- Режиссер:
- Виктор Шамиров
помогает только хороший затяжной секс. Причем
не одному, а с кем-то. Вот с кем?
(Ваня): Чего ты на меня-то смотришь?
Майк Науменко, "Шесть утра"
Крым,
район Балаклавы. Маленький
студенческий лагерь, выглядящий точно
так же, как и все остальные
студенческие лагеря: деревянные
коттеджики без удобств, волейбольная
площадка, столовая и пятачок для танцев.
На лесистых склонах вокруг лагеря,
поближе к морю, располагаются стоянки
дикарей - вольных туристов:
палатки, навесы, костровища, а также
мусорные ямы, в которых пустые бутылки
из-под водки заметно преобладают над
консервными банками.
Самой знаменитой стоянкой дикарей верховодит некий Ай-яй (Гоша Куценко) - мужчина явно не студенческого возраста (скорее преподавательского) с бритой головой и перманентным пофигистически-мятущимся состоянием. Пофигистическое состояние его касается практически всех возможных сторон этой туристической жизни, а мятущееся относится к вопросам взаимоотношений полов: Ая-яй настолько уже навзаимоотношался с дамочками всех мастей и возрастов, ищущих в местных краях отдыха для души, а главное - для тела, что уже подумывает о том, что, может, сменить на старости лет ориентацию - в конце концов, в этой жизни стоит все попробовать, пока светит солнце, плещется море, а летний пляж навевает тягучую истому.
Рядом
с Ай-яем постоянно тусуется Мистер (Марат
Башаров) - также мужчина средних лет,
чья непрерывная алкогольная
интоксикация вовсе не мешает ему
искать ту самую единственную, ради
которой стоит жить. Ну и пить,
разумеется. Стоит жить и пить
одновременно - вот лозунг Мистера.
Впрочем, поиски неведомой Принцессы не
мешают ему периодически спариваться с
безотказными или отказливыми, но
уговариваемыми "пионерками",
коими так и кишит данная местность,
потому что любовь любовью, а
порядочному, хотя и пьяному мужчине
периодически все же требуется женщина -
в конце концов, это закон природы. О
Мистере, как и об Ай-яе, мало что
известно, за исключением разве того,
что у Мистера водятся деньжата, которые
он периодически теряет, пугая всю
тусовку дикими воплями "Забыл, где
заначку зарыл", но потом все-таки
находит.
Также
на стоянке постоянно присутствуют Аня-француженка
(Сесиль Плеже) - вполне реальная
иностранка, не говорящая по-русски,
которая черт знает как оказалась в этих
местах, молодой застенчивый парень
Ваня (Тихон Жизневский), которого в эти
края затащила сестра Алина (Ирина Новак),
две приблудные девушки, ну и еще всякий
разный народ.
Сверху,
немного поодаль от стоянки Ай-яя, живут
суровые крупномышцые мужчины: Вадик (Анатолий
Журавлев), Борюсик (Павел Сборщиков) и
Миха (Спартак Сумченко). Мужчины не
только крупномышцые, но и крутопьющие,
поэтому им в своей компании мало кто
нужен - точнее, с ними мало кто выживет,
когда мужики разгуляются. А друг с
другом они справиться могут - все-таки
габариты вполне соответствующие.
Чуть
правее обосновался почти настоящий
индеец Киса Кацман (Эвклид Кюрдзидис),
почти никогда не сидящий на месте, и
левее - Черный (Владислав Галкин),
который в обычной жизни является
передовиком производства, а на отдыхе -
передовиком тяжелого и изнурительного
секса.
Чем
занимаются все эти люди? Отдыхают.
Наслаждаются морем, водкой, друг другом,
песнями, звездами, периодическими
драчками и даже занятиями спортом -
похмельным волейболом. Им предстоит
отметить день рождения Валерчика (Константин
Юшкевич), пережить отъезд Роберта (Егор
Дронов), приезд Барона (Алексей
Горбунов) и несколько дней дождей. А
потом они будут наслаждаться красотой
окончания лета и одновременно грустить
о том, что и этот отпуск уже
заканчивается.
