- Режиссер:
- Сидни Люмет
даже не могет говорить хорошо по-английски!
- Не может говорить хорошо по-английски.
Нью-Йорк.
Лето. Жуткая жара. Судебное заседание по делу
Таким образом, в небольшой и
очень душной комнатушке оказываются двенадцать
мужчин - присяжных заседателей, которые должны
проголосовать за тот или иной вердикт, причем
единогласно: если согласия среди них не будет, то
дело будет отправлено на рассмотрение другого
состава присяжных, что крайне нежелательно.
Председатель суда присяжных,
да и практически все остальные мужчины,
присутствующие в комнате, долго с этим делом
тянуть не намерены. Доказательства, на их взгляд,
были вполне убедительны, парень принадлежит к
отбросам общества, а значит, он виновен - и точка!
Проголосуем "за", пускай общество избавят от
этого волчонка.
Однако в
процессе голосования неожиданно выясняется, что
восьмой присяжный (Генри Фонда) не согласен с
вердиктом "виновен" и воздерживается.
Остальные одиннадцать присяжных удивлены. Какое
воздерживание, когда вина практически очевидна?!!
А теперь из-за воздержавшегося они не могут
покинуть эту раскаленную комнату - ведь вердикт
должен быть вынесен единогласно. В противном
случае им предстоит несколько часов сидеть
здесь, обсуждая ситуацию и пытаясь прийти к
какому-то общему решению: виновен, не виновен,
отправить дело на рассмотрение другого состава
присяжных.
Восьмой
присяжный объясняет свою позицию. Он не считает
подростка полностью невиновным. Однако, на его
взгляд, доказательства, приведенные обвинением,
достаточно шатки, а свидетельства очевидцев
вызывают определенные сомнения. Нельзя на
основании подобных улик отправлять парня на
электрический стул, утверждает этот человек.
Это
заявление вызывает глубокое уныние у остальных
присяжных. Один из них опаздывает на бейсбол,
другого ждут дома, третий договорился
встретиться со знакомыми в кабачке - в общем, у
всех них есть занятия получше, чем сидеть в
душном помещении и выяснять, насколько
достоверны свидетельства обвинения, приведенные
во время заседания.
Но восьмой присяжный не отступает, поэтому им всем все-таки придется погрузиться в обсуждение данного дела, борясь с духотой, жарой, клаустрофобией и стремлением послать все к чертовой матери вместе с этим настырным мужиком - восьмым присяжным.
***
Фильм "12
разгневанных мужчин" снят режиссером Сидни
Люметом по известной пьесе Реджинальда Роза,
которую ставили в театре и на телевидении. Что
интересно, это режиссерский дебют Люмета, причем
дебют поистине уникальный: фильм был номинирован
на три "Оскара", получил еще шесть номинаций и двенадцать
наград. Сейчас он находится на четырнадцатом месте в Top250 фильмов всех времен и
народов на сайте IMDB.com. Вы можете
вспомнить хоть один подобный дебют? Я - нет.
Впрочем, в
режиссуре на тот момент Люмет был уже не новичок -
он начал ставить телевизионные сериалы еще с 1948
года, просто "12 разгневанных мужчин" были его
первым художественным фильмом.
Что интересно, снимая эту картину, Люмет презрел многие тогдашние кинематографические правила постановки и пустился в довольно смелые эксперименты. Ему нужно было максимально воссоздать обстановку душной маленькой комнатки, в которой на протяжении полутора часов парятся двенадцать взрослых мужчин, постоянно вступающих в перепалки, поэтому для съемок была выбрана самая настоящая комната присяжных заседателей реального суда.
Перед
началом съемок Люмет две недели репетировал с
актерами, в результате чего снял всю картину за
беспрецедентно короткий срок - двадцать один день.
В составе двенадцати присяжных два актера - Джозеф
Суини и Джордж Восковец - играли эти роли в телепостановке.
Генри Фонда на этом фильме также выступил в роли
продюсера, для чего ему пришлось испрашивать
специальное разрешение у компании "Юнайтед
артист", в которой он состоял. Однако ему
настолько не понравилось быть продюсером, что он
дал обещание больше никогда не связываться с
подобной должностью - и выполнил его.
