- Режиссер:
- Уэс Андерсон
Папаша Роял О'Рейли
Тененбаум (Джин Хэкман) недолго сумел
прожить под одной крышей со своим
семейством: женой Этель (Анжелика
Хьюстон), сыновьями Чезом (Бен Стиллер)
и Ричи (Люк Уилсон), а также приемной
дочерью Марго (Гуинет Пэлтроу). Нет, с
ним не случилось никакого несчастья,
просто старший Роял живет настолько
богатой духовной жизнью - правда, можно
поспорить с тем, считается ли подобный
стиль жизни духовным, - что ее вполне
хватает на него самого, но совершенно
не хватает на Этель, сыновей и Марго.
В связи с этим Этель, устав от исканий папаши Рояла, которые она считает преступлением против семейных ценностей, выгоняет О'Рейли на все четыре стороны, о чем он и оповестил своих детей, не вызвав, впрочем, этим сообщением с их стороны никаких приступов горя.
Итак, папаша Роял исчез в
голубой дали, а Этель решила сделать
все для того, чтобы ее дети стали
вундеркиндами. И ей это удалось. Чез в
свои юные годы стал финансовым гением,
причем ухитрился засудить
собственного папашу и отобрать у него
права на дом Тененбаумов, а Ричи и Марго
- так просто прославились на всю страну.
Ричи стал известным теннисистом, а
Марго еще в совсем юные годы ухитрилась
получить известную литературную
премию за свои пьесы.
Что интересно, какое-то время
контакт с папашей Роялом семейство
поддерживало, приглашая его на всякие
семейные вечеринки, но О'Рейли всю
жизнь отличался совершенно детской
непосредственностью и такой же
прямотой в высказывании своего мнения,
чем ухитрился окончательно восстановить
против себя семью, так что на семейные
сборища его приглашать перестали.
Прошло достаточно много
времени, дети выросли, а для папаши
Рояла О'Рейли Тененбаума настали
тяжелые времена: он лишился всех
источников денежных поступлений и
крова над головой, так как ему уже нечем
было платить за роскошную гостиницу, в
которой он жил последние двадцать два
года.
И тут на старости лет Роялу захотелось семейного тепла и уюта. Также ему захотелось восстановить отношения со всеми членами семьи, потому что он не без оснований считал, что его родные дети и бывшая жена (с которой он, кстати, официально не разведен) не любят блудного Тененбаума.
Детская непосредственность
мистера Рояла сработала и в данной
ситуации. Он просто заявился в свой
бывший дом и объявил, что смертельно
болен, и что жить ему осталось всего
несколько месяцев. Разумеется, после
такого заявления папашу Тененбаума
поселили в доме, вызвали ему врача и
стали пытаться проявлять к старику
повышенное внимание. Но не так-то
просто заставить себя полюбить
человека, который, в сущности, для семьи
давно стал чужим.
Кроме того, "мой друг Барни
Купершмит тоже имеет свои проблемы"...
Все члены семейки Тененбаум по-своему
несчастны! Чез, рано потеряв жену в
авиакатастрофе, воспитывает двух детей
и помешан на их безопасности. Кроме
того, он с детства не выносит папашу
Рояла и даже не пытается этого скрывать.
Ричи по непонятным причинам резко
прервал свою более чем успешную
теннисную карьеру и удалился в
добровольное изгнание, тайно вздыхая
по... Марго, которая еще в детстве была
депрессивной и аутичной девочкой,
превратилась в бесконечно погруженную
в себя и совершенно унылую и скрытную
женщину, проводящую по шесть часов в
день в ванной, чем приводит в состояние
неизбывной грусти своего мужа - Рейли
Сент-Клер (Билл Мюррей) - тихого и
безобидного книжного червя, пишущего
книги о детях-идиотах. Одна Этель более-менее
счастлива, потому что за ней ухаживает
ее давний друг и помощник Генри Шерман (Дэнни
Гловер), и миссис Тененбаум все-таки
надеется наконец обрести счастье, чему
изрядно мешает мистер Тененбаум.
Что получится из этой ситуации? А черт его знает. Или мир, счастье и благоденствие, либо же сплошные скандалы и безумные конфликты. Другого не дано.
***
Очень симпатичный фильм,
который я посмотрел с большим
удовольствием. Андерсону удалось снять
очень своеобразное кино: с одной
стороны, "Семейка Тененбаум"
напоминает многие другие картины -
стилем, настроением, средствами
выражения, закадровым голосом и
иллюстрациями к нему, некоторыми
характерами и так далее, но с другой -
это совершенно оригинальный фильм,
после просмотра которого совершенно
нельзя сказать, что Андерсон кому-то
подражает.
Андерсон подражает только
Андерсону, и если "Семейка Тененбаум"
вам напомнит "Семейку Аддамс",
которая взяла на воспитание "Амели",
то это означает не внезапное появление
дежавю, а только то, что фильм Андерсона
обладает редкой способностью
воздействовать на те чувства, которые
обычно остаются совершенно
незатронутыми при просмотре всяких
ширпотребовских поделок.
