- Режиссер:
- Стивен Содерберг
Четыре
"Оскара", два "Золотых глобуса" и куча других американских
наград этого фильма изрядно повлияли не только на критиков, но и на безвестных
(как обычно) переводчиков, которые забыли, что в русском языке нет слов "траффик"
- точно так же, как нет слова "оффис" и "галлерея". Есть
"трафик", "офис" и "галерея". Поэтому прокатное
название этого фильма будем считать не русским переводом, а звуковой калькой
с английского названия, тем более, что эти деятели подобный метод уже опробовали
с фильмом "Дансер". Скоро они совсем
себя перестанут утруждать русскими переводами. А чего - все правильно! Чего
мозги ломать, тем более, что их не так уж и много...>
Впрочем,
критикам куча этих наград тоже не дает покоя. Ну ладно еще - "глобусы"
и награды американской киноакадемии, на которые у нас обычно никто особенного
внимания не обращает. Но "Оскары"!.. Раз "Оскары", да еще
и четыре - так что фильм тянет на треть "Титаника", - значит в кино
должно быть что-нибудь ЭДАКОЕ... СВОЕОБРАЗНОЕ... Чтобы сразу можно было понять
- оскароносный фильм, однозначно.
Но когда критики кино
посмотрели (тем более, что пока еще не
идет коммерческий промоушн картины,
где будут писаться исключительно
восторженные и хвалебные отзывы, чтобы
кассета и диск продавались), то очень
долго и недоуменно мотали головой из
стороны в сторону - ЗА ЧТО "ОСКАРЫ"?
Результатом этого стали совершенно
разгромные рецензии, где критики
доказывают как дважды два: американцы
совершенно одурели и дают "оскаров"
кому ни попадя. А фильмец, между нами,
отстойный. Полный козлизм с
наркотическим уклоном.
Правда, были критики, которым
фильм очень понравился, и они сразу
разразились восторженными возгласами,
перемежаемыми умными и традиционно
туманными фразами о том, что, цитирую:
"Траффик" стал апологией тягучих
взаимоотношений усталых мужчин и
страстных женщин за существование в
абстрактном течении времени,
направляемом исключительно
наркотическим траффиком...", ну и так
далее. Даже Кэтрин-Зета Джонс-Дуглас
названа хорошей актрисой. Потому что,
цитирую, "в чьей абсолютно
натуральной беременности сквозит
какая-то уже совсем нечеловеческая
страсть".
Беременность, врать не буду,
натуральней некуда. Правда, УЗИ при нас
ей не делали, но живот торчит - значит
беременность прогрессирует.
Нечеловеческой страсти я, впрочем, не
заметил, но, быть может, она просквозила
куда-то мимо меня.
Впрочем, я забегаю вперед
паровоза, а мы еще даже не поговорили о
сюжете. Сюжет "Трафика" (уж
простите, я его все-таки буду называть
по-русски), между тем, довольно
непростой. Поскольку картина сделана
на основе довольно длинного
английского сериала (американцы это
любят - делать "блокбастеры" на
основе сериалов), создатели попытались
в один фильм впихнуть сразу несколько
сюжетных линий, которые иногда
пересекаются (в одной из рецензий я
встретил интересную фразу об этих
пересечениях: "это
производит совершенно гальванический
эффект"; если честно, лично на меня
эти пересечения гальванизирующего
действия не оказали, уж больно они
ожидаемы, а на кота Бублика - тем более,
хотя он с интересом следил за
происходящим на экране).
Первая сюжетная линия -
история мексиканского полицейского
Хавьера Родригеса (Бенисио Дель Торо),
который борется с наркотиками и
наркодельцами. Сначала он поступает в
отряд известного и очень влиятельного
генерала Саласара, который ожесточенно
борется с одним из наркобаронов, но
потом, когда выясняет, что на самом деле
Саласар пытается уничтожить одного
наркобарона, чтобы расчистить рынок
другому, связывается с американцами и с
их помощью борется уже с Саласаром. Все
это происходит в Мексике и снято в
однотонном "пустынном" цвете.
Вторая сюжетная линия -
история некоей Хелен Айялы (Кэтрин Зета
Джонс), которая жила себе не тужила в
Сан-Диего под крылышком богатого мужа
Карлоса Айялы (Стивен Бауэр),
разъезжала на мерседесовском джипе,
растила ребенка и собиралась родить
следующего, как вдруг ее мужа забрали
по делу о наркотиках. Причем деловой
партнер ее мужа и близкий друг семьи
Арни Метсгер (Дэннис Куэйд) объяснил ей,
что Карлос - действительно наркобарон,
а его так называемый "порядочный
бизнес" - просто прикрытие, на
которое, безусловно, не купишь их
шикарный дом, отличные машины и все
такое прочее.
Хелен грустит-грустит, и
зрители даже ожидают, что она бросит
негодяйского мужа в его наркоманской
тюрьме, оставит дома все свои
драгоценности, после чего босой и
простоволосой отправится к бедной, но
честной жизни... Однако Хелен
продолжает разъезжать на "Мерседесе",
пользуется благами цивилизации и
постепенно приходит к выводу, что мужа-то
надо из тюрьмы вытаскивать, а то все эти
машины и дома накроются медным тазом. И
тогда Хелен связывается с наемным
убийцей, который должен склеить ласты
единственному свидетелю, показания
которого могут засадить Карлоса очень
и очень надолго ("С конфискацией!" -
мявкнул Бублик, и он был, безусловно,
прав, потому что об этой немаловажной
детали я и забыл.)
