- Режиссер:
- Анна Меликян
Неожиданное откровение кота Бублика
Российский
южный городок у моря. Почти
феллиниевская толстуха в одиночестве
голышом купается в море, когда рядом с ее
одеждой совершенно случайно
оказывается лихой морячок (Максим
Коновалов) - весь такой увольнительный, в
парадняке, с цигаркой в знойном уголке
прищуренной губы и с умопомрачительными
рыжими кудрями под бескозыркой в белом
чехле. Их страсть поднялась бурно, как
волны Черного моря в момент
раскатистого пятибалья. В результате
этой случайной встречи родилась девочка
Алиса (Анастасия Донцова).
К
сожалению, ничего хорошего в этой жизни
Алису не ждет. Мамаша Алисы из неуклюжей
толстой девушки превратилась в толстую
тетку с поломанной судьбой (Мария Сокова),
и живут они втроем вместе с бабушкой
Алисы (Альбина Евтушевская) в маленькой
хибарке, а маме Алисы, чтобы прокормить
мать и дочку, приходится горбатиться с
утра до вечера.
Конечно,
у Алисы есть свои мечты - например, ей
хочется стать балериной. Но какая тут, к
черту, балерина, объясняет ей мама, когда
мама уродуется с утра до вечера, а личной
жизни как не было, так и нет. А если вдруг
и появляется кто из снимающих комнату
морячков, которые готовы дать маме хоть
капельку этой давно забытой личной
жизни, так тут Алиса со своими детскими
фантазиями о том, что мама должна
хранить верность папе, которого она
видела один-единственный раз в жизни,
тут же портит все интимство.
После
одного такого испорченного в результате
злоумышленного поджога очередного
раунда личной жизни мама призналась
Алисе, что папа ее - волнительный морячок
и одновременно негодяй, так что ждать,
что он когда-нибудь вернется, нет
никакого смысла. От такого признания
Алиса перестала разговаривать - а просто
так, потому что зачем говорить, если
сказать толком нечего. Мама ее отдала в
дурку для детей, а когда Алиса (Мария
Шалаева) выросла - у
нее на нервной почве проявились некие
загадочные возможности. Например, она
может сделать так, чтобы ее желания
исполнялись. Подует она на сине, пардон,
черно море молодецким подувом - тут-то
буря и разгуляется, в результате чего
весь их поселочек снесет к чертям
собачьим.
Куда
отправиться оставшейся без крова семье,
если ей некуда податься? Разумеется,
ехать в Москву, столицу нашей и их тоже
родины. В Москве мама встретила
прекрасного мясника, а Алиса встретила
прекрасного принца Сашу (Евгений
Цыганов). Прекрасный мясник - блудлив,
как это водится у мясников, а Саша -
свинячит по полной программе, как это
принято у прекрасных принцев.
Но
Алису не смущают Сашины пьянки-фиганки и
наркоманства-интимства. Он же принц! А
принц хорош всем - своей уродской работой,
на которой Саша впаривает напыщенным
придуркам участки на Луне, своей в
корень обдизайненной квартирой, которая
так и тянет суицидничать по полной
программе, ну и своим очень своеобразным,
хотя и традиционным для молодых
одиноких москвичей солидного достатка
образом жизни.
Сможет ли Алиса найти свое счастье в Москве? Разумеется, нет. Она же просто Русалка, а не Дельфин вроде Игоря Николаева...
***
Фильм
"Русалка" сейчас - чуть ли не
главная надежда российского кино.
Восторженные рецензии большинства
кинокритиков, приз "За лучшую
режиссуру" в игровом конкурсе
международной программы Американского
международного фестиваля независимого
кино в Сандэнсе в 2008 году, ну и самое
важное - этому фильму доверено
представлять Россию на "Оскаре".
Жанр картины создателями определяется как драма, однако это все-таки не драма, а нечто вроде трагикомедии с легким мистическим оттенком.
Мистический
оттенок в виде неожиданной "сбычи
мечт" главной героини и ее
неожиданных вещих снов, на мой взгляд,
явно лишний. Он, вероятно, должен
наполнить фильм элементами сказки и
эдакого волшебства, но на фоне весьма
реалистичной истории о кусочке из жизни
маленькой несчастной семьи все эти
мистические оттенки смотрятся
несколько неуместно. Снижают накал той
самой бытовой драмы.
У
"Русалки", как у хороших духов, две
нотки, то есть картина действует
по-разному во время и после просмотра. (Разумеется,
я сейчас говорю исключительно о своих
личных впечатлениях.) Во время просмотра
мне много чего не нравилось. Не
нравилась эта притянутая за уши мистика,
не нравились явные сценарные дырки (например,
на черта Алиса продолжала работать в
этой дурацкой рекламе после того, как у
нее появились деньги откупиться?), не
нравились общая затянутость и
нудноватость, а также надуманность
некоторых эпизодов. И я даже сходу
посчитал, что фильм - максимум на троечку
с плюсом.
