- Режиссер:
- Джоэл Коэн
- В ролях:
- Стив Бушеми, Джулианна Мур, Джон Гудман, Джефф Бриджес
У
каждого человека в жизни должно быть что-то, что действительно
доставляет ему удовольствие. Чем можно заняться даже в том
случае, когда жизнь дала трещину, дети взорвали учительницу
или сели в тюрьму, жена ушла к начальнику или, что еще хуже,
к подчиненному, сосед накапал в налоговую инспекцию, бармен
больше не наливает в долг, компьютер пожрал злобный вирус,
кот написал в любимый итальянский ботинок, рыбка
наглоталась воды и утонула, любовница пообещала рассказать
жене, что ты уже больше пяти минут не можешь, главный должник
умер от инфаркта, а теща наоборот - выжила после случайного
падения с небоскреба. Незащищенный человек после таких неприятностей
может и ласты склеить, и крышей двинуть. А защищенный? В
чем состоит защищенность? Ведь от подобных казусов не спасет
ни социальная значимость, ни количество денег на счету,
ни даже наличие влиятельных родственников. Так что же спасет
человека, у которого случаются подобные или еще какие-нибудь
неприятности? Или даже если неприятностей как таковых и
нет, а просто становится очень скучно жить на этом свете?>
Раковина!
Человека спасет его раковина, в которую он может забраться
так же, как и рак-отшельник в свой домик, после чего акула,
мурена, баракуда и прочие членистохвостые могут в бессильной
злобе щелкать клювом - РАКА ИМ ОТТУДА НЕ ВЫКОВЫРЯТЬ! Потому
что он защищен. Он сидит в своей раковине и наслаждается
приятным послеобеденным сном, переваривая очередной трупик
(да-да! раки питаются трупами! вы возмущены? а вы чем питаетесь,
а?)
У
человека своя раковина не обязательно выражается каким-то
защитным экраном, броней или высоченным забором с колючей
проволокой. К примеру, одному моему другу вполне было достаточно
коробки из-под большого телевизора. Когда он туда забирался,
его не прошибали даже вопли жены (я бы сказал, какая она
была кошмарная сука, но дал себе слово не выражаться в видеозаметках)!
Впрочем,
роль раковины часто может исполнять какое-то хобби, увлечение
или развлечение. Некоторые собирают марки (принято, кстати,
считать, что этим занимаются исключительно тайные эротоманы),
кое-кто разводит аквариумных рыбок (хронические алкоголики),
отдельные индивидуумы выпиливают лобзиком по дереву (безобидные
шизофреники), некоторые выпиливают лобзиком по чугуну (мазохисты),
встречаются даже люди, которые в свободное время пишут стихи
(у них в организме явно не хватает кальция) и тому подобное.
Но это все так называемые одиночные занятия, которые свидетельствуют
о явной патологии.
Куда
лучше, когда человек находит свою раковину в том, чтобы
совершать какие-то коллективные действия: ходить на футбол,
играть в преферанс или бридж, гонять шары в кегельбане,
махать кием в бильярде и так далее. В этом случае, конечно,
человек приобщается к некоему коллективному психозу, но
мы все помним, что не надо отрываться от коллектива. Индивидуальный
психоз - обществом осуждается. Коллективный психоз - всячески
поощряется коллективом, а в особенности - вышестоящим руководством.
Стоп,
чего-то я совсем затеоретизировался. О чем это я? А-а-а-а,
вот о чем! Главный герой фильма - Джеф "Чувак"
Лебовски (Джефф Бриджес) в качестве своей раковины использует
катание шаров. В смысле, боулинг. Причем в этой жизни у
него кроме боулинга толком ничего и нет. Потому что Чувак
- один из немногих весьма неплохо сохранившихся ископаемых
хиппи, доживших до 90-х годов. Редчайший, можно сказать,
экземпляр. Остальные хиппи растряслись - кто куда. Кто-то
скурвился и стал до отвращения преуспевающим. Кто-то перешел
на более тяжелые наркотики и ушел от действительности на
небеса к Большому Джимми. Кто-то алкоголил не в меру и тоже
ушел на небо, но уже к Большому Джону - "Ячменное Зерно".
