- Режиссер:
- Сергей Бодров
- Наши играют французскую жизнь.
- Мда-а-а-а... Искусство по-прежнему в большом долгу.
(с) "Покровские ворота"
Олег
(Владимир Машков) - самый что ни на есть
крутой русский мафиози, который,
безусловно, связан с торговлей
наркотиками, оружием, европоддонами,
красной ртутью и распродажей
стратегических запасов родины. Понятно,
что подобный вид бизнеса приносит
весьма неплохие бабуськи, которые, как
водится, пускаются на приобретение
различных полезных (в виде особняков) и
совершенно бесполезных (в виде картин
знаменитых художников) видов
собственности.
В фильме мы знакомимся с Олегом
в тот момент, когда он хочет, что
называется, "отойти от дел".
Символом "отхода от дел" для Олега
становится приобретение в Малибу
особняка на берегу океана стоимостью в 12
миллионов долларов. В этом особняке Олег
хочет тихо-мирно поселиться вместе со
всей своей семьей - братом-музыкантом и
мамой с ее хахалем (мамашка там боевая,
но об этом позже).
Но, как мы все понимаем, "отойти
от дел" - это фраза, которая означает
только одно: дела Олега в полном кошмаре,
и ему нужно срочно найти лопату, чтобы
начинать окапываться. Это же жуткая
фраза - "отойти от дел"! Во всех
фильмах любой герой, который ее
произносит, не живет более девяноста
минут экранного времени! Его
обязательно шлепнут, причем свои же
братья-бандюганы (гангстеры, мафиози,
оябуны и прочая нечисть). Нельзя таким
людям отходить от дел! Непорядок это! Не
живут они после этого - проверено!
Но Олег, вероятно, не смотрит
кино, поэтому он все-таки произносит эту
идиотскую фразу, после чего становится
понятно как трижды пять восемнадцать:
Олега грохнут быстрее, чем кролики
трахаются. На это указывает абсолютно
все: встревоженный голос по телефону,
который говорит, что у Олега большие
проблемы, его же служба охраны, которая
говорит, что у Олега большие проблемы, а
также цидулька, положенная под скульптуру,
которую непонятно кто и непонятно зачем
доставил в дом Олега, в которой
говорится, что у Олега большие проблемы. (Там
на самом деле пустой конверт, но
выясняется, что у русской мафии пустой
конверт символизирует то же, что черная
метка у пиратов, дохлая рыба у
итальянцев, пять апельсиновых зернышек
у "ку-клукс-клана", отказ в выдаче кредита у
евреев, плевок в рожу у индейцев и "танец
отказа" у бушменов.)
Однако Олег, в общем,
пренебрегает всеми этими
предупреждениями, чем мне до боли
напомнил очень похожего бизнесмена из
фильма "Москва", -
тот тоже задумчиво игнорировал Первое,
Второе и Последнее предупреждение,
чтобы умереть красиво и при большом
скоплении народу.
Так что все мы знаем, что Олега, безусловно, грохнут. Вопрос только - кто. Когда - вопрос не стоит, потому что Олег должен умереть в конце фильма, а до этого он будет ходить по своему вишневому саду в калифорнийском варианте и маяться классической русской маетой.
Олег
устроит пышное отмечание Нового года,
причем отметит его с совершенно
декадентским размахом, что с болью
ударит по моему предположению о том, что
Олег - типичный мафиози. Стиль
празднества, устроенного Олегом,
совершенно неопровержимо указывает на
то, что он - пианист международного
уровня или хотя бы дирижер. И вовсе он не
оружием и наркотиками торгует, а
козлит потихоньку по клавишам, играя
Шопена или еще какого-нибудь Шульберта.
Впрочем, дальнейшее развитие
событий показыват, что Олег - все-таки
милый нашему сердцу разбогатевший
наркобарон, а не какой-нибудь
богатый музыкантишка, что испортило бы
весь фильм. К тому же он не совсем уж
внаглую игнорирует ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ,
которые ему делают. Олег даже дает три
пачки денег доверенным людям, чтобы они
по-быстрому слетали в Москву и грохнули
там мужичка, который, как считает Олег,
желает его убрать...
Однако мы все понимаем, что, как
говорится, поздняк барахтаться. Олега
должны грохнуть в этом фильме, иначе не
будет оправдана вся та маета, которой он
мается с утра до вечера, изливая душу
проституткам и деловым партнерам. С
проститутками Олег даже играет в
русскую рулетку. Ну, знаете, это так по-русски,
по-домашнему...
В общем, дальше оно все понятно - Олега грохнет кто-то из своих или из тех, на кого ни за что не упадет подозрение зрителей - ну, чтобы было интересно и чтобы родился некий саспенс, мать его.
