Рейтинг Экслера: 6,8
- Режиссер:
- Элина Суни
Отзыв кота Бублика
Предчувствие Лидии Масловой, "Коммерсант"
поместили в несчастный город на переферии.
Сергеев Андрей
Аркадий Беликов (Александр Семчев),
бывший оперный певец, приезжает в
маленький провинциальный городок
Круглов, чтобы в местной школе учить
детей пению. На вокзале он встречает
уставшего от пошлости жизни бомжа-философа
в пальто (Михаил Гусев), который сам с
собой играет в шахматы. Также на вокзале
сидит человек в пенсне и с книжкой
Чехова, который вроде как торгует
мороженым, однако ящик для мороженого
пуст.
Аркадий сначала пристает к бомжу с совершенно ненужными тому разговорами, затем выговаривает человеку в пенсне по поводу того, что он тут сидит с пустым ящиком, после чего бомж вместе с торговцем мороженым слегка навтыкали Аркадию по его объемной физиономии.
Далее, после некоторой череды
приключений, Аркадий находит школу, в
которой он должен преподавать. После
знакомства с директрисой (Галина
Лебедева) и преподавательским составом
Беликов выясняет, что учить пению он
должен одного ученика по фамилии
Арбузов - это очень странный парень,
надежда школы, который собирается
поступать в консерваторию на вокальное.
Однако разговаривать парень не
разговаривает, ему лень. Ему хочется
только петь.
Беликов отказывается обучать одного
Арбузова, он требует, чтобы его занятия
посещал весь класс. И там в классе
Беликов знакомится с ученицей по
фамилии Кулькова (Алиса Гребенщикова). Это улыбчивая девушка,
которая находится на тринадцатом месяце
беременности. Причем она утверждает, что
ребенок у нее появился от любви к музыке.
И постепенно Кулькова сильно изменит Беликова, который привык всех и всегда поучать.
***
Это режиссерский дебют ученицы
мастерской Александра Митты Элины Суни.
Картина вышла тринадцать лет назад,
получила пару призов кинокритиков, но в
прокате ее не было, и картина практически
неизвестна широкой публике.
Мне ее порекомендовали посмотреть с формулировкой "Сюрная шизуха, ты такие любишь". А и правда, я такие люблю, поэтому стал смотреть.
Несмотря на то что и название
фильма, и персонаж на вокзале, косящий
под Чехова, вызывают прямые ассоциации с
"Человеком в футляре" Антона
Павловича, здесь главный герой -
вовсе не человек в футляре. Нет, он тоже
любит всех поучать и требует, что все
должно быть по правилам, однако, в
отличие от чеховского Беликова, здешний
Беликов - фигура вовсе не негативная. Да,
он чертов зануда, но одновременно чем-то
очень симпатичный. И когда Беликов
сталкивается с легкой провинциальной
шизухой, он просто не знает, как на нее
реагировать.
А провинциальная школа - это,
знаете ли, очень даже вещь в себе. На
педсоветах годами обсуждается один и
тот же вопрос: ситуация с Кульковой и
характеристика Арбузову. Одна
учительница преподает сразу несколько
предметов, потому что учителей не
хватает и им также приходится совмещать
преподавание с работой в коровнике.
Марья Петровна с Татьяной
Александровной имеют застарелый
конфликт, и Татьяна Александровна
периодически лупит Марью Петровну
классным журналом по башке. Директриса
каждый день уезжает домой на скорой,
которую она вызывает себе вместо такси.
А голосование по тем или иным вопросом
всегда объявляется "единогласным"
даже если "за" проголосовало двое, а
"против" - семеро.
И вот представьте себе, что в
такую обстановку попадает человек из
столицы, привыкший к упорядоченному
существованию и к тому, что существуют
всякие правила и инструкции, которые
должны выполняться.
Чеховский Беликов все окружение постепенно подминал под себя, а вот Беликов из этого фильма, наоборот, совершенно изменился, причем прежде всего под воздействием школьницы Кульковой, которая живет в своем воображаемом мире и ей дела нет до каких-то правил, законов и постановлений.
Снято это совсем не в духе
соцреализма: обстановкой сюра и легкой
шизофрении картина слегка напоминает
"Город
Зеро"
Шахназарова, хотя оговорюсь,
что шахназаровский фильм на несколько
голов выше.
Но здесь тоже все довольно симпатично. Начиналось, впрочем, слегка невнятно, и я даже подумал - не выключить ли, однако, когда Беликов добрался до школы и там появилась Кулькова, стало вполне интересно и до конца я досмотрел уже с удовольствием.
Александр Семчев своего
Беликова сыграл очень хорошо:
занудливый, но трогательный вначале,
получивший какой-то новый внутренний
стержень в конце.
Однако самое главное украшение фильма - Алиса Гребенщикова. Ее Кулькова - это что-то невероятно светлое, задорное и искрящееся. Чудесная роль, школьница прям какая-то совершенно воздушная.
Алиса у себя
в ЖЖ
сама писала об этом фильме: "Это
фильм, который мне дорог. Мне дорога моя
роль, она у меня под кожей жила, пока мы
снимали. Я видела его на разных стадиях
готовности, до помутнения в глазах его
любила и до дрожи ненавидела, таких
сильных чувств по отношению к
неодушевленному предмету не испытывала
никогда. Я не знаю, хороший он или не
получился таким, как его задумала
режиссер Элина Суни. Но из всего того,
что мне приходилось играть в кино, это - цветочек,
его беречь надо и от заморозков
стеклянной банкой накрывать".
И с Семчевым у них получилась
отличная экранная пара: только Беликов в
этой провинциальной школе, где все
восхищаются Арбузовым, а Кулькову
считают "проблемой", разглядел в
Кульковой несомненный талант.
Ну и также очень запомнилась Галина Лебедева в роли директрисы - замечательный персонаж. Галина Лебедева очень мало где играла, разве что недавно появилась в фильме "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов".
Хорошее кино, мне понравилось. Принципиально немейнстримное, не слишком простое для восприятия, однако очень симпатичное и искреннее. Я люблю подобное кино, это совершенно штучный продукт, такое выпускают очень редко.
P. S. Найти этот фильм не очень просто, но можно. Кроме того, фильм есть на Youtube.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
легкий сюр в провинциальном городе
вполне можно
https://youtu.be/0Oh-lrOA4J4