- Режиссер:
- Тим Блейк Нельсон
Я почему-то так и ожидал, что
будет хорошо.
Кот Бублик
Билл Кинсейд (Эдвард
Нортон) - преподаватель философии в
университете. Он на хорошем счету у
начальства, и у Билла - блестящие
перспективы: собственная кафедра,
гранты и все такое. Между тем детство
Билла никак не предвещало дальнейших
успехов на философском поприще. Родился
он в Оклахоме в семье хиппарей,
увлекающихся курением травы и
употреблением более серьезных
наркотиков. Отец его рано умер от тех же
наркотиков, а мать (Сюзен
Сэрендон) от своих хиппарских привычек
так и не отошла, хотя и заботилась о
своих двух сыновьях - у Билла есть брат-близнец
Брейди (Эдвард Нортон).
Билл категорически не принимал образ жизни матери и своего брата-близнеца, поэтому упорно учился, получил отличное образование и свалил из Оклахомы как можно дальше, предпочитая вообще не общаться ни с матерью, ни с братом.
В
какой-то момент, когда Билл получил-таки
от начальства предложение возглавить
кафедру, ему пришло сообщение о том, что
его брат Брейди был убит. Билл вспомнил
свои слова о том, что посетить
родственников его может заставить
только смерть кого-то из них, берет билет
и отправляется на самолете в Оклахому.
В
аэропорту его встречает близкий друг
Брейди - Болгер (Тим Блейк Нельсон). Тот
везет Билла в их родной городок и
рассказывает, что его брата убили по
приказу крупного наркоторговца Пага
Росбаума (Ричард Дрейфусс), которому
Брейди поставлял выращиваемую им
марихуану.
Однако когда Билл приезжает в дом Брейди, то выясняет, что брат - жив. И что историю со своим убийством он придумал только для того, чтобы вытащить брата к себе. Билл в бешенстве и хочет немедленно улететь, однако выясняется, что для Брейди это действительно вопрос жизни и смерти: Росбаум угрожает Брейди, который не хочет расширять торговлю марихуаной. Брейди на следующий день предстоит очень опасная разборка с Росбаумом и его молодцами, а Билл ему нужен для того, чтобы иметь алиби, - Брейди на время поездки хочет отправить Билла повидаться с их мамашей. Билл под видом Брейди засветится то там, то сям - таким образом, алиби будет обеспечено.
***
Посмотреть
этот фильм я решил после изучения
материалов к картине "Липучка",
в которой Тим Блейк Нельсон играл
придурка-грабителя. Тогда я узнал, что
этот парень с внешностью реднека-алкоголика
является одним из наиболее интересных
независимых американских режиссеров, и
понял, что просто обязан посмотреть две
его самые знаменитые работы - "Серую
зону" (Grey Zone) и "Травку" (Leaves of Grass).
На "Травку" мой выбор пал в первую
очередь: Эдварда Нортона я считаю одним
из лучших американских актеров, а здесь
он и один из продюсеров, и исполняет аж
две главные роли.
С переводом
названия наши прокатчики, как это почти
всегда и бывает, облажались целиком и
полностью. Оригинальное название Leaves of
Grass ("Листья травы") отсылает к
стихотворному сборнику знаменитого
американского поэта XIX века Уолту
Уитмену. Уитмен писал верлибром (так
называемый "белый стих" - способ
стихосложения без четко выраженной
рифмы) и в своих произведениях утверждал,
что ценность человеческого
существования заключается вовсе не в
материальных благах, а во внутренней
гармонии с самим собой, природой и
близкими.
Таким образом,
название фильма Нельсона знатокам
американской культуры сразу дает понять,
о чем вообще этот фильм. А название "Травка"
предполагает, что речь идет о какой-нибудь
молодежной комедии, главные герои
которой обдолбаются, как какие-нибудь
Гарольд и Кумар, и отправятся за
приключениями различного уровня
пахучести.
Судя по отзывам
наших зрителей, многие из нас именно это
и предполагали, поэтому пытались
смотреть картину как "комедию про
укурков" и в упор не могли врубиться,
где там комедия, почему практически не
показываются укурки и зачем там столько
"тоски зеленой", под которой они
подразумевают драму.
Между тем это очень хорошее кино, снятое Нельсоном со строго определенной целью, и оно выражает его отношение к жизни и некую жизненную философию, сформулированную Уитменом в своих стихах.
Давайте
разберемся в том, что это за философия
такая и что за отношение, - это не
помешает посмотреть картину тем, кто ее
не видел.
Билл порвал все связи со своей семьей, долго и упорно учился, чтобы жить совершенно иной жизнью - не такой, как его семья. И он порвал все свои связи с семьей и даже с братом-близнецом, что вообще бывает крайне редко.
