- Режиссер:
- Мик Дэвис
- В ролях:
- Энди Гарсиа, Эльза Зильберштейн, Ипполит Жирадо, Омид Джалили, Ева Герцигова
Так
называемые "биопики" -
биографические фильмы, посвященные
известным людям, - были популярны еще со
времен начала кинематографической эры.
Герои древности и современности,
выдающиеся художники и поэты,
музыканты и спортсмены, политики и
преступники - истории их жизни всегда
интересовали как режиссеров, так и
зрителей. Что это были за люди, как они
жили, как любили, отчего страдали,
почему и из-за чего стали великими или
просто знаменитыми?
Однако, как известно, узнать доподлинно историю жизни того или иного известного человека, а главное - попытаться заглянуть ему в душу и понять, что он чувствовал и что он думал, практически невозможно. Поэтому создателям биопиков приходится заниматься гаданиями, предположениями, а нередко и прямыми подтасовками, чтобы выстроить именно тот образ, который сложился у них в голове. Имеет ли этот образ хоть какое-то отношение к реальному человеку, о котором снимается фильм, иногда совершенно неважно. Кроме того, как правило, создатели картины нередко делают основной акцент на какую-то одну сторону изучаемой ими личности, принижая или вовсе замалчивая другие, не менее интересные стороны.
Что
из всего этого получается? Очень и
очень по-разному. Все зависит от того,
какую задачу перед собой ставит
создатель картины. Один вариант - как
следует изучить жизнь данного человека
и дать зрителям наиболее полное
представление о нем. Второй - понимая,
что в одном фильме невозможно показать
весь путь известной личности,
сосредоточиться на каком-то наиболее
ярком периоде его жизни. Третий -
сделать фильм об известной личности,
решая при этом свои собственные
творческие или коммерческие задачи. В
третьем варианте для создателя картины
главное - показать себя в этом фильме,
свое видение данного персонажа. Для
зрителей подобные творения могут
представлять определенный интерес, но
как биопик - это откровенная профанация...
Об
Амедео Модильяни было снято два
известных фильма. Первый - "Монпарнас,
19" (или "Модильяни с Монпарнаса")
был создан Жаком Бекером в 1958 году, где
роль Амедео исполнил Жерар Филип. Бекер
в свой фильм вложил мысль о том, что при
жизни Амедео был нищим, несчастным и
гениальным, а признание к нему пришло
только после смерти. Он нарисовал
портрет непризнанного одухотворенного
гения, почти ангела, которого сгубило
непонимание и черствость окружающих
душ. Анна Ахматова, долгое время
дружившая с Модильяни, написала об этом
фильме так: "...совсем недавно
Модильяни стал героем достаточно
пошлого французского фильма "Монпарнас,
19". Это очень горько".
В
новом фильме "Модильяни", снятом
Миком Дэвисом, Амедео Модильяни уже
совсем другой. На первый взгляд почти
такой, каким он был в жизни (по
свидетельству современников). Молодой
красавец, в 22 года приехавший из Италии
в Париж, поселился на Монмартре среди
парижского сообщества художников,
среди которых были Пабло Пикассо, Морис
Утрилло, Диего Ривера. Амедео много
работал, но еще больше пил-гулял в
компании закадычных друзей, а также
случайных собутыльников. Модильяни не
отличался хорошим здоровьем (в детстве
он перенес туберкулез, который не до
конца вылечили), однако вел настолько
разгульный образ жизни - непрерывно пил,
курил и употреблял гашиш, - что
удивительно, как он дожил до тридцати шести лет.
Если
в фильме "Монпарнас, 19"
центральное место занимает термин "несчастный
и талантливый", то в "Модильяни"
Дэвиса - это "непутевый и талантливый".
Что характерно, каждый из подходов по-своему
верен, но в то же время достаточно
однобок. Амедео действительно вел
совершенно разгульный образ жизни, но и
упорно работал. И он действительно
страдал от непонимания своих работ,
точнее, от того, что работы не
продавались и он не мог творчеством
зарабатывать на жизнь. А заниматься чем-то
другим он также не мог, потому что был
Художником в самом высоком смысле
этого слова. (Кстати, мало кто знает, что
Модильяни был также талантливым
скульптором и создал много интересных
работ, однако через какое-то время он
был вынужден оставить скульптуру,
потому что каменная пыль вызывала
обострения его туберкулеза.)
