- Режиссер:
- Павел Лунгин
Сомнения кота Бублика
Эдик
(Константин Хабенский) - современный
великий комбинатор. Впрочем, истинного
величия в нем мало, скорее больше
смешного, потому что тот самый шаг,
который отделяет одно от другого, он еще
не прошел. У Эдика родилась идея
неплохого, как ему сначала кажется,
бизнеса. Он выяснил, что несколько
иностранцев из разных стран - Израиля,
Канады, США - разыскивают своих давно
потерянных родственников в маленьком
южном городке Голутвине. Иностранцы -
люди довольно денежные, и Эдик
предлагает им свою помощь в
воссоединении сердец, причем,
разумеется, за солидные комиссионные.
Поскольку
реальных родственников разыскать не
представляется возможным, так как
Голутвин со всеми жителями полностью
стерт с лица земли фашистами во время
Великой Отечественной войны, Эдик
приезжает в стоящий неподалеку от
Голутвина городок с названием Голотвин
и там устраивает кастинг потенциальных
родственников, которым за выполнение
подобной роли предлагаются серьезные
деньги - по двадцать, тридцать и даже
пятьдесят долларов на брата.
Несовпадающее
название для Эдика также не помеха - он
встречается с местной властью в лице
городского головы (Александр Ильин),
которого соблазняет солидной взяткой и
обещаниями иностранных инвестиций, в
результате чего название города на
местной "триумфальной арке" теряет
одну из букв "о", но зато обретает
букву "у", так что теперь все в ажуре.
Всего
в славный город Голотвин, косящий под
Голутвин, было доставлено четверо
иностранцев: престарелый американский
миллионер Самуил (Отто Таусиг),
израильский мафиози Барух (Леонид
Каневский), подросток из Швейцарии Эндрю
и молодой человек из Канады Марк Ив.
Каждого приезжего Эдик заботливо
определяет в соответствующую семью.
Самуила встречает престарелая Эстер (Эстер
Горентен), чей племянник Яша (Сергей Гармаш)
под воздействием советского окружения
превратился в психованного алкаша.
Марка Ива приветствует целая дружная
украинская семья во главе с дедом
Грицыной. Эндрю определяют в семью
матери-одиночки Ольги с сыном Мишей, а
Баруху, который вроде как приехал
поплакать на могилке своих
родственников, Эдик демонстрирует
могилку родственников молодого
человека Цаусаки (Даниил Спиваковский),
который за свои услуги также получает
серьезную сумму в пятьдесят единиц
национальной американской валюты.
Казалось
бы, все на мази: иностранцы вполне
довольны и обещают Эдику перед отъездом
вручить соответствующие договорные
суммы, однако буквально на следующий
день начинаются всякие проблемы. Ладно
еще переводчица при иностранцах Регина (Наталья
Коляканова) что-то заподозрила - Эдик с
ней быстро справился благодаря своему
молодецкому задору и решительному
напору. Но выяснилось, что изначально
заявленные цели по крайней мере двух
прибывших иностранцев совершенно не
соответствуют реальному положению дел.
***
Весьма неоднозначное кино. Имеющее как определенные достоинства, так и весьма серьезные недостатки. Давайте сначала о недостатках...
У
меня самая главная претензия к этому
фильму заключается в том, что он крайне
неровный! Трагикомедия - это не
буффонада вперемешку с драматическими
эпизодами. Это самостоятельный жанр,
четко выдержать который под силу далеко
не каждому режиссеру. Лунгин в этом
фильме данный жанр совершенно не
выдержал, потому что "Бедные
родственники" разваливаются на
отдельные составляющие, среди которых:
несколько весьма удачных фактически
буффонадных эпизодов, три-четыре
эпизода с налетом легкой шизы, несколько
сцен с весьма черненьким юморком и два-три
эпизода, которые по стилю вообще никак
не клеятся в эту картину.