А кто-то просто закончил свое бренное существование под
колесами мусороуборочной машины, потому что нельзя опускаться
до того, чтобы не иметь хоть какой-то крыши над головой.
Чувак,
в отличие от всех остальных, все делал в меру. Протестовал
в меру, курил (и продолжает курить) только марихуану и не
переходил на "тяжелые" наркотики, пил и пьет только
коктейль "белый русский" (кофейный ликер, водка,
молоко; забавный коктейль, кстати, я его пробовал), причем
не больше двух-четырех коктейлей в день, что печень вполне
выдерживает. Кроме того, Чувак не утруждает себя работой
на благо американского общества. Чуваку плевать с высокой
башни на американское общество, процветание и прочие предметы
культа тупоголовых обывателей. Впрочем, его также не интересует
смысл собственного существования, да и никакие философские
вопросы не обременяют его голову. Чувак просто живет так,
как ему нравится жить. И этим глубоко симпатичен. Потому
что если парень хочет играть по своим правилам игры, при
этом не создавая трудностей никому вокруг, то почему бы
и нет? Он же должен заслуживать определенное уважение.
Впрочем,
получается так, что ему внезапно начинают создавать проблемы.
Просто на ровном месте. И просто потому, что некие бандюки
спутали его - Джефа Лебовски - с другим Лебовски, который
вовсе не бывший хипарь и безработный, а наоборот - весьма
богатый пузырь. Бандюки ведут себя с Чуваком очень грубо.
Они матерятся (впрочем, Чувак по этому делу сам большой
специалист), макают Чувака в унитаз, требуют денег, а один
бандит - вот скотина - написал Чуваку на ковер. Впрочем,
увидев, что Чувак никак не может претендовать на звание
богатого человека, они удаляются, даже не извинившись.
Как
говорится, тут и сказочке бы конец? Ведь бандюки обознались,
так что Чувак может спокойно возвращаться к своему боулингу,
пособию по безработице и "белому русскому", но
не тут-то было! Ковер был важной декоративной составляющей
интерьера Чувака. Точнее сказать, кроме этого ковра у Чувака
ничего ценного-то и не было. Поэтому Чувак решает (замечу
- себе на беду), найти того самого богатого пузыря Лебовски,
чтобы потребовать у него компенсации за испорченный ковер.
И
вот тут у Чувака начинаются проблемы. Знаете, как оно бывает?
Едете вы на поезде, который ведет обкурившийся травки машинист.
У машиниста время течет раз в пять медленнее, чем у всех
остальных, поэтому поезд он ведет со скоростью курицы, не
догоняемой петухом. Вы сидите в купе и смотрите в окно,
причем вам кажется, что поезд едет назад, потому что его
обгоняют все: пешеходы, автомобили, мешочники и велосипедисты.
И вот, на одной из станций, машинист принимает на грудь
бутылку водки. Алкоголь в сочетании с травкой дает взрывообразный
эффект, после чего время для машиниста начинает идти раз
в десять быстрее, чем у вас. И он разгоняет поезд до немыслимых
скоростей. В окне начинает все мелькать - мелькать - мелькать
- мелькать - мелькать - мель - мель - мель - мель
- ме - кать - кать - кать - кать - ка - ть - ть - ть....
Вот
так и у Чувака. Жил себе спокойной, размеренной жизнью.
Ходил катать шары, в машине слушал "Криденс",
дома слушал записанный на плеере шум кегельбана, периодически
даже принимал ванну, покуривая косячок, словом, дышал полной
грудью. И вдруг в этом размеренном существовании разом появились:
бандюки, бьющие морду и писающие на ковер, пузырь Лебовски,
шлюха Бонни - жена пузыря Лебовски, которую похитили, непонятные
национал-социалисты, требующие денег, свидание с похитителями
и подбрасывание им портфеля с грязным бельем вместо миллиона
баксов, похищение у Чувака автомобиля, в котором лежал миллион
баксов, гнев пузыря Лебовски, который оказывается вовсе
не пузырем, дочь Лебовски, которая является специалисткой
по "вагинальной живописи" и хочет родить от Чувака
маленького чувачишку, отрезанный палец Бонни, который черт
на самом деле знает чей палец, парнишка, укравший машину
Чувака, но не отдающий миллион баксов, опять бандюки, опять
национал-социалисты, Бонни вернулась, деньги не вернулись,
скоро соревнования по кеглям, Чувака обещают в лучшем случае
убить, а в худшем - отрезать ему член, все это сопровождается
полетами во сне и наяву, короче говоря - круговерть пошла
такая, что просто не ходи купаться.
