- Режиссер:
- Билл Кондон
Попытка философствования кота Бублика
Клэйтон
Бун (Брендан Фрейзер) - бывший морской
пехотинец, а ныне - свободношатающийся
молодой человек, не обремененный ни
семьей, ни какими-либо устойчивыми
занятиями, кроме попивания пива и
потрахивания девчонок, подцепленных в
баре. Клэй живет в маленьком фургончике,
стоящем на берегу океана, и на жизнь
зарабатывает стрижкой лужаек и
подравниванием кустов.
Как-то раз Буна пригласили привести в чувство кусты и газоны обширного сада одного из особняков, в котором живет пожилой мужчина со своей экономкой-домохозяйкой по имени Ханна (Линн Редгрейв). Бун начал там работать, и в один прекрасный момент хозяин особняка пригласил Буна разделить с ним ланч. В процессе общения выяснилось, что мужчину зовут Джеймс Уэйл (Йен Маккеллен) и он - известнейший в прошлом режиссер, снявший такие хиты, как "Франкенштейн", "Невеста Франкенштейна" и еще несколько ужастиков, вошедших в классику мирового кино.
Клэй
с удовольствием общается с Джеймсом,
однако видно, что Уйэл испытывает к
молодому садовнику достаточно
своеобразный интерес. Дело в том, что
режиссер - гей. Он всегда был геем и
никогда особенно этого не скрывал - даже
в те времена, когда нестандартная
сексуальная ориентация не являлась
нормой в шоу-бизнесе.
Бун
не может и не хочет ответить на
заигрывания Уэйла - более того, он
сначала даже и не понимает причин
поведения режиссера, пока Ханна ему не
открывает глаза на предпочтения своего
хозяина.
Однако Клэй не перестает общаться с режиссером: ему интересен этот человек и ему льстит мысль о том, что ему, простому садовнику, удалось завести дружбу с такой знаменитостью.
Одновременно
ему становятся более понятными мотивы,
вызывавшие к жизни монстра
Франкенштейна: тот, как и сам Джеймс, был
парией в обществе и очень нуждался в
друзьях.
Уйэл почти всю жизнь был одинок, а под конец его еще и стали терзать монстры прошлого. Так что на самом деле интерес режиссера к Буну находится вовсе не в сексуальной сфере. Ему от этого бывшего морского пехотинца требуется нечто совершенно иное.
***
Фильм
"Боги и монстры" поставлен по
довольно известному роману Кристофера
Брэма "Отец Франкенштейна".
Несмотря на то что речь идет о
литературном произведении, это
фактически биопик - то есть кусочек
реальной жизни известного человека.
Джеймс Уэйл - знаменитый режиссер,
снявший несколько фильмов, ставших
классикой кинематографа. Он
действительно был геем, и с его именем
связано несколько скандалов на эту тему.
Насколько
соответствуют действительности те
события, которые описаны в романе и
которые перенесены в фильм "Боги и
монстры", мне неизвестно. Я думаю, что
это нечто вроде "вольной
реконструкции" - как это делают в
журнале "Караван историй": берутся факты
биографии какой-то знаменитости и
вокруг этого журналист накручивает свои
предположения и явные домыслы.
С
другой стороны, так ли это важно, есть ли
здесь четкое соответствие или нет?
Режиссер Билл Кондон снял драму о
стареющем - почти умирающем - режиссере,
у которого в этой жизни остались
практически одни лишь воспоминания.
Снята картина в несколько театральном и, я бы даже сказал, напыщенном ключе. Флешбеки воспоминаний Уэйла о войне и предыдущих событиях нарочито сделаны в искусственно выглядящих декорациях, и это еще больше подчеркивает театральность постановки.
Йен
Маккеллен Уэйла играет замечательно и
очень достоверно, чему, вероятно,
способствует тот факт, что сам Маккеллен,
как и режиссер "Франкенштейна",
гомосексуалист и это вовсе не скрывает.
Так что ему и данная тема, и обсуждаемые
проблемы, вероятно, очень близки.
Немощь тела при пока еще остающейся твердости духа, понимание того, что почти все в этой жизни он уже потерял, накатывающие воспоминания - все это сыграно просто блестяще. Собственно, на Маккеллене эта картина и держится, и без него ее бы просто не было.
Брендан
Фрейзер - актер значительно более тонкий
и интеллектуальный, чем это можно
представить по его ролям в "Мумиях",
но ему здесь досталась не особенно
выигрышная роль: Бун по сюжету - не
блещущий интеллектом парень, которому в
этой жизни нужны только выпивка и девки,
так что Фрейзеру тут развернуться особо
было негде. Тем не менее Клэйтона он
сыграл очень и очень достойно.
Также впечатлила Линн Редгрейв, сыгравшая роль домохозяйки режиссера. Ханна, с одной стороны, осуждает увлечения хозяина, но с другой - работает у него много лет и, безусловно, любит его и беспокоится о нем.
Что
интересно, картина была обласкана
кинематографическими наградами. Билл
Кондон получил "Оскара" за сценарий
(адаптацию литературного произведения).
Йен Маккеллен был номинирован на "Оскара"
за лучшую роль первого плана, Линн
Редгрейв - за лучшую роль второго плана.
Также было две номинации на "Золотой
глобус" - лучший фильм и лучший
драматический актер (Маккеллен) и одна
победа - Линн Редгрейв получила
статуэтку как лучшая актриса второго
плана.
Тем
не менее этот фильм у меня каких-то
восторгов не вызвал. Напыщенность
постановки слегка раздражала, сама
тематика мне также не особо близка, но
посмотрел, в общем, с интересом - прежде
всего из-за Маккеллена. Еще бы убрать
оттуда лишнюю театральность и расширить
роль Фрейзера, который здесь скорее для
мебели, - на мой взгляд, было бы заметно
лучше. Впрочем, кто я такой, чтобы давать
советы? Как снято - так снято. А высокие
награды показывают, что критики и члены
жюри, в отличие от меня, фильм оценили
очень высоко.
Впрочем,
даже на мой взгляд, в картине есть один
шедевральный момент. В самом конце,
когда персонаж Фрейзера выходит
выкидывать мусор, начинается дождь, и
Бун вдруг идет по улице, изображая
знаменитую походку монстра
Франкенштейна. Это смотрится просто
изумительно...
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4- |
театрализованная драма
решайте сами
Читаю и предсказываю: во второй половине рецензии будет про МакКеллена, мол хорошо сыграл, а вот сейчас - про то, что фильм больше на спектакль смахивает.
Другое дело, что теперь уже не скажешь, не почудилось ли это мне "пост фактум". 😉
ЗЫ: Фильм я не смотрел.
От эффекта дежавю таблеток, насколько я помню, не существует 😉
Поправил, спасибо.
Алекс начал глубоко изучать тему?
Дмитрий попытался сострить? Убогая попытка получилась, если честно.