Пожалуй, я бы
охарактеризовал "Семейку Тененбаум"
как "Мэри Поппинс для взрослых" -
причем при отсутствии самой Мэри
Поппинс (папаша Тененбаум более похож на
престарелого и до предела обнаглевшего
Хоботова, нежели на Мисс Совершенство),
но зато с выросшими детишками, почти
полностью потерявшими веру в Сказку,
показанную им когда-то в детстве, и
оттого сильно страдающими.
Фильм Андерсона на удивление
светел и добр, однако в нем нет ни капли
слащавости. Наоборот, героям фильма
приходится сталкиваться с весьма
неприглядными сторонами жизни, и они
также ломаются под воздействием
обстоятельств, как и любые другие люди.
Но мы знаем, что все должно окончиться
благополучно, причем не потому, что так
запрограммировано в любом
голливудском фильме, а потому что
Тененбаумы заслужили хэппи-энд, даже
если при этом папаша Роял погибнет,
спасая свою семью с палубы тонущего
авианосца...
"Семейка Тененбаум" -
картина ироничная и умная, из чего
можно сделать вывод, что она понравится
только любителям по-настоящему
хорошего кино и еще, разве что, "эстетам-пидерастам"
(tm). Однако я очень удивился, когда узнал,
что это фильм весьма успешен в прокате,
да и на IMDB его рейтинг настолько высок,
что он даже попадает в мировой Top250. Вот
уж не ожидал...
Актерские работы -
великолепны. Лучше всех, конечно,
неугомонный папашка Тененбаум в
исполнении блистательного Джина
Хэкмена (за эту роль он получил премию "Золотой глобус").
Роял Тененбаум - анфант-терибль
пенсионного возраста, очаровательный
негодяй, только к старости
попытавшийся понять, что жить только
для себя - это, конечно, очень приятно,
но не вполне правильно, - однако этого
так и не понявший. Хэкмен играет
потрясающе и даже если бы там больше не
было ни одной хорошей роли, фильм уже
стоило бы посмотреть, однако в картине
кроме Хэкмена целый букет прекрасных
актерских работ, вполне заслуживающих
внимания.
Гуинет Пэлтроу меня просто
удивила. Честно говоря, я ее никогда не
любил и весьма прохладно относился ко
всем ее фильмам. А здесь... Изумительная
роль совершенно депрессивной и
аутичной девушки, которая никак не
может разобраться со своим внутренним,
а главное внешним миром. Лучше всего по
поводу этой роли сказал Stitch у меня на
кинофоруме, отметив, что: "Гуинет
Пэлтроу удалось блестяще сыграть
Вайнону Райдер". Фраза шикарная, и
мне остается только поаплодировать.
Весьма заметные роли у
братьев Уилсон: Люк играет Ричи
Тененбаума, несчастного парня, всю
жизнь безнадежно влюбленного в свою
сводную сестру, а Оуэн (он вместе с
Андерсоном является автором
сценария) изображает соседского
паренька, близко общавшегося со всем
семейством, который во взрослом
возрасте стал известным писателем, но
зато круто подсел на мескалин.
Анжелика Хьюстон (незабываемая
Мортишия Аддамс) - просто блеск,
особенно в сцене, когда мистер Шерман
признается ей в любви. Неумелые поцелуи
двух немолодых людей среди
археологических раскопок - прекрасный
эпизод. А уж взгляды миссис Тененбаум
на своего непутевого мужа, который то
совсем умирает, то вдруг намерен жить
еще долго и счастливо, мешая счастью
самой Этель - это нужно просто видеть...
А вот Бен Стиллер мне в этом
фильме не очень понравился, но не
столько из-за самого актера, сколько из-за
сюжетной проработки характера. Как-то
несколько большего ожидаешь от юного
финансового гения, который во взрослом
возрасте превратился в холеричного
параноика. Впрочем, играет он хорошо, но
как-то уж слишком традиционно, чем
невыгодно отличается от остальных
актеров, создавших очень яркие и
оригинальные образы.
Билл Мюррей в фильме играет
именно так, как и нужно играть
несчастного мужа Марго. Он тих, печален
и безобиден. Лишь раз Рейли Сент-Клер
взрывается, узнав нечто бОльшее о
внутреннем и внешнем мире своей жены,
но затем снова возвращается в
привычный образ грустного книжного
червя, которому больше так и не
доведется испытать бурных страстей.
Впрочем, нужны ли они ему? Он будет по-своему
счастлив со своими идиотами...
Не знаю, насколько имеет
смысл всем рекомендовать посмотреть
"Семейку Тененбаум". Несмотря на
то, что мне фильм очень понравился, есть
определенные сомнения в том, что он
вызовет похожие эмоции у массовой
аудитории. Тем не менее это очень милая,
депрессивно-оптимистичная, грустно-хулиганская
и довольно умная картина, которая, к
тому же, оставляет еще и очень приятное
"послевкусие".
По настроению ее часто сравнивают с "Семейкой Аддамс" и "Амели", а мне "Тененбаумы" больше напомнили "Быть Джоном Малковичем" - своей оригинальностью и добрым хулиганством. Хороший фильм, однозначно!
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4+ |
очень симпатичная сказка для взрослых
да
Спасибо, пересматриваю всего Андерсона.