Разумеется, кроме тоски, маеты,
разборок и пресловутого саспенса в
фильме присутствует тема внезапно
возникшей романтической любви Олега к
убийце тараканов Лизе, которую играет
американка Дженнифер Джейсон Ли. Ну
понравилась Олегу убийца тараканов, ну
что тут сделаешь. Симпатичная тетка, и
все такое. И если сначала Олег ведет себя,
как типичный новый русский, предлагая
телке бабки за то, чтобы она с ним
перепихнулась по-быстрому (эта фраза и
дала название фильму), то буквально
через пару часов Олег тут же
превращается в пианиста международного
класса (или дирижера), и у него с теткой
разворачивается совершенно
великосветский роман.
Дальше рассказывать не буду, хотя суть фильма заключается не во внезапных поворотах сюжета. Суть фильма заключается в совсем других вещах, о которых мы сейчас поговорим...
***
Бодров-старший явно хотел
сделать "Крестного отца" по-русски.
В смысле, с уклоном в современные
русские реалии - дом за 12 лимонов в
Малибу и великосветские вечеринки, но вкупе с классической маетой "вишневого
сада", разбросанными то там, то здесь
кляксами стиля "а-ля рюсс" и
демонстрацией того, что "мы уже тоже
так умеем".
Что характерно, умеют. Если бы не кляксы "а-ля рюсс", то эта картина могла бы вполне сойти за голливудскую поделку среднего пошиба. Почти тот же Кончаловский с его "Танго и Кеш", однако вместо боевика - мелодрама.
Бодров-старший - вполне
коммерчески успешный сценарист, который
довольно хорошо понимает, что именно
требуется продюсерам. По крайней мере
фильм "Восток-Запад" это вполне
доказал. "Давай сделаем это по-быстрому"
- тоже снят не для России. Эдакий лубок
"а-ля рюсс" с претензией на глубину
чувств и эмоций там, где это выглядит
просто смешно.
Пресловутая маета Олега -
дешевка и лубок. Попытки найти там какую-то
психологичность и нечто похожее на
реальные человеческие чувства -
обречены на полный провал, если только
вы не считаете вершиной проявления
человеческих чувств какого-нибудь "Харлей
Дэвидсона и ковбоя Марльборо". Фильм
Бодрова - чистая коммерческая поделка.
Точнее, подделка под нечто более
значительное, чем фильм на самом деле
собой представляет.
Но поскольку это именно
коммерческая поделка и ничего более, нет
смысла долго пинать сценарий, который
временами просто поражал своей
нелогичностью, рваностью и
беспомощностью. Вероятно, это из серии
"сапожник без сапог". Казалось бы,
уж для себя Бодров мог бы постараться,
однако временами мне казалось, что
сценарий дописывался или полностью
переписывался в процессе съемок фильма.
Впрочем, там и с самого начала было много
всяких несуразностей. Чего только стоит
мамаша двух этих братишек, которая так
же похожа на русскую, как я на эскимоса, и
которая выглядит едва ли не младше Олега.
А уж концовка всего этого
бардака... Впрочем, Бодрову ничего
другого, вероятно, не оставалось. Надо же
было изобразить хоть какое-нибудь
телодвижение в сторону оригинальности...
Он и изобразил. Очень своеобразно и
очень по-своему. Мы с котом Бубликом
обплевались. Но, вероятно, кому-то
понравится. Так же как, может, понравится
очередной поворот сюжета, когда
латиноамериканский муж их блядовитой
мамаши - по виду типичный жиголо, - вдруг
оказался крутым повстанцем и нагнал в
особняк Олега кучу бородатых мучачо,
которые должны защищать хрупкую жизнь
Олега с моря и с воздуха. При этом этот
боевой парень бросил свою жену,
мамашу Олега, чтобы
защитить Олега. Очень похвальное
стремление. Мы с Бубликом просто рыдали.
Бодров-младший в роли
начальника охраны Олега - я вас умоляю. Я
понимаю, конечно, что это сынулька Бодрова-старшего,
и все такое, но начальник охраны, дорогие
друзья, должен выглядеть, говорить,
ходить и вести себя - как НАЧАЛЬНИК
ОХРАНЫ! Возможно, это звучит парадоксом,
но это именно так. А Бодров-младший с его
внешностью симпатичного комсомольского
работника в этом качестве смотрится
примерно так же, как я в качестве
балерины. Причем пачка и пуанты при этом
мне идут намного больше, чем Бодрову эта
роль.
Я в своей жизни встречал очень
многих начальников охраны. Честное
слово, это ребята с довольно характерной
внешностью и манерой поведения. Я ничего
не имею против Бодрова-младшего -
наоборот, в роли симпатичного киллера
Данилы он смотрелся прекрасно, а уж
фраза: "Не брат ты мне, гнида
черножопая" - это просто шедевр всех
времен и народов, - однако здесь он
настолько не на месте, насколько вообще
возможно быть не на месте в подобной
ситуации.
Однако я все о минусах и о
минусах, а в фильме есть и явные плюсы.
Самый главный из них - Машков. Я не отношу себя к поклонникам
этого актера (наоборот, он мне скорее не
нравится, чем нравится), но здесь следует
признать со всей очевидностью: Машков -
это харизма, мачизма и звездообразность,
причем, что приятно, с определенным явно
русским подтекстом. Глядя на Машкова,
начинаешь гордиться Россией, и я вовсе
не шучу. Потому что он ВЫГЛЯДИТ ДОСТОЙНО,
однозначно! Достойно и круто! Ничуть не
хуже, между прочим, чем даже Брюс Уиллис,
не говоря уже о Бандерасе, с которым
Машкова постоянно сравнивают.