В
картине Дэвиса очень хорошо показан
тот факт, что Модильяни, в отличие от
многих других художников, никогда не
продавался. Он не писал портреты
богатых заказчиков, а если вдруг и
соглашался, то писал портреты так, как
нравилось ему, а не так, как хотели
заказчики, - разумеется, денег при этом
он не получал. Модильяни был
действительно независим и
действительно - крайне беден.
В
жизни его интересовали три вещи:
творчество, выпивка и женщины. Или
женщины, выпивка и творчество. Или
выпивка, творчество и женщины.
Собственно говоря, свое время Амедео
практически поровну распределял между
этими тремя занятиями, и они то
смешивались, то плавно перетекали одно
в другое. Модильяни пил и рисовал
обнаженных натурщиц, периодически
останавливаясь, чтобы позаниматься с
ними любовью. Он соблазнял всех своих
натурщиц, он заводил бесчисленные
кратковременные романы. И в этом был
определенный подтекст: Амедео говорил,
что, на его взгляд, невозможно хорошо
нарисовать женщину, не переспав с ней,
не изучив ее тело в совершенстве.
Впрочем,
в фильме Дэвиса романы Модильяни
практически никак не отражены. Дэвис
подробно рассказывает только об одной
из двух женщин, с которыми у Амедео была
длительная связь. Это Жанна Эбютерн. С
ней Модильяни познакомился, когда
Жанна была 19-летней студенткой
Национальной академии искусств. Она
осталась с ним на всю жизнь - его и свою,
потому что смерть Амедео Жанна не
пережила, сойдя с ума и покончив с собой...
Что получилось у Дэвиса? Действительно полноценный биопик либо же что-то иное? К сожалению, у него получилось - как говорили Монти Пайтоны - что-то совершенно иное. Ну, если не совершенно иное, то уж точно не биопик Модильяни, потому что многие вещи в картине вызывают полнейшее недоумение.
Что
именно? Прежде всего то, как Дэвис в
картине позиционировал Амедео в Париже
того времени. Судя по фильму,
беспутного Модильяни знал и любил весь
Париж, а остальные художники ему
сначала завидовали черной завистью, а
потом проникались сознанием его
величия и чуть ли не падали перед ним на
колени. Среди всей этой тусовки заметно
выделялся жирный пузан - некий Пикассо.
Судя по всему, в среде художников этот
парень пользовался авторитетом, но по
фильму понятно, что этот Пикассо -
просто самодовольный болван с явной
манией величия. Амедео (напоминаю, что я
рассказываю, как это выглядит по фильму)
презирает этого жирного напыщенного
фигляра, поэтому постоянно дразнит и
разыгрывает его, отчего Пикассо
приходит просто в бешенство.
Но
в конце концов Пикассо понимает, какой
гениальный парень этот Моди (по фильму
все его называют "Моди", хотя в
реальной жизни Модильяни звали Дедо -
от Амедео, а "Моди" - это была его
подпись на картинах; слово "Моди"
означает "проклятый"), после чего
везет его на благословение к старичку
Ренуару, позже посвящает ему картины и
все такое. А когда Модильяни умирал,
Жанна прибежала к этому пузану и
заорала: "Вы никогда не сможете
писать так, как он!" - и Пикассо,
пристыженный, перестал жрать свои
макароны, ведь он понимал
справедливость ее слов...
Вот
такая вот трогательная история
рассказана в фильме. Я, конечно, понимаю,
что когда делаешь одного художника
центральной фигурой картины, то можно
слегка отодвинуть в сторону его
именитых современников, но с Пикассо
Дэвис не просто переборщил, а ушел в
какие-то невероятно бредовые дебри. Я
уж молчу о том, что Омид Джалили похож
на Пикассо так же, как я похож на
Гертруду Стайн (с которой в фильме
также обошлись весьма прискорбно), -
чисто внешнее сходство для фильма не
имеет особого значения, - но сама
личность Пикассо показана в картине в
откровенно уродском ракурсе, и это
безмерно раздражало.
И
если примерно до середины фильма
происходящее на экране мне более или
менее нравилось, то ближе к концу коту
Бублику как единственному свидетелю
происходящего на экране было сказано
много горьких слов в адрес Дэвиса,
потому что нельзя низводить жизнь если
не великого, то в любом случае очень
интересного и яркого художника к
пошлой и фальшивой мелодраме. Оно
понятно, что в жизни любого человека -
особенно творческого - может быть
много и пошлости, и фальши, но в данном
случае это все совершенно надуманно и
откровенно натянуто. Особенно концовка.