Вроде
бы у него все очень хорошо: социальный
статус, уважение коллег, серьезные
перспективы работы в университете. А
потом выясняется (в самом начале картины),
что вся его такая многообещающая
карьера в университете может в
одночасье рухнуть (и она действительно
рушится) из-за какой-то студенточки, в
которой кипят гормоны. Билл ни в чем не
виноват, одна идиотская выходка
студентки - все, его карьера окончена.
Все годы упорнейшей учебы и научной
работы - псу под хвост. Нужно начинать
все сначала в другом учебном заведении,
куда его еще и вряд ли возьмут - с такой-то
историей на прежнем месте работы.
Казалось
бы, по логике развития сюжета, Билл
должен приехать в свой родной городок,
увидеть патриархальную простоту
отношений, жизнь в полной гармонии с
собой и окружающей природой, после чего
Билл должен заплакать и остаться в этом
богом забытом городке навсегда.
Нет, все не настолько просто! Брейди действительно жил как хотел - в полной гармонии с марихуаной, которую он выращивал для продажи Росбауму. Причем в выращивании травки Брейди оказался очень талантлив - он создал практически идеальную плантацию. Но с криминалитетом долго в гармонии не проживешь - они все равно с тебя будут требовать что-то, что ты никак не можешь им дать, - поэтому Брейди оказался в смертельной опасности.
Тем не
менее Билл, оказавшийся дома после
стольких лет и пройдя кучу всяких очень
серьезных потрясений, все-таки обрел
гармонию. Он встретил замечательную
девушку по имени Джанет (Кери Расселл),
которая выросла в этом же городке, но
Биллу с ней интересно общаться. Он понял,
что был каким-то богоискателем и всю
жизнь копался в чужих предисловиях,
выпуская многочисленные статьи, в
которых объяснялось, что именно какой-то
исследователь хотел сказать в своей
статье, где объяснялось то, что именно
еще один исследователь хотел сказать в
своей статье.
Да, жизнь в
Оклахоме - проста и безыскусна, но зато
именно там он обрел что-то похожее на
спокойствие. А именно к этому и призывал
автор "Листьев травы".
Leaves of Grass - никак не комедия. И даже не трагикомедия, хотя у нас ее именуют комедийным триллером (они совсем офигели), а на IMDB - криминальной трагикомедией.
Я
бы жанр этого фильма определил все-таки
как драму или криминальную драму. Ну нет
тут ни черта комедийного! Да, тут есть
одна сцена, как Брейди заставил Билла
все-таки покурить травы и они устроили
вечеринку. Но там тоже нет ничего
смешного - они обсуждают всякие важные
для них вещи, а потом Билл знакомится с
Джанет.
В остальном - это именно драма, причем временами довольно натуралистичная и жестокая: трупов в этом фильме появляется немало. Да и события развиваются лихо и временами очень неожиданно. Не говоря уж о том, что финал картины тоже очень трудно угадать - там постоянно меняется ситуация.
Сценарий
Leaves of Grass писал сам Тим Блейк Нельсон. Как
актер он снялся в нескольких десятках
фильмов, в том числе сыграл небольшую
роль в "Невероятном
Халке" - очередной неудачной
попытке поставить блокбастер о
похождении огромного парня в
безразмерных зеленых трусах. Там он
познакомился с Эдвардом Нортоном,
игравшим Халка, и подсунул ему сценарий
картины, которую Тим сам задумал
поставить.
Нортон долго не мог
прочитать сценарий, а потом как-то помог
случай: Эдвард поехал навещать свою
бабушку, дежурил у ее постели, а почитать
с собой у него оказался только сценарий
Нельсона. Нортон прочитал, позвонил Тиму
и сказал, что ему понравилось - он будет
участвовать.
Конечно, Нортон - безусловное украшение и главная звезда картины. Сыграть в одном фильме двух таких различных персонажей - это мало кто может, но ему подобные вещи - под силу. Прилизанный преподаватель Билл в скромной одежде и с безукоризненным литературным английским и его брат Брейди - вроде бы раздолбай, однако обладающий жестким стержнем в характере и способный даже на убийство, когда по-другому нельзя. Брейди при этом разговаривает в забавной оклахомской манере, и я не очень понимаю, как Нортон ухитрялся совершенно по-своему и настолько по-разному говорить за каждого из этих персонажей.
