- Режиссер:
- Мамору Осии
на котором души бывших воинов находили покой.
Девять сестер.
Пропала собака по кличке Дружок.
Кот Бублик.
Недалекое
утопически-социалистическое будущее.
Концлагерь развитого социализма
пришел к своему логическому завершению,
предсказанному фантастами: унылое и
беспросветное существование, голод,
разруха и депрессия. Одна только отрада
существует у жителей страшного и
угнетающего сознание города -
подпольное виртуальное сражение в игре
под названием "Авалон". Происходит
это все следующим образом: ты ложишься
в кресло, надеваешь специальный шлем,
после чего погружаешься в некое
виртуальное пространство, которое для
тебя выглядит вполне реальным. В этой
самой виртуальной реальности и
разыгрываются разнообразные войны, в
которых нужно выполнять различные
миссии, чтобы перейти на следующий
уровень. Однако виртуальные бойни - не
только средство отвлечься от
окружающей убогой обстановки. Хорошие
и удачливые бойцы с помощью "Авалона"
могут зарабатывать неплохие деньги...
Дама
по имени Аш (Малгоржата Форемняк) - один
из самых удачливых бойцов "Авалона".
Она не знает поражений и своей игрой
зарабатывает очень и очень неплохие
деньги. При этом Аш настолько крута, что
предпочитает сражаться в одиночку, ни с
кем не объединяясь, хотя подобные
мастера игры обычно объединяются в так
называемые Партии - чтобы их боялось
все живое, то есть все виртуальное.
Однако если ты очень хорошо делаешь
какое-то дело, то всегда существует
опасность достигнуть некоего тупика -
когда твои профессиональные успехи
настолько высоки, что данный уровень
задач уже не удовлетворяет возросшие
амбиции.
Именно
это и произошло с Аш - ей уже не
интересно сражаться даже в классе "А"
- высшем уровне "Авалона". Ей
хочется двигаться дальше, на еще более
высокие уровни. Однако что там
находится на этих высших уровнях -
доподлинно не известно. Об этих уровнях
ходят только всякие разные слухи, и они
не сильно впечатляющи. Говорят, что с
высших уровней - куда попасть и так
крайне сложно - можно вообще не
вернуться. Впрочем, такая опасность
существует и на тех уровнях, на которых
сражается Аш: иногда мозг человека не
выдерживает напряжения, и тогда он
становится так называемым "невозвращенцем"
- при этом человек навсегда остается в
игре, а в реальной жизни ведет сугубо
растительное существование и
нуждается в постоянном уходе.
Тем не менее Аш подобные перспективы не страшат. Она настойчиво ищет способы пробраться на следующие уровни, и эти способы наконец находятся...
***
У
этого фильма достаточно своеобразная
история создания. Дело в том, что его
снял довольно известный японский
режиссер Мамору Осии, обычно
работающий в жанре анимэ, причем снял
совместно с польской киностудией,
поэтому в фильме играют польские
актеры и все действие происходит в
весьма узнаваемом антураже
социалистической действительности:
"хрущобы", чешские трамвайчики,
надпись "Челябинский колхозник"
на броне танка, советское оружие и так
далее.
Почему
был создан такой более чем странный
тандем - японец с поляками - доподлинно
не известно. Известно только то, что в
Польше удалось снять фильм за какие-то
фантастически маленькие деньги (9
миллионов долларов), причем поляки за
очень скромную сумму предоставили
войска и технику для съемок - что,
конечно, может быть единственным
определяющим фактором. Однако польские
утопические пейзажи и антураж
загнившего социалистического лагеря
японцами были совершенно не поняты,
поэтому в самой Японии фильм в прокате
провалился, не компенсировав даже
затрат на создание.
Впрочем,
мне трудно представить, как этот фильм
воспринимают японцы, но зато легко
представить, как его восприняли мы с
котом Бубликом. А нам фильм очень даже
понравился. Причем по многим причинам.
Конечно, весь этот киберпанковский
сюжет откровениями не блещет и на фоне
массы других фильмов является
достаточно вторичным, тем не менее не
оставляет ощущения какой-то тупости и
глупости. Наоборот, все достаточно
логично и выверено, а кроме того, Осии
не собирается зрителям давать прямой
ответ на часть вопросов. Многое зрителям
нужно понять и осмыслить самим, а это
уже радует. Почему, спросите, радует,
когда в некоторых других фильмах я
подобный подход как раз ругал? Да
потому что здесь это все сделано вполне
по-умному: лично мне хотелось
искать ответы на вопросы, поставленные
фильмом. И здесь они ставятся для того,
чтобы зрители попытались на них
ответить, тогда как во многих других
фильмах возникающие вопросы являются
лишь следствием всяких ляпов в
сценарии.
Во-вторых,
в фильме совершенно потрясающая работа
оператора, художников и декораторов.
Многие картинки хочется остановить,
распечатать и повесить на стенку - до
того они хороши. Некоторые критики
утверждают, что, дескать, все эти
фильтры цвета сепии, нижние ракурсы и
так далее - это все было, было, - однако
если так рассуждать, то уже лет
пятьдесят ничего оригинального не
снимают - все когда-то уже было... В-третьих,
в картине звучит изумительная музыка
японского композитора Кэндзи Кавая.
Дивная музыка сопровождает весь фильм,
а в конце звучит целая оратория "Вояж
в Авалон" - это что-то потрясающее...
Правда,
на этом восторги заканчиваются, потому
что с точки зрения актерской игры -
которая, по идее, является основой
основ практически любого фильма - особо
сказать-то нечего. Аш - чистая Никита в
виртуальном мире и невзрачная усталая
тетка тридцати лет в реальном. И там, и
там она выглядит несколько
искусственной и заторможенной. Среди
остальных персонажей есть пара более
живых и запоминающихся - вечно голодный
парень и сам Мастер игры, - однако они с
точки зрения актерской игры погоды не
делают. Впрочем, похоже, что именно так
все и задумано режиссером -
схематичность и определенная
отрешенность игры главной героини, -
поэтому данный факт совершенно не
раздражает. В остальном - все смотрится
и слушается просто классно.
Что
интересно - как это нередко бывает с
хорошими фильмами, "Авалон"
вызывает совершенно полярные мнения.
Многим, как и мне, картина весьма
понравилась. Однако другая часть
зрителей достаточно негативно
высказывалась по поводу "Авалона".
Некоторые геймеры считали, что в фильме
совершенно неправильно и некорректно
отображается мир виртуальных игр (как
будто эти геймеры когда-нибудь играли в
"Авалон"). Фанаты второй "Матрицы"
гнусно хихикали и утверждали, что "Авалон"
- жалкое подражание "Матрице", хотя
на самом деле все почти наоборот (доподлинно
известно, что Вачовские сами
вдохновлялись киберпанковскими
анимационными фильмами Осии). Кому-то
не нравился сюжет, кто-то не
вдохновился картинками, кого-то
раздражало количество вопросов,
оставшихся без ответа - словом, как это
нередко бывает, мнения разделились.
Но мне - понравилось. Причем очень. Даже если бы сюжет был более дурацким (а он совсем не дурацкий) - из-за одних картинок и музыки фильм вполне имело бы смысл посмотреть. Впрочем, конечно, его хорошо смотреть на большом экране или хотя бы на домашнем кинотеатре, - в противном случае потеряете половину удовольствия.
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 3 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4- |
очень зрелищно
вполне можно