- Режиссер:
- Ричард Келли
Бабушка Смерть
Донни
Дарко (Джейк Джилленхолл) - вовсе не герой
из комиксов. Это обычный американский
паренек, живущий со своей семьей в
маленьком городке. Семья тоже самая
обычная: папа, мама, взрослая сестра (Мэгги
Джилленхолл) и младшая сестра. Впрочем, у
Донни есть свои мелкие особенности. Он
шизофреник. К Донни периодически является
некое существо по имени Фрэнк (Джеймс
Дюваль), которое то зовет его куда-то, то
просит о чем-то.
Однако просьбы и призывы Фрэнка, как выяснилось, имеют под собой вполне четкую подоплеку. Как-то раз Фрэнк вызвал Донни из дома ночью, и, когда Донни сомнамбулически гулял по площадкам для гольфа, на дом семьи Дарко непонятно откуда свалилась турбина самолета. Прямо на комнату Донни. К счастью, никто не пострадал, но если бы Донни находился в своей комнате - одним шизоидным подростком на свете стало бы меньше.
Во
время встречи на поле для гольфа Фрэнк,
прячась за свою маску кролика, заявил
Донни, что этому миру осталось жить
всего-то 28 дней 6 часов 42 минуты 12
секунд. Но что конкретно должно
произойти, кроме того, что разверзнутся
хляби небесные, - Фрэнк не говорит. Зато
выдает Донни всякие задания - например,
затопить школу, рубануть топором
знаменитую школьную скульптуру-талисман
и так далее.
Донни
подчиняется, потому что знает, что Фрэнк
ни о чем не будет просить просто так.
Кроме того, Донни раздумывает над тем,
почему этому миру должен прийти конец и
можно ли как-то этот мир спасти. Да, Донни
Дарко - вовсе не герой из комикса, но кто-то
же этот мир должен спасать, не так ли?
Ну
а далее будет идти череда всяких
разнообразных событий. В класс Донни
придет новая девочка - Гретчен Росс (Джена
Малоун), и парень поймет, что ради
такой девочки можно сделать даже
большее, чем просто спасти этот чертов
мир. Учительница литературы Кэрен
Померой (Дрю Бэрримор) будет проходить с
ребятами повесть Грэма Грина, и это
приведет к ее увольнению, потому что
местное начальство посчитает книгу непристойной.
Местная знаменитость Джим Каннингем (Патрик
Суэйзи) при горячей поддержке местной
училки Китти Фармер будет втюхивать
школьникам свое пособие о том, как
побороть свой страх и обрести любовь. Но
Джиму не повезет: Донни Дарко, хотя он
действительно очень хочет побороть свой
страх, не доверяет этому Каннингему,
чувствуя в мужичке гнилое нутро, поэтому
рекламная акция обернется полным крахом.
Параллельно
Донни обнаружит порталы, представляющие
собой червоточины во времени, благодаря
которым, возможно, можно совершать
временные путешествия - то, о чем в свое
время писала жительница их городка
Роберта Спарроу, ныне известная как
Бабушка Смерть. Может быть, с помощью
этих порталов можно будет спасти этот
мир?
***
Очень
необычное кино. Режиссеру Ричарду Келли,
когда он его снял, было всего 26 лет. (Да и
снята картина была всего за 28 дней.) В
фильме Ричард, как он сам говорил в
интервью, постарался отобразить свои
детские страхи и фобии, снабдив их
мистическим и фантастическим
окружением. Что интересно, в картине
действие происходит в 1988 году - когда
самому Келли было ровно 13 лет.
Несмотря
на то что в "Донни Дарко"
проглядывают отсылки и цитаты из
примерно 45 фильмов, среди которых полно
молодежных триллеров и ужастиков, это
вовсе не пародия на молодежные триллеры
и ужастики. Наоборот, это очень
серьезное, мрачное и даже депрессивное
кино, сделанное, однако, с весьма зрелым
уровнем мастерства, которое трудно
ожидать от молодого режиссера-дебютанта.
Келли,
включая в фильм почти бесконечные
перепевы и цитаты давних и не очень
сюжетов из других фильмов, весьма
рисковал. Потому что это чистой воды
хождение по проволоке. Чуть левее наклон
- упадешь, пропадешь, в том смысле, что
скатишься почти к пародии, и, если это
начнет вызывать смех, фильм сразу можно
будет хоронить, ибо он не задуман
пародией. Келли нужно было то ли
освободиться от своих детских страхов,
то ли просто рассказать о них - он это
сделал, причем очень ярко и убедительно.