Очень
понравилась Кери Расселл, сыгравшая
Джанет. С одной стороны, девушка из
простой семьи, выросшая в маленьком
оклахомском городке. И это видно - ей не
нужна удочка, чтобы поймать крупную рыбу,
она сама разделывает здоровенную рыбищу
и готовит на
огне - в общем, совсем не кисейная
барышня. С другой стороны, Джанет знает и
любит поэзию, да и сама пишет неплохие
стихи.
У Кери персонаж получился очень симпатичный, а главное - жизненный. Вот как-то четко веришь, что она может ловить рыбу руками и при этом знает наизусть Уитмена.
Персонаж,
сыгранный Тимом Блейком Нельсоном, тут,
конечно, в основном "на подтанцовках"
у персонажей Эндрю Нортона, однако мне
этот Болгер тоже понравился - Нельсон и
как актер очень хорош, хотя в силу крайне
специфической внешности персонажи у
него довольно своеобразные.
Также было очень приятно увидеть Ричарда Дрейфусса: у него роль маленькая, да и типчика он сыграл очень даже противного - однако Дрейфусс из любой роли делает конфетку.
Слегка удивился,
увидев саму Сюзан Сэрендон в роли матери
близнецов, однако удивляться тут нечему
- Сюзан с большим удовольствием играет у
независимых режиссеров, если ей
нравится проект, а этот проект ей явно
понравился. Единственное - ну все-таки по
виду, по воли и по уму, проглядывающих в
глазах, как-то не тянет она на хипповскую
мамашу - не видно в ней полагающейся в
таких случаях расслабухи. Но сыграла
Сэрендон просто отлично, а уж сцена,
когда вместо Брейди приходит Билл,
которого она не видела много лет,
сделана совершенно замечательно!
Там
есть еще один заметный персонаж -
неудачливый дантист Кен Фейнман (Джош
Пэйс), с которым связана забавная сцена в
начале фильма, когда Билл летит в
самолете, и сцена ближе к концу фильма,
которая мне единственная не понравилась,
- на мой взгляд, то ли сам Пэйс тут
переиграл, то ли Нельсон все-таки
недостаточно хорошо ее продумал -
смотрелось очень натянуто и
искусственно.
Кстати,
студенточку, которая домогается до
Билла и портит ему карьеру, сыграла
дочка Дэнни ДеВито - Люси ДеВито. Похожа
на отца, однозначно. А вот что касается
комедийных талантов - пока не понятно,
тем более что это - не комедия.
Картина получилась сложной и неоднозначной - настоящее хорошее независимое кино, которое никак не может уложиться в мейнстримовский поток. Она и не укладывается - сборы совершенно ничтожные даже по сравнению с минимальным бюджетом и при наличии Нортона. Впрочем, рейтинг на IMDB как раз неплохой - значит, эта картина понравилась далеко не только мне. Да и критика, насколько я помню, к этой картине была благожелательной. Хотя сборам это, как обычно, не помогло.
Я не знаю, понравится этот фильм вам или нет. Но если вы хорошо относитесь к серьезным картинам, которые снимаются не просто так и в которых режиссер имеет что вам сказать, посмотрите ее. На мой взгляд, фильм этого вполне заслуживает. А сборы... Сборы пускай делают "Трансформеры".
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
хорошее независимое кино
решайте сами
Хороший фильм, и не только из-за Эдварда Нортона. Не обошлось местами без пафосных фраз и переигрывания, но в целом действительно пытались показать реальную жизнь, более или менее достоверные характеры, диалоги, донести мысли, эмоции. Естественно, в ущерб "качественному сценарию", "экшну", "динамичности" и прочим спецэффектам. Трогательно читать комментарии в интернете, называющие "Листья травы" "еще одним таким же провальным фильмом Нортона, как и "25-й час".
по виду, по волИ и по уму,
Скорее всего, имелось в виду "по волЕ"?
p.s. люди, посмотрите "санта на продажу" суомское кино. чото у алекса не нашел. хотя странно. ваще мозг разрывает.
Где Нортон - там всегда хорошо! Да?
...
p.s. люди, посмотрите "санта на продажу" суомское кино. чото у алекса не нашел. хотя странно. ваще мозг разрывает.
www.exler.ru/blog/item/9023/
тавтологично немного
тавтологично немного
Конечно трудно перевести название - это же фильм смотреть надо! А если не смотришь, так копируй строчечку в онлайн-переводчик и обратно, уже на русском - всяко получится лучше того примитивного бреда, которым они обзывают фильм и портят о нем портят впечатление!.
Вот взять бы и посмотреть в глаза тому, кто эти названия придумывает! Только постеры печатать и болванки записывать умеют, а найти не хотят могут человека хотя бы с начальными знаниями языка!
Кстати, никогда не прощу этим кинопрокатчикам "Начало"!