- Режиссер:
- Барри Левинсон
- В ролях:
- Дэнни ДеВито, Ричард Дрейфусс, Барбара Херши
- Нора! Я пытался решить эту
проблему, и мы с Эрнстом
сыграли на тебя в бильярд. Если он
проигрывает - дает
тебе развод. Если я проигрываю - я
оставляю тебя в покое.
- Билл! Что ты говоришь! Какая
гнусность! Вы играли на
меня в бильярд?!! Это уму непостижимо!.. И
кто выиграл?
Этот
фильм совсем недавно вышел в
лицензионной копии, а во времена
видеопиратства и божественных живых
голосов Михалева и Володарского он что-то
не попадался, поэтому я его посмотрел
только сейчас...
Кому нужно это старье, спросите вы, ведь фильму уже почти пятнадцать лет? Да хотя бы мне нужно, друзья мои! Я давно уже заметил странную тенденцию: как ни возьмешь что-нибудь старенькое, хотя еще и не смотренное, так сразу хороший и не тупой сценарий, продуманная режиссура, игра - именно игра актеров, а не кривляние на потеху публики - плюс почти полное отсутствие спецэффектов или присутствие их в той мере, чтобы выгодно оттенять сюжет, а не прикрывать его убогость. >
Зато как возьмешь что-нибудь новенькое... Оно почти всегда оказывается переложением и опошлением чего-нибудь старенького, великие в прошлом режиссеры начинают плясать под дудку продюсеров и тупого жующего быдла, и даже хорошие актеры начинают сниматься в таком отстое, что думаешь - лучше бы они спились или снаркоманились лет десять назад, честное слово.
Впрочем, вероятно, "I'm too old
for this shit", как говаривал Дэнни Гловер
в "Смертельном оружии", и меня не
прикалывает весь этот современный
сортирный юмор и тупые сюжеты просто в
силу крайней дряхлости - ведь мне уже за
тридцать. Поэтому я покупаю кассетку со
старым фильмом Барри Левинсона, в
котором снялись мои любимые Ричард
Дрейфусс и Дэнни ДеВито, и сажусь
смотреть...
Билл "Би-Би" Бабовски (Ричард
Дрейфусс) и Эрнст Тильли (Дэнни ДеВито)
никогда не подозревали о существовании
друг друга, хотя работали в одном и том
же бизнесе агентами по продаже
алюминиевой облицовки (по-английски
это называется "сайдинг") для
домов.
Однако жизнь, или карма, или
высшие силы, или обычная случайность
распорядились так, что их пути
пересеклись. Точнее, пересеклись их
автомобили: нос машины Тильли пересекся
с крылом только что купленного Би-Би
кадиллака небесно-голубого цвета. Ну
столкнулись и столкнулись, - подумаешь,
невидаль. Однако Би-Би по натуре
довольно вспыльчив, к тому же обидно
видеть помятой машину, которую ты купил
две минуты назад, поэтому он наговорил
Тильли всяких обидных глупостей.
Но Тильли не из тех людей,
которые спускают оскорбления, так что и
он не остался в долгу, в результате чего
началась крупная перепалка, которая
чуть не окончилась рукоприкладством.
Взъерошенных агентов развела полиция,
и они расстались, пылая жаждой мести.
Скорее всего, Би-Би и Тильли
забыли бы об этом происшествии и
никогда не вспоминали, однако они
работают, как я уже сказал, в одном и том
же бизнесе, поэтому их пути иногда
пересекаются. А когда пересекаются,
каждый из них вспоминает об этом
инциденте и ненависть снова вспыхивает
в груди. "Око за око, зуб за зуб", -
бормочет Би-Би, разбивая ногой фары
автомобиля Тильли. "Этот козел у меня
еще попляшет", - приговаривает Тильли,
расколотив монтировкой все стекла
только что вернувшегося из ремонта
кадиллака.
Казалось
бы, дальше фильм будет посвящен тому, как два вполне нормальных человека портят
собственную жизнь и создают себе и всем остальным огромные проблемы из-за инцидента,
который не стоит и выеденного яйца (похожую историю рассказал Ридли Скотт в
своем первом фильме "Дуэлянты") - ан
нет!
Би-Би в качестве очередного
ответного удара решил сделать хитрый
ход - соблазнить жену Тильли Нору (сам Би-Би
не женат). И это ему с легкостью удалось,
потому что мисс Тильли (Барбара Херши)
крайне недовольна семейной жизнью с
Эрнстом. Но далее события пошли
совершенно не так, как предполагал Би-Би.
И не так, как предполагал Эрнст. К тому
же, их бизнес переживает тяжелые
времена, так как начала свою работу
комиссия по расследованию
деятельности агентов алюминиевого
бизнеса, и комиссии есть что предъявить
агентам, ведь они в своей работе часто
используют такие методы, которые
являются противозаконными. Опасность
потерять лицензию нависла и над Би-Би, и
над Эрнстом...