Честно
говоря, мы с Бубликом не валялись в
истерике от смеха, когда Барух ночью
дежурил на кладбище, пытаясь поймать
Цаусаки, который выкапывал гроб с прахом
его матери из могилы своих родителей, а
потом все-таки поймал и оторвал парню
ухо. Я вполне допускаю, что даже это
вполне может быть смешным, но, честное
слово, мы не обхохотались. Ну не
прикололо нас это, потому что так снято.
Это не смешно. Это вообще-то печально.
То
же и с некоторыми другими эпизодами.
Беседы Самуила с Эстер на идише и
рассматривание ими фотографий своих
предков - это драма, на фоне которой
возникает вопрос: из каких соображений
Лунгин свою разухабистую авантюрную
комедию (потому что изначально
предполагалось именно это) наложил на
подобный фон? У меня несколько раз
возникало чувство, что это просто
глумление, равно как и сцены на кладбище.
Тоже мне, нашли тему постебаться.
Неуместно это все смотрелось. На
редкость неуместно.
С
этим швейцарским мальчиком Эндрю - также
сценарный провал. Что за мальчик, на
черта он там вообще в фильме нужен -
совершенно непонятно. Придумали бы что-нибудь
повеселее.
Ну и до сценарной кучи - до странности невнятный банщик-космонавт, который то ли серьезно пострадал при монтаже, то ли просто введен в сюжет с совершенно "винегретной" целью: давайте побольше понакрутим, чтобы была обстановка веселой шизы.
Обстановки веселой шизы не получилось. Где-то шиза, где-то веселуха, где-то нечто совершенно невнятное, а где-то чистая драма. Компот из семечек, свиной отбивной и соленых огурцов. Не сильно сочетающиеся друг с другом продукты.
Впрочем,
плюсы тоже есть. Самый главный из них -
Хабенский в роли Эдика. Отличный
персонаж, блестящая игра. Обычно говорят,
что Хабенский в своих ролях достаточно
однообразен, но здесь - совершенно иная
роль (каламбур получился совершенно
случайно) по сравнению с его обычными
типажами. Очаровательный Эдик, одним
мановением ноги соблазняющий дам из
сферы обслуживания и одним взлетом
бровей решающий различные вопросы
своего "бизнеса"... А уж как он
обаятельно дает взятки - это просто
нужно видеть! Ради одного Хабенского уже
можно посмотреть этот фильм, потому что
действительно очень здорово.
Вторая
классная роль - это Гармаш, исполняющий роль
обрусевшего еврея-алкоголиста. Гармаш
играет замечательно, роль очень яркая,
однако персонаж, в отличие от Эдика,
получился значительно более топорный и
карикатурный со сценарной точки зрения,
что несколько портит впечатление.
Коляканова в роли переводчицы Регины выглядит неплохо, но если сначала переводчица в поведении выстраивает более или менее оригинальную линию, то сразу после молодецкого соблазнения ее Эдиком она как-то резко превращается в "харьковскую тетю" из "Свадьбы" того же Лунгина, а это уже неправильно, потому что налицо чистый самоповтор.
Резюмирую.
Сценарий и постановка - максимум на
тройку с плюсом. Игра актеров, а особенно
Хабенского и Гармаша, - на твердую четверку
с плюсом. Смотрится фильм, в общем,
неплохо, но послевкусие оставляет
несколько неприятное. Да, я знаю, что "Бедных
родственников" на сочинском "Кинотавре"
обласкали дальше некуда: и тебе главный
приз, и тебе приз за лучший сценарий, и
тебе приз за лучшую мужскую роль
Хабенскому (вот тут полностью согласен),
и тебе специальный приз губернатора
Кубани. Но, может, остальные фильмы были
еще хуже? Ничем другим я этот поток
призов объяснить не могу.
P. S. А product placement водки у ныне французского Лунгина такой же кошмарно раздражающий и навязчивый, как и у ныне американского Невского.
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 3+ |
Сценарий | 3 |
очень неровно
решайте сами