в конце этих фильмов
таким образом рассказывается о
дальнейшей судьбе людей, которые
являются прототипами главных героев. И
теперь зрители в форумах постоянно
задают вопрос: "А что, действительно
обнаружили и опубликовали Евангелие от
Христа?" Успокойтесь, друзья. Не
обнаружили. Это просто прикол
режиссера Уэйнрата. Учитывая
направленность картины - далеко не
самый удачный прикол.
Резюмирую.
Фильм получился какой-то неправильный.
Причем основные мои претензии
относятся к сценарию, потому что снята
вся эта история очень профессионально.
Но сценарий как бы завис между двумя
полярными направлениями: серьезная
философская история на религиозную
тему и юмористический стеб на
религиозную тему. Поэтому не
получилось ни то, ни другое. Для
хорошего произведения на религиозную
тему явно не подходит сюжет, а для стеба
на эту же тему - все слишком серьезно.
Короче говоря, обычная голливудская
поделка. Не самая плохая, довольно
грамотно снятая, с хорошей
операторской работой и впечатляюще
подобранным звуком, но меня она не
впечатлила. Я ее даже досмотрел с
трудом, хотя, вроде, напряжение в фильме,
как я уже говорил, нагнетается довольно
умело. Но меня это напряжение не
зацепило. Скучно, господа. Просто
скучно. Впрочем, "Конец света",
который собой представляет все тот же
мистический триллер и снят в том же
году, - это такой неимоверный отстой,
что "Стигматы" на его фоне
выглядят просто шедевром.
Игра
актеров совершенно не впечатлила.
Патрисию Аркетт я вижу во втором фильме
(первый - "Воскрешая мертвецов"), и
она меня разочаровала еще больше, чем в
первом. Бирн выглядит немного получше,
но я все равно не в восторге от его
актерской игры. Ничего запоминающегося.
Впрочем, говорят, что он очень нравится
молоденьким девушкам. Джонатан Прайс в
роли негодяйского кардинала смотрится
намного эффектнее, но у него там очень
маленькая роль. Так что весь фильм,
собственно, создает режиссерская и
операторская работа, а никак не
сценарий и актеры.
Нужно
ли смотреть этот фильм? Если вы вообще
любите триллеры - тогда посмотрите
обязательно, потому что это далеко не
самый худший представитель подобного
жанра. Если же вы любите фильмы, где
сценарий четко выверен и не допускает
многочисленных ляпов и шатаний из
одного жанра в другой, то этот фильм
лучше не смотреть, потому что сценарий
там - самое слабое место.
По моей общей оценке - что-то среднее между тройкой с плюсом и четверкой с минусом. Впрочем, я вполне допускаю, что многим из вас этот фильм понравится. И я еще раз повторяю, что меня данный факт не удивит, потому что вполне есть за что, если иметь в виду работу режиссера и оператора.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 3 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 3 |
грамотно выполненная поделка
решайте сами