Рейтинг Экслера: 8,0
- Режиссер:
- Алехандро Гонсалес Иньярриту
Песня кота Бублика
Восхищенный отзыв кота Бублика
Ригган Томпсон (Майкл Китон)
когда-то давно сыграл персонажа
кинокомикса по имени Бёрдмэн. Ну, знаете,
мрачный Дотком-сити, зловещий Валет,
устраивающий в городе террор, и
непонятно откуда взявшийся гордый
Бёрдмэн, который летает туда-сюда,
спасает людей и вступает в открытое
противодействие с Валетом не без помощи
Пиковой Дамы.
Фильм вызвал фурор, заработал миллионы, было снято два продолжения, а Ригган в памяти народной навсегда остался легендарным Бёрдмэном: гордой человекоптицей, которая любому негодяю какнет на голову так быстро, что даже твиттер чирикнуть не успеет.
Прошли годы. Ригган давно вышел
в тираж: ему не предлагают роли
главных героев, а сниматься во всяких
камео он считает ниже своего
достоинства.
Но есть у него одна мечта: Ригган хочет добиться успеха на бродвейских театральных подмостках. Доказать этим чертовым нью-йоркским снобам, которые его всегда ни в грош не ставили, что он - серьезный актер.
Ригган собирает остатки денег (когда
зарабатываешь миллионы, спустить их
черт знает на что очень легко) и
вкладывается в театральную постановку,
где он является автором сценария (современная
переработка старой пьесы), режиссером и
исполнителем главной роли.
В паре с ним играют две актрисы-дебютантки
- Лесли (Наоми Уоттс) и Лаура (Андреа
Райзборо), также нужен еще один актер на
мужскую роль. Друг, продюсер и агент
Риггана Джейк (Зак
Галифианакис) нашел актера, но он резко
не нравится Томпсону. В конце концов актер за день до
первого предварительного показа
получает травму свалившимся
театральным прожектором, и перед
труппой встает вопрос поиска нового
актера на эту роль.
И тут Лесли предлагает Майка
Шайнера (Эдвард Нортон) - подающего
большие надежды театрального актера.
Дело в том, что Лесли с ним спит. А Майк
сам высказывал заинтересованность в
данной постановке. Майку придется заплатить в
четыре раза больше, чем они платили
предыдущему актеру, но тот был
бездарностью, а Майк - это Майк.
Репетиция прошла очень успешно
- Майк знает сценарий назубок и готов
играть, Ригган в восторге. Однако во время первого
предпоказа Майк напился прямо на сцене и
сорвал спекталь. И тут Ригган понимает,
что путь к славе будет еще более тернист,
чем он думал. Потому что совладать с
Майком почти невозможно, а заменить его
совершенно некем.
***
Крайне интересный и необычный
кинопроект, о котором я много слышал
после того, как он вышел в прокат.
Поставил картину Алехандро Гонсалес Иньярриту
- режиссер мексиканского происхождения,
первый же фильм которого, "Сука
любовь", вызвал большой интерес и
зрителей, и критиков.
После этого
Иньярриту снял очень хороший фильм "21
грамм", в котором уже играли
известные актеры Шон Пенн, Наоми Уоттс и Бенисио Дель Торо.
В 2006 году режиссер выпустил фильм "Вавилон", в котором было занято много хороших актеров. Фильм также был очень достойный, но, на мой взгляд, несколько по-голливудски манипулятивный, как будто Иньярриту под воздействием Голливуда потерял некоторую часть своей самобытности и оригинальности.
В 2009 году Иньярриту представил
новый фильм "Бьютифул",
производства Мексика - Испания (я его еще
не видел, но надо посмотреть) с Хавьером
Бардемом, и вот теперь - "Бёрдмэн".
Первые четыре фильма этого режиссера хотя стилистически очень разные, но тем не менее четко связаны общей линией смерти.
Новый фильм
также снят в совершенно новом для
Иньярриту стиле (похоже, это его
фирменный стиль - каждый фильм в новом
стиле), и тут тоже определенным образом
исследуется тема смерти.
В "Бёрдмэне" показывается история создания театральной постановки на Бродвее. Картина снята в псевдодокументальной манере и, по сути, представляет собой спектакль: действие, за редкими исключениями, происходит в помещениях театра на Бродвее.