***
Очень симпатичный фильм,
поставленный по отличному сценарию.
Все-таки, есть особая прелесть в старых
фильмах. В сценарии нет никакой
избитости, заштампованности. Каждый
раз, когда кажется, что вот сейчас все
пойдет именно так, как ты
предсказываешь, события в фильме
разворачиваются совершенно по-другому.
Случайная стычка, хотя и вызвала далеко
идущие последствия, вовсе не является
центральной темой фильма. Увод жены Би-Би
у Тильли вовсе не стал банальным
адюльтером, а повернулся довольно
неожиданной стороной. Концовка фильма
сделана просто блестяще. Я, разумеется,
не буду рассказывать о том, что там
произошло в конце, скажу только, что она
меня весьма порадовала полным
отсутствием как хэппи-энда, так и траги-энда.
Все закончилось именно так, как и
должно было закончиться: это жизнь,
ребята, а в ней все бывает совсем не так,
как в фильмах. Без ярких потрясений. Без
трупа в сейфе, без непонятно откуда
взявшегося миллиона долларов и без
внезапного предложенного поста
президента компании. Вся эта история
очень похожа на то, что бывает на самом
деле, поэтому фильм оставляет очень
приятное впечатление.
Кроме
того, в картине довольно много рассказывается о работе разъездных агентов по
продаже (этой же теме посвящен прекрасный фильм "Гленнгарри
Гленн Росс"), обо всех их уловках и ухищрениях, которые они сами считают
верхом искусства, а комиссия по расследованию называет мошенничеством. Ну, знаете,
всякие такие уловочки, вроде того, что "Ваш дом фотографируют для журнала
"Лайф" как самый паршивый домик в округе, а если вы не хотите, чтобы
дом оставался таким, сделайте алюминиевую облицовку", или "Все материалы
для дома мы вам поставим бесплатно, мадам, и вы заплатите только за работу...
Это составляет четыре с половиной тысячи долларов", или "Мой друг,
мадам, только что сделал вам контракт на облицовку совершенно бесплатно. Понимаете,
у него сейчас нервный срыв, и за подобное он не только вылетит с работы, но
и сядет в тюрьму, а его жена и маленькие дети окажутся на улице... Что говорите,
мадам? Эту проблему легко решить. Выпишите чек на четыре с половиной тысячи
долларов, и жизнь его семьи будет вне опасности" и так далее и тому подобное.
Причем Би-Би - весьма
удачливый агент по продаже сайдинга,
который придумывает самые невероятные
ухищрения, и они почти всегда
срабатывают, а Тильли... Его лучшие
времена, увы, позади. Когда-то он был
лучшим, однако сейчас даже самые
гениальные уловки не приводят к
должному результату, и Тильли находится
в крайне тяжелом положении. В этих
условиях уже не до войны с Би-Би. Свою
задницу бы спасти, а также дом и машину,
которые вот-вот отберут налоговые
инспекторы.
Актерские работы Дрейфусса,
ДеВито и Барбары Херши - очень хороши.
Собственно, фильм больше напоминает
спектакль, поэтому на актерах держится
абсолютно все. И они играют вполне
достойно. Нервный, но удачливый Би-Би,
зашуганный жизнью, но не сдающийся
Тильли, несчастная Нора Тильли, которая,
казалось, обрела новую любовь, но
внезапно выясняет, что Би-Би соблазнил
ее только для того, чтобы отомстить ее
мужу. К тому же, Би-Би наврал ей, что
торгует кроликами, а он... Он - тоже
алюминиевый человечек, торговец
алюминиевым сайдингом! А Нора после
Тильли даже и видеть не может этих
торговцев алюминием!
В фильме, несмотря на
серьезность сюжета, есть много
приятных комедийных моментов. Голубой
кадиллак Би-Би, которому изрядно
достается на протяжении всего фильма,
сцена в салат-баре, когда Тильли
использует стол с закусками в качестве
алтаря, но главное - совершенно
прелестная сцена игры Тильли и Би-Би на
бильярде... Собственно, сама игра
зрителям не показывается, но когда Би-Би
рассказывал о ней Норе, я просто взвыл
от восторга, настолько классно это
сделано.
Резюмирую. Прелестный фильм,
напоминающий хороший спектакль. Очень
высокий уровень и сценария, и
постановки, и актерской игры. Некоторые
моменты - просто супер, но и весь фильм в
целом сделан очень ровно и смотрится на одном дыхании. Весьма рекомендую для
любителей действительно жизненных
сюжетов и хорошей игры. Не рекомендую
для любителей спецэффектов и тупых
сценариев. Я этот фильм посмотрел с
большим удовольствием.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 5 |
очень симпатичный спектакль
да