***
Сценарий
"Дикарей" написал режиссер фильма
Виктор Шамиров на основе своих
воспоминаний о подобном летнем отдыхе:
Шамиров сам любит отдыхать дикарем
в палатке у моря и считает, что этот вид
отдыха несравним ни с какими
курортными удовольствиями и
развлечениями.
Виктор
- режиссер театральный, и многие
персонажи сценария сразу писались под
определенных актеров, играющих в его
постановке "Ladies Night. Только для
женщин": Гошу Куценко, Марата
Башарова, Эвклида Кюрдзидиса, Павла
Сборщикова, Константина Юшкевича,
Вячеслава Разбегаева.
По стилю фильм "Дикари"
чем-то напоминает первую по-настоящему
народную комедию "Особенности
национальной охоты": мужики (и тетки)
отдыхают, беседуют, пьют, попадают по
собственной или чужой дурости в разные
затруднительные ситуации,
выпутываются из них или даже и не
выпутываются, потому что пофиг. Четкий
сюжет при этом отсутствует, действие
разделено на некий набор мелких
историй, а иногда даже и не историй, а
так, определенного настроения - как,
например, в сюжете "Край лета".
Но это, кстати, и хорошо!
Потому что "Дикари" - не столько
комедия положений, сколько картина
ощущений, воспоминаний и приятной
ностальгии. Шамирову удалось создать
фильм, очень четко передающий
состояние летнего дикого отдыха
- чисто российского. За всякими
турциями, испаниями, таиландами и
мальдивами мы забываем о том, что
существует совсем другой отдых: без
гламура, без пафоса, без удобств, но
если после пятизвездочного отеля в
Турции вспоминается только то, сколько
денег на это пришлось потратить, то
достаточно один раз съездить дикарем
вот на такую стоянку - и до конца жизни
будешь вспоминать запах моря,
посиделки, ночные купания, бурную и
всепоглощающую любовь, длящуюся дня
два или даже три, забавное происшествие
с Толяном (Коляном, Тофиком или Сергеем
Петровичем), историю с пропажей билета
и прощание с летом перед отъездом.
Почему? Да потому что все живое,
естественное и очень свое, российское,
и неважно при этом, что тот же родной
Крым, стараниями одного лысого пряника,
уже давно не российский.
При этом в "Дикарях" нет
никакого морализаторства. Шамиров
вовсе не агитирует за подобный вид
отдыха и никак его не приукрашивает.
Просто буйное лето, фантастически
красивое море, завлекающие бухты и
жизнь, как в последний раз.
Персонажи "Дикарей" -
они очень разные. Но очень живые и
естественные. Они все - одновременно и
негодяи, и герои, а в общем и целом -
обычные люди, которых большинство. Пьют,
свинячат, раскаиваются, злятся, ревнуют,
влюбляются, поют, веселятся и грустят.
Но каждый из них - со своим особенным
характером и какими-то очень
интересными чертами.
Ай-яй в исполнении Гоши
Куценко - просто блеск. Загадочный
парень (кто он такой и чем занимается в
обычной жизни - невозможно понять до
финальных титров, где даются разгадки),
рулящий стоянкой на правах старожила
невозмутимо и цинично. Некоторые
зрители считают, что в последние два-три
года Куценко в кино уже слишком много,
но я с ними не согласен: Ай-яя кроме
Куценко никто бы не сыграл с таким
блеском. Каждое его заявление - весомо и
забавно, а иногда Ай-яю даже не нужно
ничего говорить: достаточно просто
глянуть своим фирменным взглядом с
совершенно уникальным выражением
лица.
Второй главный персонаж -
Мистер в исполнении Марата Башарова -
просто фейерверк какой-то! Мистер, в
отличие от Ай-яя, все время непрерывно и
совершенно безнадежно пьян, однако что
он при этом вытворяет - это просто нужно
видеть! Особенно хороши его совершенно
детские всхлипывания и обиды, а также
резкие переходы к агрессии и обратно.