Но
после просмотра возникло вполне
приятное послевкусие и,
раздумывая над этим фильмом, я понял, что
он все-таки хорош, несмотря на все свои
заметные недостатки. Потому что когда
уже после просмотра картина не уходит из
головы и продолжает вспоминаться,
причем не своими ляпами и
несуразностями, а общим светлым
настроем и улыбкой главной героини -
значит, это хорошее кино.
Актерские
работы понравились все. Мария Шалаева,
исполнившая главную роль, конечно,
удивительная. Эдакий гадкий утенок, в
какие-то моменты одной улыбкой
превращающийся в прекрасного лебедя.
Особенно здорово это заметно в эпизоде,
когда камера из нее делает "лунную
девушку", - прям волшебство какое-то!
Мария выглядит совершенно естественной
даже там, где сценарий уползает на какие-то
искусственно-надуманные рельсы, играет
очень искренне и показала себя яркой и
характерной актрисой. Режиссер Анна
Меликян говорила, что сценарий и писался
специально под Марию, потому что никого
другого на роль Алисы она себе и
представить не могла.
Мария
Сокова, сыгравшая маму Алисы, - это
просто восторг! Задерганная толстушка с
неустроенной личной жизнью изображена
невероятно достоверно. Никаких
перекосов в ту или иную сторону - она в
меру стервозна и в меру несчастна. То
есть именно так, как бывает в жизни: с
одной стороны, ее осуждаешь за
невнимание к собственной дочери, с
другой - жалеешь за несчастную судьбу и
отсутствие хоть каких-то перспектив.
Бабушка у Алисы также получилась очень колоритной. Что интересно, ее сыграла непрофессиональная актриса Альбина Евтушевская, которую ассистент по подбору актеров нашла в метро.
На
роль "прекрасного принца" (он же
впариватель Саша) Анна Меликян
пригласила Евгения Цыганова -
немногословного, но романтичного
архитектора из "Питера
FM". Цыганов тоже понравился. У "принца"
на самом деле была самая сложная роль. С
одной стороны, по сценарию он - свинья свиньей.
Ну, точнее, молодой человек, попавший в
коварные сети мерзкой работы,
приносящей, однако, большие деньги. С
другой - в него же влюбилась Русалка, а
значит, данный персонаж у зрителей не
должен вызывать отвращение.
Он
и не вызывает. Та самая немногословность,
откуда-то изнутри проявляющаяся
романтичность и, в общем, весьма мощная
харизма Цыганова срабатывают на все
сто! Появись на его месте, например, тот
же Гоша Куценко, картина тут же ушла бы в
фарс. А так сохранились какой-то налет
романтики и легкая, хотя и прерывистая
нить некоей сказки.
В
общем, я считаю, что посмотреть этот
фильм не только можно, но и нужно. Потому
что это настоящее авторское кино - не без
недостатков и не без явных огрехов, но
оно все-таки искреннее, талантливое и
позитивное. На фоне современных
российских фальшивых
романтических комедий, псевдоблокбастеров,
невероятно убогого "патриотизма"
и ворованных
боевиков только такие фильмы, как "Русалка",
составляют действительно человеческое
лицо российского кино. И за одно это Анне
Меликян большое спасибо. Потому что она
- не прогибается!
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 3 |
не без недостатков, но симпатично
вполне можно
Alex Exler: Не нравилась эта притянутая за уши мистика, не нравились явные сценарные дырки (например, на черта Алиса продолжала работать в этой дурацкой рекламе после того, как у нее появились деньги откупиться?)
По-поводу мистики не знаю, вроде не мешало, в принципе там только сцена с яблоками явно мистичная, остальное можно трактовать как совпадение. Наверняка каждому снился когда-нибудь какой-то сон, который оказался "вещим". К тому же вся эта мистичность напичкана не просто так, с одной стороны вроде как сказка, с другой - попытка поразмышлять на тему "А что будит, если желания начнут исполняться" (сцена поступления в ВУЗ после которой Алиса бежит по улице и всюду ей попадаются плакаты типа "Живи на полную", "Повинуйся своим желаниям" и т.д. сделана очень не плохо). А по-поводу рабоы в дурацкой рекламе - так вроде она деньги потеряла, которые на откуп принесла, пришлось еще ишачить.
А вообще фильм, несмотря на полное отсутствуе хеппи-энда и на чувство безысходности в жизни главных героев, получился все-таки жизнеутверждающим. И это в большей степени заслуга актеров, особенно Анастасии Донцовой.
Кстати если не брать самолет в конце, то все остальное могло быть просто совпадениями, а не "сбычей мечт". В общем мне мистика глаз не резала.
Новое питерское кино?
А ещё режиссёрша FM-a новый фильм сняла, но его все так ругают, так ругают..
И Новая земля, кстати, тоже очень понравилась, рекомендую.