Честное слово, мне там очень
понравился Машков. Можно сказать, что я
этот, в общем, дурацкий фильм посмотрел с
неким удовольствием, причем именно из-за
него. Все остальные меня там раздражали.
А Машков - это было супер. Что самое
удивительное, он весьма органично
смотрится в обстановке
двенадцатимиллионного особняка. Очень
органично, стильно и не наперекосяк
интерьеру. Раньше наши даже в обстановке
номеров трехзвездочных гостиниц
смотрелись, как коровы на льду, а уж
когда приходилось играть аристократию,
то за крайне редкими исключениями на
это вообще нельзя было смотреть без слез...
А теперь ты искренне веришь, что
наши парни действительно живут в
подобных особняках и даже вполне неплохо себя
там чувствуют (тем более, что на
самом деле это таки так и есть). Машкову
очень идет двенадцатимиллионный
особняк, очень! И мне понравилось
смотреть на Машкова в таком антураже,
честное слово! Даже кот Бублик был в
восторге, уж на что он не фанат особняков
в Малибу.
Кроме того, Машков
действительно играет, причем играет
хорошо. Даже при таком сценарии он
ухитрился изобразить какую-то работу
мысли этого Олега, переживания и все
такое. Есть несколько сцен, сыгранных и
снятых откровенно хорошо. Особенно
когда Олег требует, чтобы брат
пристрелил Лизу. Очень симпатично снято,
мы с Бубликом откровенно переживали.
Американские актеры играют
очень неплохо. Особенно Дин Стокуэлл,
изображающий старого друга Олега Майкла,
а также Лесли Энн Уоррен, играющая их
мамашу. Мамаша - просто класс, особенно
если забыть о том, что она изображает
мамашу нового русского. Если об этом не
помнить или предположить, что Олег - не
новый русский, каковым он сделан по
сценарию, а какой-нибудь потомок всяких
князей и герцогов, сбежавших от
революции, - ну тогда вообще будет все
супер. Мамаша у Лесли Энн получилась
такая живенькая, алкоголящая,
блядовитая и стебовенькая. По виду -
типичная американка. Точнее, такая, как
американки изображают русских.
Убийца тараканов Дженнифер
Джейсон Ли мне не понравилась. Какая-то
она серенькая и однообразная. Ни уму, ни
сердцу. Хорошо еще, что по сценарию Олег
на нее запал как бы от тоски, а в этом
состоянии можно запасть даже на суслика,
так что мы с Бубликом не стали сурово
говорить: "НЕ ВЕРИМ!", но, на мой
взгляд, можно было пригласить на эту
роль более яркую актрису. Все-таки
вторая главная роль, и все такое.
Пора резюмировать.
Коммерческая поделка "а-ля рюсс",
претендующая на что-то серьезное, при
этом ничем серьезным не являющаяся.
Сценарий достаточно дурацкий. Бодров-младший
- раздражающе не на месте. Фильм снят
довольно неровно, а временами создается
впечатление, что съемочная группа
вообще не знала, что делать дальше.
Однако Машков заслуживает всяких
похвал, более того, только из-за него я
этому фильму ставлю на балл больше, чем
он заслуживает.
Посмотреть, в принципе, можно,
но только в состоянии тоски или маеты. Ну
или для того, чтобы порадоваться, как
органично Машков смотрится в обстановке
двенадцатимиллионного особняка. Вот
научились наши изображать "ихнюю"
жизнь, научились. Точнее, научились жить
так, как они. И всего-то для этого
требуется начать торговать оружием и
наркотиками. Однако, ребята, помните, что
при этом никогда нельзя произносить
фразу: "Я намерен отойти от дел".
Потому что после нее тут же начнутся
неприятности, а также придется трахнуть
убийцу тараканов с бесцветной
внешностью. А оно вам надо?
P.S. Кстати, если вы думаете, что
киллер появится из скульптуры, которую в
самом начале фильма вертолет доставляет
в особняк Олега, и из подножия которой он
достает пустое письмо с непустой
угрозой, то обломитесь! Несмотря на то,
что этой скульптурой нам постоянно
тычут в нос на протяжении всего фильма,
Бодров презрел мудрую фразу
Чехова о ружье, которое
обязательно должно выстрелить в
последнем акте. Скульптура не стреляет.
Она гипсовая. И это тоже очень
неправильно сделано в этом фильме.
Сценарист не должен делать пустые
намеки. Это непрофессионально. Зрители
не прощают таких вещей.
Зрелищность | 3 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 3 |
Сценарий | 2 |
не особо удачная коммерческая поделка
можно, но только от тоски
Кстати из тех фильмов с ней, что я видел, мне, пожалуй, интереснее всего была бы ваша, Алекс, рецензия на "Годовщину".