Причем
еще эта псевдодокументальность снята
очень искусно: кажется, что камера
следует за персонажами по комнатам и
коридорам в реальном времени, причем монтажные склейки тут почти незаметны -
возникает эдакий эффект вовлеченности в
действие.
Поначалу мне казалось, что этот фильм снят в духе "Безумных подмостков" с Майклом Кейном (если вдруг его не смотрели, обязательно посмотрите: прелестная театральная комедия).
Однако
довольно быстро выяснилось, что
Иньярриту здесь четко следует по пути
постоянного обрезания сюжетных линий в
тот момент, когда кажется, что зрителям
уже отлично понятно, как будут
развиваться события.
Когда появляется Майк Шайнер и начинает очень ярко играть в паре с Ригганом, а потом конкретно дурит по полной программе, кажется, что фильм будет о нем - о гениальном, но совершенно непредсказуемом актере, который может вытянуть провальный спектакль. Но это совершенно не так: отработав определенную часть фильма с Майком, режиссер тут же фактически выводит его с переднего плана.
Когда
у Майка намечается светлое чувство с
дочкой Риггана, тоже кажется, что этому
будет уделено значительное экранное
время, - ан нет, там все будет интереснее.
Когда Ригган устраивает пьяный взрыв эмоций злющей театральной критикессе Табите (кстати, ее играет Линдси Дункан), кажется, что тетка сейчас растает и полюбит этого выскочку (каким она его считает) всем сердцем, - ан нет, и этого штампа здесь не будет. Здесь все не так, как ожидается.
И
вроде, несмотря на то что это вовсе не
детектив и не остросюжетный фильм,
повороты сюжета здесь не слишком
ожидаемы и картина получилась
совершенно оригинальной и
непредсказуемой.
Так вот, в центре повествования здесь все-таки сам Ригган: бывшая знаменитость, профукавший все, что у него было, - от денег до семьи, который пытается утвердиться на конкретно чужом для себя поле - театральной сцене.
Наверняка
Иньярриту выбрал именно Майкла Китона
для того, чтобы еще более усилить эффект
жизненности происходящего. Китон, так
же как и главный герой, - первый и
второй Бэтмен (Бэтмен, Бёрдмэн -
мышка одного полета). Так же как и
главный герой, Китон после роли Бэтмена
никакими заметными ролями не отметился.
(Хотя, замечу, принял участие примерно в
сорока фильмах и сериалах, но в основном
на эпизодических ролях.) Ну и, так же как
и главный герой, Китон разведен с женой и
у него один ребенок.
В
результате получается, что это бывший
Бэтмен, мало что добившийся после
легендарных фильмов об этом супергерое,
что-то пытается доказать высоколобой
публике и одновременно разбирается во
взаимоотношениях с женой, дочкой,
любовницей и актерской труппой. Ему это
нужно, чтобы ощущать себя живым, в
противном случае ему уже больше нечего
делать на этом свете.
Так
вот, Майкл Китон сыграл своего Риггана
просто блестяще. Честно, без прикрас и не
только с отличной самоиронией, но и
временами буквально на обнаженном нерве,
как исповедь.
Я поначалу думал, что Китона переиграет Нортон, - ан нет, именно Китон - главный герой этого фильма, и он сыграл так здорово, что я этого даже не мог предположить.
Нортон
тут тоже очень и очень хорош. А он -
будучи одним из лучших современных
американских актеров - очень неровен.
Если Нортону нравится проект, то он
выкладывается так, что просто волосы
дыбом. Но если играет только потому, что
связан контрактом, или же ему просто что-то
не нравится - Эдвард временами играет
так, что буквально позорит профессию:
откровенно саботирует. Ну не нравится
тебе проект - так не играй, а появляться в
кадре и ничего не делать - на черта?
Здесь
с Нортоном все в порядке. В нескольких
эпизодах он выдает высочайший класс,
однако потом уходит на второй план - все-таки
тут не он главный герой.
Зак Галифианакис отлично сыграл друга и продюсера Риггана - Джейка. Эпизодов у него немного, но в каждом из них Зак смотрелся отлично. Я все жду, когда он перестанет сниматься в тупеньких комедиях (там он, кстати, тоже смешной) и найдет себе что-нибудь помощнее - он явно способен на большее, чем тупенькие комедии.
