Рейтинг Экслера: 7,0
- Режиссер:
- Ганс Петтер Моланд
Отзыв кота Бублика
Нильс Дикман - датчанин, живущий
в норвежской глуши. В стране, где все
говорят по-английски, нелегко живется с
фамилией Dickman, однако Нильс как-то
справляется. Тем более что он работает
на мощнейшем снегоочистителе, без
которого в этих краях никто никуда бы не
проехал, так что Нильса в деревушке
очень уважают и даже сделали его "Человеком
года".
Но как раз после этого счастливого события семью Дикман постигло несчастье: их сын, работающий в ближайшем аэропорту, умер от передозировки. Нильс с женой были потрясены: их сын никогда не был наркоманом.
Через некоторое время Нильс
выясняет, что их сына убили боевики
местного криминального авторитета по
кличке Граф (Пол Сверре Валхейм Хаген), а
передоз был имитирован. И произошло это
из-за того, что сына подставил приятель с
работы: парень доставлял для Графа
наркотики и решил заныкать одну сумочку
- мол, сумочек много, авось и не заметят.
Они заметили.
Нильс
узнал, с кем контактировал этот приятель
сына, нашел этого парня по имени Яппе,
заставил сдать своего подельника и
прикончил.
Потом нашел подельника, заставил сдать еще одного контакта - и также прикончил.
Ну
и постепенно Нильс вышел на имя того, кто
отдал приказ убить его сына, - на Графа.
Однако к Графу Нильсу не подобраться: у
того серьезная охрана. Тогда Нильс
прибегает к помощи своего брата, который
долгое время работал на бандитов.
А
Граф, узнав о всех этих убийствах,
начинает думать на сербских беспредельщиков,
с которыми они в свое время договорились
и поделили город на зоны влияния. Так что
там еще начнется война между сербскими и
норвежскими бандами.
***
Когда
читаешь свое же бесстрастное изложение
завязки сюжета - перед глазами встает
что-то мрачное и жестокое: убийство сына
Нильса, суровый снегоуборщик, убивающий
бандитов по одному, война криминальных
кланов и все такое.
Причем
и начинается картина как суровая
криминальная драма. Однако чем дальше,
тем больше там проявляется
определенного черноватого юмора. Не
скажу, что это прямо-таки комедия, но
черноюморных моментов там немало.
Как,
например, момент, когда Нильс избивает
некоего Страйка, у которого он хочет
узнать имя заказчика убийства сына,
потом в изнеможении падает рядом с ним,
Страйк его спрашивает: "Что, дядя,
устал?" - Нильс в ответ начинает ржать,
избитый до полусмерти Страйк ржет
вместе с ним, после чего Нильс достает
пистолет и простреливает Страйку башку.
Суровый скандинавский юмор, господа,
суровый юмор.
Но,
кстати, я не иронизирую, картина
действительно выруливает в эдакую
сдержанную черноюморную комедию и по
стилю даже начинает слегка напоминать
давний коэновский фильм "Фарго",
где трагичное соседствовало с
определенным черным юмором.
Основную
юморную нагрузку там на себя берет
авторитет Граф, которого играет Пол Сверре Валхейм Хаген.
Вот он - персонаж достаточно
карикатурный. Вегетарианец, не пьет, не
курит, хорошо одевается, трогательно
заботливо относится к своим бандитам:
то им всем кофе принесет, то
собственноручно сделает свежевыжатый
морковный сок. При этом в любой момент,
не задумываясь, может кому-то из них
прострелить башку. Да и вообще по его
приказу народ валят - только щепки летят.
Даже тех людей, которых, казалось бы,
валить просто совершенно ни к чему.
И
очень трогательно, как Граф жалуется
своим подручным на трудности во
взаимоотношениях с разведенной женой и
на трудности в работе.
Брат-бандюк Нильса - очень колоритен, равно как и его забавные взаимоотношения со слегка психованной любовницей-тайкой.
Также
банда сербов (Граф их почему-то называет
албанцами, при этом в одном из эпизодов
пара "сербов" друг с другом явно
говорят по-польски), которая примерно с
середины фильма вышла на первый план,
довольно прикольная, особенно ее штаб-квартира
с парой десятков хрустальных люстр.
Но
как же Стеллан Скарсгард, спросите вы,
как же он, отец пятерых сыновей-актеров и
сам - прекрасный актер? Как он в этом
фильме? Как обычно, играет совершенно
замечательно, причем Скарсгард тоже,
начиная с явной драмы и продолжая играть
доведенного до отчаяния человека, вполне
органично смотрится и на фоне явной
трагикомедии. Особый колорит
заключается в том, что в действительно
смешных сценах - как, например, чтение
"сказки на ночь" ребенку - он
совершенно серьезен.
Еще
один привлекательный - лично для меня -
момент в фильме заключается в том, что он
какой-то совсем неголливудский. Ну, в том
плане, что скандинавский стиль
постановки заметно отличается от
голливудского. И если бы этот фильм
снимали в Голливуде - там до мелочей
можно было бы предсказать дальнейшие
события. А здесь - все довольно
неожиданно.
В
общем, понравилось. Смешение
криминальной драмы с черным юмором у
скандинавов получилось вполне
качественным, Скарсгард, как всегда,
порадовал, других колоритных персонажей
также хватало, ну и плюс определенный
норвежский колорит: все эти бескрайние
снега и мощный снегоуборщик и мчащиеся
по протоптанным снегоуборщиком трассам
экзотические машинки с бандюками. А над
ними - единственный в природе летающий
серб. Который, по-моему, до сих пор так и
не приземлился.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
динамично и оригинально
вполне можно
Прекрасно! 😄
Гитлер из "Бункера" и главгерой из "Неба над Берлином", это его роль сыграл Николас Кейдж в ремейке "Город Ангелов".
...то-то он мне весь фильм казался знакомым -- больно уж колоритен для скандинава.
Ничего удивительного - викинги же! За тыщу лет менталитет не сильно поменялся.
Спасибо за BABYMETAL!
Великолепный проект )). Там и хореография выставлена на отлично. Если посмотреть десяток разных концертных выступлений с этой песенкой (Gimme Chocolate-Chocolate-Chocolate; или любой другой), то видно, что все танцевальные движения доведены до потрясающего автоматизма. Очень профессиональное "озорство", наверное здесь и живет гениальность...
по польски они там точно не говорят. скорее по сербски
Ну, может, я и ошибся. Но в одной сцене там явно слышались именно польские слова. Когда парочка сербов за ребенком следила.
Кстати еще из недавнего европейского кино могу порекомендовать австро-немецкую "Темную долину", этакий вестерн в Альпийской глуши. Фильм не идеален, перестрелку (это же все таки вестерн!) в конце не очень удачно сняли и акценты сделали смешные, но в общем фильм понравился именно сдержанностью постановки и суровой зимней красотой.
Забавно, что в Норвегии один из самых низких показателей умышленных убийств в мире. Видимо, они фильмом изчерпали все лимиты
😄