И возиться со всей этой мешаниной приходится Чуваку, которому вовсе не хочется становиться эдаким Эркюлем Пуаро или Перри Мейсоном. Ему бы получить приличный ковер, вместо оскверненного, да и заработать на халяву немножко денежек, чтобы не ограничивать себя в "белом русском".
Фильм
- чистый стеб. Стеб весьма удачный. Наклевывающаяся было
некая серьезная детективность сюжета тут же переходит в
откровенную буффонаду, и так продолжается до самого конца
фильма. Причем становится абсолютно не важно - кто, кого,
за сколько, почему, зачем и что из всего этого выйдет. Хочется
только одного: чтобы вся эта шиза подольше не заканчивалась.
Потому что уж больно забавно и классно снято. Все намешано
и перемешано так, что сам черт ногу сломит, но в этом-то
весь и кайф. Надоели эти детективы, триллеры, психологические
мелодрамы, драмы, комедии и трагедии. В данном же случае
режиссер (точнее, оба брата Коэны) не стал ни на чем зацикливаться.
Никаких тебе культов, социально значимых вопросов, политического
подтекста и так далее. Стеб, водоворот событий, полное расползание
сюжета в разные стороны, а главное - отлично созданные и
сыгранные персонажи главных и второстепенных героев.
Чувак
(Джефф Бриджес) - просто классный. Но самый супер - это
приятель Чувака, которого зовут Уолтер Собчак (Джон Гудман).
Он толстенный, громогласный, немного свихнут после Вьетнама,
имеет четкие принципы в жизни и старательно помогает Чуваку
максимально ввязываться в неприятности. По происхождению
Уолтер - польский католик, но он был женат на еврейке, поэтому
принял иудаизм и теперь блюдет субботу. Персонаж совершенно
карикатурный, но вместе с тем - абсолютно жизненный. У многих
наверняка есть приятель подобного рода.
Но в фильме полно и других, не менее колоритных персонажей. Например, та самая специалистка по "вагинальной живописи" Мод Лебовски (ее играет прекрасная актриса Джулианна Мур). Или психованный фанат-кегельбанщик по прозвищу Иисус (Джон Туртурро). Или Стив Бушеми в роли напарника по кегельной команде Чувака и Собчака (ему досталась почти бессловесная роль, а в конце фильма он умирает от сердечного приступа; сцена развеивания его праха над океаном не подкачала, потому что от возвышенного пафоса перешла к привычному стебу).
Короче
говоря, картина получилась очень оригинальная, стильно нестильная,
динамичная, навороченная, возвышающе-ниспровергающая, стебовая
и закрученная. Братья Коэны развлеклись, как хотели. Лично
же я вполне хорошо развлекся, посмотрев, как они развлекаются.
"Большой Лебовски" - безусловно событие. Уж больно
выпячивается из рядов обычной голливудской жвачки. И хорошо
выпячивается. Грамотно.
Кстати, жанр этого фильма черта с два определишь. "Эксцентрическая комедия" - не подходит. Разве, что слово "эксцентрическая". "Детектив" - тоже черта с два, ибо детективность сюжета там проявляется только в самом начале, а затем Коэны этот детектив убили несколькими меткими выстрелами. "Трагифарс" - уже более-менее близко к теме. Но все равно - не подходит. Так что давайте назовем этот жанр "Большой Лебовски" и на этом успокоимся.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5+ |
класс!
нужно
И да, у меня были друзья, напоминающие и Лебовски, и Уолтера
лучший фильм Коэнов
На эпизоде, похоронной процессии, где Собчак вытряхивает из банки, из-под какой-то еды или питья, пепел своего друга - ржал как ненормальный. Ажно фильм пришлось останавливать, причём надолго.