Ну
и понравилась Эмма Стоун, сыгравшая
находящуюся на реабилитации дочку
Риггана. Сцена, где она после косячка
высказывает папе все, что о нем думает,
очень сильная.
Отличный фильм, очень оригинальный, замечательно поставленный, интересно и нешаблонно снятый, прекрасно сыгранный. Ни одного традиционного штампа, а при аскетичности постановки очень захватывает и не отпускает до самого конца, тем более что дальнейшие события там угадать вряд ли у кого-то получится.
Иньярриту
освоил новый для себя жанр - у него это
получилось блестяще.
Ну и высоколобая публика (читай - критика) фильм приняла просто с восторгом - оно есть за что. 139 наград и 172 номинации, включая 9 номинаций на "Оскар", 7 номинаций на "Золотой глобус", из которых две победы (Китон - лучший актер, лучший сценарий), ну и так далее.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отлично
да
Господа, а "бёрдман" это типа намёк на бетмена чтоли?
Холмс! Но как?!!
Внимание, СПОЙЛЕР! В общей сложности, герой пытался покончить с собой 3 раза (рассказ о помешавших это сделать медузах; крыша дома, где какой-то мужичок [ангел?] не дал ему этого сделать, ибо не настал еще час; финальный эпизод со сценой, где трагедия превратилась в фарс). И только в конце ему даруется освобождение, и здесь, слава Богу, Иньярриту решил показать это не в лоб, а с эдаким символистским шиком, что ему удалось, на мой взгляд. Молодец, что тут скажешь...
Монтаж в классическом понимании был только на финале чуть-чуть. На самом деле, склеек там сотни, но они искусно замаскированы под безшовность. Это, кстати, временами злило, потому что режиссер сам себя загнал в однокадровое ложе и выскакивал почти из каждой сцены одним и тем же приёмом через внезапно забежавшего кого-нибудь. Да, это замечательно и с любовью сделанный профессиональный продукт, постановка, игра, находки, монтаж, всё просто великолепно. Но я всё время не мог отделаться от мысли, а зачем всё это сделано так? Вот Сокуров, например, честно снимал одним кадром два часа, а тут не один кадр, а иммитация. Да, тут всё гораздо сложнее, но зачем один кадр?
Про недпредсказуемость сюжета не соглашусь, мне почему-то практически всё удалось предугадать в процессе посмотра, а ведь всё по Чехову: в первом акте ружьё висит, в последнем стреляет. Но самый-самый финал -- моё почтение, концептуально и небанально. Кстати, не зря с Гравитацией сравнивают, тоже очень качественно сделанная, но пустышка. Ну, там ещё с главной героиней не повезло и графики побольше (видимо, на сценарий совсем не хватило и его дописали американские дошкольники, как у Феллона 😉
Меня аж трисёт
ЩИТО?! Я может что-то пропустил? Это где дочка смотрит в небо на воспарившего папу? Это небанально?? Ну вы даёте..
Если б там было хоть на грамм самоиронии, то возможно, но это ж не для Иньяритту..
Вообще конечно, очень претенциозное кино. Причём, работа оператора, без преувеличения, гениальна. Актёры - великолепны, музыка - отличная.
Но всё вместе.. Ну не знаю, за счёт вышеперечисленного, хорошо, конечно, но..
Все секреты "Бёрдмэна" http://www.startfilm.ru/news/main/7776/
Я только не понял как фильм закончился, он в конце самоубился или нет?
Всё там в конце просто, раньше были Бог, сын божий и святой дух, а теперь Бог, сын божий, святой дух и Бёрдмэн.
Кстати, там была интересная задумка про финал с Джонни Д, но не срослось, вообще меня это удивило, ибо Депп на такие фишки как правило соглашается.
Алекс, посмотрите с каким видом Майкл Китон и Джимми Фаллон разыгрывают сцены написаные детьми
Если диалоги в самом деле написали дети, многим сценаристам надо у них поучиться!
Фильм камерный, спокойно можно смотреть дома.
Алекс, поправь падеж в Майке.
Еще бы отметил отличную музыку в фильме. Эти джазовые барабаны создают прекрасную атмосферу.
Полностью согласен.