Казалось
бы, практически невозможно сделать
захватывающий и динамичный фильм, в течение
которого двенадцать мужчин спорят о чем-то в
маленькой душной комнате, но Люмету это удалось,
причем только за счет весьма искусного и
высокопрофессионального комбинирования сразу
нескольких составляющих: постановки, актерской
игры, операторской работы. В фильме 365 сцен,
причем все они сняты с разных точек - этим Люмет
добился определенной кинематографичности, в
противном же случае картина смотрелась бы как
обычный спектакль, перенесенный на экран.
Двенадцать
присяжных намеренно обезличены. В кастинге они
так и называются: член жюри присяжных номер один,
два, три и так далее. В фильме только двое
присяжных в самом конце произносят свои имена:
персонаж Генри Фонды - Дэвис и персонаж
Джозефа Суини - Маккэрдл. Остальные
участники так и остаются под номерами. Зато все
они - весьма яркие и разнообразные типажи. В
процессе развития сюжета почти каждый из них
проявляется характерным образом и влияет на
остальных и процесс голосования. В пьесе
присяжные характеризуются по своей работе или
по своему роду занятий: тренер высшей футбольной школы,
банковский клерк, владелец курьерской службы,
биржевой брокер, маляр, менеджер по продажам,
архитектор, владелец гаража, часовщик,
специалист по рекламе.
Среди
противников персонажа Фонды наиболее выделяются
два типажа: тренер футбольной школы (Мартин
Бэлзам) и третий член жюри, которого блистательно
сыграл Ли Кобб (он же играл главного мафиозо в не
менее известной картине Элиа Казана "В порту").
Очень интересно смотреть, как и за счет чего восьмой присяжный постепенно, по одному человеку, перетягивает всех на свою сторону. Тут и психология, и наблюдательность, и сила убеждения. Причем концовку фильма можно предугадать в течение буквально первых пяти минут, однако это не имеет никакого значения, вся прелесть картины вовсе не в концовке, а в том, как Люмет и актеры сумели показать эту историю - клаустрофобную, психологическую и остросоциальную драму. Это высший класс мастерства!
Замечу также, что этот фильм, которому исполнилось уже пятьдесят лет, до сих пор не потерял своей актуальности и отлично смотрится. Не смотрели? Приобщитесь к классике!
***
Зрелищность | - |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
классика
решайте сами
Только что пересмотрел фильм и перепрочел рецензию. Хотел спросить, Алекс, вы точно Мартина Бэлзама ни с кем не перепутали. Да, он играл тренера, но он же был председателем, сидел во главе стола и по-моему ничем особым не выделялся. Более активны были герои Эда Бегли (владелец гаражей, ненавидящий всяких понаехавших) и Джека Уордена (менеджер, спешащий на матч).
И, кстати за два года фильм поднялся с 14 на 8 место на IMDb Top 250.
Ну вообще-то да. Дело в том, что САМЫЙ лучший фильм всех времен и народов - "Гражданин Кейн" Орсона Уэлса - является дебютом и вообще единственным фильмом, который стал известным у этого режисера. А если Вы этого не знаете, то хоть не позортесь, когда пишете рецензии!
Можно вспомнить American Beauty Сэма Мендеса, до которого он был режиссером всего лишь двух телесериалов (т.е. в большом кино -- бесспорно, дебют), который получил несколько оскаров (в т.ч. за лучшую режиссуру и лучший фильм), кучу других наград и место в top250, хотя и ниже, конечно, чем 12 Angry Men.
Совершенно согласна. Тем более Михалкову заниматься ремейками как-то совсем уж несолидно. Было бы понятно и может быть оправданно, если б оригинальный фильм был фуфлом, в идее или сценарии которого Никита усмотрел бы скрытый алмаз и решил его правильно огранить. Но переснимать шедевр, когда остается просто копировать чужие находки... Посмотрев "12" примерно до первой трети (когда я сообразила, на ЧТО он так похож), я было буйно обрадовалась - неужели вернулся старый добрый Михалков, как это здорово снято и как замечательно играют классные актеры. Тем сильнее было разочарование. Так что "проституционно" - это точно сказано.