- Режиссер:
- Кэмерон Кроу
Джерри Магуайер (Том Круз) -
успешный спортивный агент, работающий
в крупной компании SMI.
Спортивный агент - это человек, который
должен вовремя угадать в некоем
спортсмене будущую звезду, заключить с
ним агентское соглашение, а дальше, по
мере роста спортивных достижений
своего подопечного, выбивать из
владельцев различных команд все более
и более крутые контракты, причем,
разумеется, не без вполне ощутимой
комиссионной пользы для себя. Джерри
является агентом десятков звезд,
совершает 240 звонков в сутки, не снимает
телефонную гарнитуру с головы даже во
время посещения туалета и держит руку
на куче взволнованных состязаниями
пульсов.
Не беда, что Джерри не
является публичной личностью. Его
почти никто, кроме спортсменов, не
знает в лицо, он не попадает на обложки
журналов, и если даже кто-то из
журналистов и фотографирует
спортивную звезду вместе с его агентом,
то от агента на фотографии остается
максимум кусок уха.
Казалось бы, Джерри должен
быть вполне доволен своей жизнью: он
зарабатывает отличные комиссионные,
любит свою работу и все такое, однако
временами Джерри гложет червячок
сомнения. "Хорошо ли мы относимся к
спортсменам? - думает ночами Джерри. -
Являемся ли мы для них родной матерью
либо же просто, как зловещие хищники,
высасываем все их силы и спортивный
задор, а потом выкидываем на задворки
истории, подыскав себе новую жертву?"
Все эти мысли приводят к тому,
что в очередную бессонную ночь Джерри
пишет на своем компьютере Меморандум -
документ в несколько страниц, в котором
он предлагает компании слегка изменить
губительный для спортсменов путь
взаимоотношения с ними агентов. Агент
должен стать для спортсмена родной
матерью - вот основная мысль
Меморандума. Поэтому агент должен
работать не с десятками спортсменов, а
с единицами - ну, чтобы четко следить,
вовремя ли спортсмен ложится спать, не
болит ли у него животик и не
перетруждается ли он с семейным или
внесемейным сексом перед важными
соревнованиями.
В
SMI Меморандум Джерри вызвал фурор.
Магуайер озвучил те мысли, которые
нередко приходили в голову остальным
агентам. Но те прекрасно понимали, что
бизнес в условиях акульего мира
капитализма не совместим с
родноматерным отношением к
спортсменам, поэтому предпочитали
помалкивать. А Джерри помалкивать не
стал! За это, разумеется, и пострадал -
его уволили, потому что спортивный
агент, проявляющий подобную слабость,
должен идти работать воспитательницей
в детский сад. Ему не место в мире
насилия и зла, которым является
профессиональный спорт.
Причем увольняет Джерри
сладкоречивый Боб Взяткин (Джей Мор) -
тот самый Бобби, который называл Джерри
своим учителем и утверждал, что без
Джерри SMI никогда бы не добилась нынешних
успехов. Но Боб, в отличие от Джерри,
верен идеям мира чистогана. Джерри
проявил слабость - это может подставить
всю контору. Поэтому, Джерри, старина,
ты уволен. Быстро собрал манатки, и
чтобы я тебя, старичок, тут больше
никогда не видел.
Сначала Джерри не понимает,
что это - полное крушение всех надежд из
шести букв, вторая "и". Он думает,
что сумеет сохранить всех своих
именитых клиентов, поэтому достаточно
просто открыть свою собственную
контору и начать успешно конкурировать
с SMI.
Однако действительность грубо
обломала наивные Джеррины мечты.
Клиенты Джерри вовсе не собирались из-за
него рвать с SMI.
В конец концов, SMI - это целая корпорация. А Джерри...
Джерри уволили. Так что он - неудачник.
Зачем же связывать свою карьеру с
неудачником? Нет, старичок, у нас в
Америке, старичок, это не принято.
Поэтому спасибо тебе за любовь и ласку,
говорят почти все его клиенты, но мы,
старичок, остаемся с SMI.
В конце концов, мы к ней привыкли...
И тут Джерри наконец-то
понимает, в какую глубокую заднюшку он
попал со своим пафосным Меморандумом!
Клиентов у него практически не
осталось! Только Род Тайдуэлл (Кьюба
Гудинг-младший), который хочет, чтобы
Джерри стал для него родной матерью, но
который - строго между нами - вовсе не
является лучшим клиентом в мире. Все
остальные перебежали в SMI.
Даже Фрэнк Кушман (Джерри О'Коннелл), чей
отец гарантировал Джерри своим крепким,
как дуб, словом, что Фрэнк останется с
Джерри, - и тот перебежал к Бобу Взяткину.