Вторая половина фильма мне напомнила другой, так сказать, биопик - о Гарри Гудини (это убожество так и называется - "Гудини"). Из жизни великого, уникального и до сих пор до конца не познанного человека сделали сопливую голливудскую мелодраму. Да еще и с дебильным слезливым хеппи-эндом. Опошлив все, что великий Гудини сделал в своей жизни. Уроды...
Впрочем,
врать не буду, Дэвис, слава богу, уж не настолько изуродовал фильм об Амедео,
как в случае с Гудини. Но вторая половина фильма резко покатилась под откос,
и это очень и очень печально. Потому что Энди Гарсиа в роли Амедео
- великолепен. Пожалуй, он даже искупает многие огрехи картины. Гарсиа блестяще
играет Амедео, и очень жаль, что постановка не слишком сильна. Особенно жаль,
что диалоги к фильму писал сам Дэвис, а не какой-нибудь профессиональный автор
диалогов. Диалоги - это самое ужасное, что есть в фильме. Плоские, фальшивые,
вычурные и неестественные. Вся любовь: "Я тебя люблю, я тебя люблю, я тебя
люблю очень сильно". Все страдания: "У меня ничего нет, детка, у меня
вообще ничего нет. Совсем ничего". Все волевые решения: "У меня нет
выбора. У меня нет другого варианта". Вот и все.
Зато
развели слюней с полностью выдуманной историей о том, как папенька Жанны отобрал
у нее ребенка, рожденного от Модильяни. На черта этот бред сивой кобылы? Чтобы
показать, как маменька боевито выкрала этого ребенка?
Ну и, конечно, весь этот пафос с соревнованием художников... Я вдруг вспомнил фильм "Взятие Берлина". Как в 1945 году в Берлине разом остановились все бои (по фильму), люди застыли, с неба спустился самолет, и оттуда вышел сияющий товарищ Сталин, осыпаемый цветами. Нет, в "Модильяни" Моди не спускался с небес на это соревнование (хотя я бы уже не удивился). Я о накале сопливого, совершенно фальшивого и не нужного пафоса.
Почему
столько эмоций по поводу этого фильма? Да потому что картина могла бы стать
значительно лучше. Потому что Энди Гарсиа - великолепен. Потому что я очень
люблю картины Модильяни. Он был действительно прекрасный художник - из разряда
тех, кто отмечен божьей искрой. Старательные ремесленники, в которых нет ни
капли этой искры, вроде какого-нибудь отвратительного Шилова, никогда не смогут
понять, почему людям с хорошим вкусом нравятся угловатые, со странными и не
всегда естественными линиями тела портреты Модильяни и почему они плюются от
вполне технически правильных, но тошнотворно бездарных парадных портретов этих
ремесленников. Художник - это не умение написать ПОХОЖЕ. Это умение НАПИСАТЬ.
Модильяни
- настоящий художник. И мне жаль, что для создания фильма о нем была придумана
всякая чушь. Ни к чему это. Можно снять любую мелодраму о выдуманных персонажах.
Извращайся там - как хочешь. Но Амедео жил не так давно. Многое о нем известно
вполне достоверно. Почему бы не попытаться сделать действительно биографический
фильм, не поступаясь достоверностью ради сомнительного мелодраматического выигрыша?
Ведь есть примеры действительно по-настоящему удачных биопиков - та же "Фрида"...
Просто нужно действительно любить человека, о котором снимается фильм, и стараться
показать именно его, а не себя в нем. У Дэвиса это не получилось. В его "Модильяни"
слишком много Дэвиса и маловато Модильяни.
Впрочем, я не пожалел, что посмотрел эту картину, но остался заметный осадок. Однако ради Энди Гарсиа этот фильм в любом случае можно посмотреть. Энди Гарсиа искупает все. Но фильм мог быть лучше. Значительно лучше.
P. S. Под рецензией я помещаю две фотографии...
Амедео Модильяни
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 3 |
Сценарий | 3- |
испорченный биопик
решайте сами
А то, как в конце фильма показана сцена написания картин художниками с Монпарнаса...слов не хватает все это описать. А под Аве Мария...это что-то неземное...
только теперь я понял, почему в Исламе художники прокляты Богом...потому что в момент написания они подобны Богу...хотя только он может оживлять неодушевленное.
Вы так плохо думаете об "основной массе"? Я имею в виду людей, которые смотрят подобные фильмы.