В фильме много достаточно
ярких характеров, и перечислять
особенности их поведения - нет смысла. К
сожалению, далеко не все введенные в
картину яркие персонажи были полностью
раскрыты, и это один из недостатков
постановки, о которых говорят критики.
Например, Барон - Алексей Горбунов -
появился в "Дикарях" весьма
эффектно, и это явно сделало заявку на то,
что он станет одним из главных
персонажей картины, а потом как-то
притих и сдулся. То ли его при монтаже
вырезали, то ли просто с ним не дотянули
- трудно сказать.
Зато персонаж Валерчика (Константин
Юшкевич), боевого владельца джипа, был
продемонстрирован именно так, как
нужно: завязка, Валерчик с Бароном
цепляют девушек, а потом Валерчик
напивается на своем дне рождения - вот
тут нет никаких вопросов, характер
цельный, выпуклый и должным образом
упившийся в качестве эффектного финала.
(Кстати, Юшкевич в этом фильме жутко
похож на Клайва Оуэна.)
Да, у фильма есть
определенные недостатки в постановке и
сценарии, однако мне на них, если честно,
не хочется обращать никакого внимания.
Мне эти недостатки не мешают. Потому
что Шамиров и актеры сумели сделать
очень живое, веселое и симпатичное кино,
которое и смотрится хорошо, и обладает
вполне приятным послевкусием.
Вспоминаешь одни эпизоды - улыбаешься,
вспоминаешь другие - начинаешь
смеяться, и сразу уже хочется
пересмотреть этот фильм.
Некоторые зрители ставят
Шамирову в укор излишний, как они
считают, натурализм, мат-перемат и
вообще - сплошной "кильвыражанс".
Не соглашусь ни по одному пункту.
Эротика и натурализм в фильме
демонстрируются аккуратно и вполне со
вкусом. С матом - вообще интересная
ситуация. Я вообще мат в кино переношу с
трудом - только тогда, когда это
действительно к месту. И вот в данном
случае, несмотря на довольно часто
звучащие матюки, это все
действительно на редкость к месту. Не
коробит, не царапает, а наоборот -
напоминает вполне реальные диалоги
реальных компаний на отдыхе и создает
должный колорит.
С диалогами, кстати, вообще
разговор особый. Диалоги - традиционная
беда многих сценариев. И в данном
случае особенно приятно то, что
разговоры персонажей - очень
узнаваемые и живые. Причем Шамиров
рассказывал в интервью, что многие из
диалогов рождались непосредственно на
съемочной площадке - их придумывали
сами актеры, которым съемки в этом
фильме, и это хорошо видно, доставляли
большое удовольствие, потому что тоже
цепляли что-то свое, личное.
В общем, очень хорошее кино, я
даже и не ожидал. Но оно понравится не
всем, так же как и "Особенности
национальной охоты". Кто не отдыхал
дикарем в Крыму или в Сочи, кто не
ездил в стройотряды (кстати, не зря в
последних кадрах Ай-яй сидит в такой
родной для многих строяковской
курточке), кто не трахался в палатке и
кто не выходил играть в волейбол с
дикого бодуна - тот, скорее всего, не
поймет, в чем прелесть этой картины.
Зато тем, кто понимает, - это станет
бальзамом на измученную ностальгией
душу. Прям как будто снова побывал в
этих местах, снова выпил с пацанами,
снова
трах пообщался с "пионерками"
- в общем, по-настоящему культурно
отдохнул.
Отличный фильм. Прямо-таки знаковый, хотя вроде как вполне простенький и без претензий.
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
очень симпатично
да
"...родной Крым, стараниями одного лысого пряника, уже давно не российский."
И особенно приятно было смотреть на фоне радости от того, что родной Крым стараниями уже другого пряника снова российский.