Шизоидный
компонент по имени Фрэнк появляется в
костюме и маске зайца, похожего то ли на
мартовского зайца из "Алисы в стране
чудес", то ли на зайца-пришельца с
загадочной планеты
Порталы во времени, представленные в виде полупрозрачных червяков, вылезающих из солнечного сплетения людей, напоминают "Скользящих", однако и в этом нет ничего смешного или раздражающего.
Очень
хорошо показана школа, в которой учится
Донни, - несмотря на то что
демонстрируется она как бы сквозь
призму восприятия слегка сбрендившего
мальчика, школа до боли знакомая:
туповатый директор, пляшущий под дудку
истеричной училки; трусливый физик,
боящийся расспросов Донни;
прогрессивная учительница литературы,
которую обязательно выгонят, ибо она не
нравится той самой истеричной училке;
сама истеричная училка, фанатка "учения"
местного жулика-извращенца; ну и детишки
- пара юных уголовников, пара
озабоченных придурков, зашуганная до
предела китаянка и умненькая девочка из
неблагополучной семьи. В общем, все как
обычно, школа как школа.
Актеры
в фильме подобраны вполне грамотно.
Донни Дарко изначально должен был
играть Джейсон Шварцман (они с
Джилленхоллом по типажу весьма похожи),
но он не сумел выкроить время из своего
расписания, в результате чего роль
досталась Джейку Джилленхоллу. Он сыграл
весьма достойно: в глазах парня,
несмотря на всю его заторможенность,
отстраненность и постоянное погружение
в собственные страхи и фобии, мысль
видна очень хорошо.
Понравилась
Дрю Бэрримор в роли учительницы
литературы. (Кстати, Дрю еще и
исполнительный продюсер этого фильма.)
Роль небольшая, но вполне заметная.
Впрочем, Бэрримор мне везде нравится.
Порадовало неожиданное появление Патрика Суэйзи, который снимается довольно редко. Впрочем, роль у него здесь совсем эпизодическая и не сильно яркая, но приятно видеть, что за прошедшие со времен "На гребне волны" десять лет Суэйзи почти совсем не изменился.
Но
основные комплименты все-таки
создателям фильма. Поставлена картина
весьма интересно, ярко, а главное -
оригинально. На фоне попкорново-блокбастерных
поделок - как свежий, слегка мистический
ветер. Совершенно потрясающе подобрана
музыка, отличная работа оператора и
художников.
А
главное - многоплановость! Фильм очень
многослойный, многожанровый, причем
здесь как раз тот самый случай, когда
разнообразие жанров подчиняется общей
задаче и не выглядит беспорядочным
нагромождением. Этот режиссер, во-первых,
знает, чего он хочет, а во-вторых, умеет
изложить свои мысли и выразить свои
чувства.
О
чем этот фильм? О юношеских страхах, о
привычной жестокости этого мира, о том,
что мир все-таки есть за что спасать. И о
жертвоприношении. Хочешь спасти этот
мир - принеси себя в жертву. Других
вариантов нет. Почему-то никто не
заметил, что "Донни Дарко" этим
мотивом весьма перекликается с "Жертвоприношением"
Андрея Тарковского. А ведь явно
перекликается.
Резюмирую.
Очень сильное, необычное и оригинальное кино,
несмотря на большой набор цитат из
знакомых фильмов, которое я посмотрел с
большим удовольствием. Что там дальше
сделал Ричард Келли? Был автором повести и сценария довольно невнятного и
совершенно одноразового боевичка "Домино"?
Жаль, очень жаль. У этого парня был виден
огромный потенциал. Но Голливуд, судя по
всему, все-таки его постриг под свою
гребенку, ну или уложил в свое
прокрустово ложе. Увы и увы. Впрочем, посмотрим, что он еще снимет. Может, все не так уж и плохо.
Кстати,
в прокате фильм провалился. Правда, в
основном за счет совершенно
неправильного позиционирования его
прокатчиками. Выставлять "Донни Дарко"
как молодежный триллер - что может
быть глупее? В результате на фильм пошла
совершенно не та публика, которой он был
предназначен, и зрители были, что
называется, глубоко разочарованы.
Правда, когда картину выпустили на видео
и DVD, она все-таки
нашла своих поклонников и теперь на IMDB
занимает аж
***
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 4+ |
хорошее кино
вполне можно