Третья сюжетная линия -
история крутого американского юриста
Роберта Хадсона Уейкфилда (Майкл
Дуглас) из Вашингтона, которому даны
огромные полномочия для борьбы с
наркотиками. Роберт активно борется с
этой заразой, пока не выясняет, что его
дочурка Кэролайн (Эрика Кристен) уже
плотно подсела на довольно серьезную
наркоту. Вот тогда Роберту и приходится
выбирать между общественным долгом и
личными проблемами: спасать всю
Америку от наркотиков, наплевав на
дочку, или спасать дочку, наплевав на
Америку. Как ни странно, Роберт выбрал
дочку, и Америке пришлось подождать...
***
Кстати, я вполне разделяю
недоумение тех критиков, которые долго
пытались понять, за что же здесь четыре
"Оскара" и черт знает сколько
других наград. Правда, лично мне
наплевать, кто и за что получил "Оскары",
потому что достоинства фильма я все-таки
привык оценивать по собственным
впечатлениям, а не по мнению каких-то
там академиков, но всегда хочется
разобраться, что же именно привлекло их
внимание.
На мой взгляд, это довольно
средняя картина, которая рассказывает
о давно известной проблеме языком,
которым об этом рассказывали уже раз
пятьсот. Коррупция в сфере
правительственных чиновников Мексики?
Да не смешите нас! Лучше приезжайте в
Россию, чтобы насладиться коррупцией
по полной программе и снять фильм,
который получит все мыслимые и
немыслимые "Оскары". Муж тетки
оказался преступником? Тоже мне,
удивили. Да с таким домом он должен быть
или знаменитым баскетболистом, или
наркобароном. Других вариантов нет.
Дочка у известного папашки
оказалась наркоманкой? Увы, да, так оно
и есть. Причем в жизни почти всегда так
оно и бывает. Потому что с жиру бесятся.
Работать не надо, завтрашний день
определен достаточно давно и
распланирован родителями, а учатся
детки в престижном колледже вместе со
сладкими детками таких же родителей.
Вот и балуются наркотиками, сначала
легкими, потом потяжелее, а затем, как и
полагается, совсем тяжелыми со всеми
вытекающими. И втекающими.
Так что я тоже никак не пойму,
какие такие потрясающие проблемы
решает этот фильм и что новаторского
или хотя бы интересного в том, как об
этом рассказывается... Единственный по-настоящему
интересный сюжет в этом фильме -
история мексиканского полицейского,
причем Бенисио Дель Торо сыграл свою
роль просто блестяще. Это, пожалуй,
единственный "Оскар" (за лучшую
роль второго плана), который сомнений
не вызвал ни у кого.
Майкл Дуглас, который был
приглашен как главная звезда этого
фильма, играет настолько плоско и
невыразительно, что напоминает камбалу
после романтического момента с китом.
Былым Майклом Дугласом не пахнет и в
помине. То ли он старательно
подлаживается под молодую жену, чтобы
ее, упаси бог, не затмить, то ли ему этот
фильм - по барабану. Хотя странно, ведь,
как известно, брат Майкла - наркоман, и
Кэтрин Зита-Джонс даже пыталась ему из-за
этого запретить присутствовать на их
свадьбе.
О Кэтрин Зита-Джонс даже и
говорить нечего. Она в очередной раз
блистательно подтвердила давно
известный факт: актриса она - никакая.
Правда, хотя бы не дрожит постоянно, как
Милла Йовович, что уже хорошо, но
сыграла она в этом фильме под стать
Дугласу - никак. Единственный, кто
неплохо смотрелся в сюжетной линии Сан-Диего
- это Дэннис Куэйд, но у него была
достаточно эпизодическая роль.
"Трафик" получил еще
одного "Оскара" за монтаж... В общем,
там есть интересные монтажные находки.
Правда, окрашивание каждой сюжетной
линии в свой цвет придумал, если я не
ошибаюсь, еще Антониони, но раз
Содерберг это так удачно использовал -
почему бы и нет.
Одно только радует в фильме:
почти нет этих приторных голливудских
хэппи-эндов. Правда, Дуглас дочурку,
вроде как, спас, но глядя на то, как
девчушка тоскливо рассказывает другим
вылеченным о том, что папа с мамой ее
поддержали и сняли с иглы, сразу
вспоминаешь совершенно другое
выражение ее же лица - когда она под
кайфом трахалась с продавцом
наркотиков, после чего понимаешь, что
это еще не хэппи-энд. Ой, не хэппи-энд,
однозначно.
Хэппи-энд, правда, приключился у торговца наркотиками, которого все-таки выпустили, но раз Зло не наказано, а наоборот - торжествует, это не хэппи-энд, а совсем наоборот.
Резюмирую. Фильм посмотреть,
безусловно, можно, только не надо
ожидать от него чего-то особенного. По
моей системе оценок - где-то между
тройкой с плюсом и четверкой с минусом.
Сюжет с Бенисио Дель Торо - на четверку
с плюсом. С Дугласом - на тройку с
минусом. С наркодельцом - эдак на тройку.
Может быть, если вместо Зеты-Джонс
взяли какую-нибудь актрису поприличнее
- фильм бы немного выиграл. Но в общем и
целом, если бы там не было Дель Торо -
это вообще смотреть не имело бы
никакого смысла.
Но почему так восхищались академики?.. А вы у них спросите. Лично мне совершенно не интересно пытаться понять, что творится у них в голове.
Зрелищность | 3+ |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 3 Возрастная категория >16 |
не фонтан
можно
Выходит роль Дугласа в чем-то автобиографична.
Мне, кстати, фильм нравится.