А уж персонал
SMI,
которых Джерри дружелюбно приглашал в
свою новую контору... Ни один человек не
принял приглашение. Кроме скромной
бухгалтерши Дороти Бойд (Рене
Зельвегер), которая прочитала
Меморандум и была тронута его
составляющей. Впрочем, это
неудивительно, потому что Дороти - мать-одиночка, воспитывающая сына Рэя (Джонатан
Липницки), поэтому идея о том, чтобы
агент стал спортсменам родной матерью,
ее сильно привлекает.
Ну и теперь зрителей ждет
длинная история о том, как между Джерри
и Дороти будет вспыхивать и затухать
светлое чувство и как Джерри будет
ковать из Тайдуэлла суперзвезду.
Потому что, собственно, ничего другого
ему в этой жизни уже не остается...
***
В свое время этот фильм
произвел фурор. Его называли лучшей
романтической трагикомедией
девяностых, а Том Круз после исполнения
роли Магуайра прочно закрепился в
статусе суперзвезды. Причем фильм
действительно достаточно неплохой. Но,
на мой взгляд, пересахаренный - сверх
всякой меры. Эдакий мир спортивных
агентов для домохозяек - правда,
выполненный на очень высоком уровне.
Что нам хотели сказать этим
фильмом? Что агент должен стать
спортсмену родной матерью? Да это же
чушь собачья! Агент зарабатывает
деньги спортсмену и себе. Чем больше
заработает спортсмену, тем больше
заработает себе. Это очень логично и по-спортивному.
Конечно, агент вполне заинтересован в
том, чтобы спортсмен не дурил, не
куксился и не ломал себе копчик перед
заключением нового контракта. Но он не
имеет возможности с каждым спортсменом
носиться как с писаной торбой. У него
этих спортсменов - масса. И у Джерри их
была целая куча, пока он не съехал с
глузда с этим Меморандумом.
Так вот, весь фильм нам
показывают, как Джерри расхлебывал
последствия своего всплеска
самосознания. И фильм вовсе не
доказывает, что Джерри был прав! Просто
ему некуда было деваться, вот он и
обхаживал туповатого Тайдуэлла,
объясняя ему прописные спортивные
истины и стараясь пристроить не
слишком-то удачливого спортсмена. Ну,
по фильму пристроил. Они вроде как
добились успеха. (Это вовсе не спойлер,
это было понятно с самых первых минут.)
Что теперь? Теперь снова-успешный-Джерри
наберет себе кучу новых клиентов, после
чего начнет работать точно так же, как и
в SMI, только уже на себя. Ведь трудно
предполагать, что он откажется снова
зарабатывать кучу денег. В это не
поверят даже домохозяйки. Даже глядя на
восхитительно-сахарную улыбку Тома
Круза...
С тягучей любовной линией в
картине тоже все как-то не фонтан. Ну,
Дороти влюблена в Джерри по уши - это
понятно. Джерри ее ни черта не любит, а
водит шашни, потому что не хочет быть
один, - это тоже понятно. А вот
триумфальное возвращение Джерри к
Дороти в момент триумфа Тайдуэлла (мы
заработали денег, бейби, мы заработали
денег) под соусом "и в момент триумфа
я вдруг подумал, а где, мать вашу, моя
жена?" - это, вообще-то, верх цинизма.
Этот гад ее все равно не любит! А явился
обратно только ради хеппи-энда.
Продюсеры фильма настояли, чтобы
Джерри явился обратно и не портил
домохозяйкам впечатление. И мы с котом
Бубликом подобный подход решительно
осуждаем. Не любишь - не пудри
несчастной женщине мозги. Любишь -
пудри несчастной женщине мозги! Только
так, никак иначе! И спортивные
достижения туповатого, но прикольного
Тайдуэлла тут ни при чем.
Таким образом, сценарий нам с
Бубликом не понравился. Мы понимаем
привлекательность подобного материала
для менее циничных особ, но в данном
случае позволяем себе высказать
собственное мнение - слюняво-сентиментальная
бодяга. Не имеющая никакого отношения к
миру профессионального спорта.
Однако в картине есть
неоспоримые плюсы. Это отличная игра
практически всех главных актеров. Нам
даже Том Круз понравился, уж на что мы с
Бубликом никак не являемся его
фанатами (за исключением фильмов "Магнолия"
и "Цвет денег"). Но здесь Круз
сыграл вполне достойно, хотя и вполне
традиционно. Где надо - нахмурил бровки,
где надо - виновато улыбнулся, где надо -
слегка поистеричничал. Но достойно,
врать не будем.
Совершенно неожиданно нам
также весьма понравилась Рене
Зельвегер, и это второй удивительный
факт, учитывая наше весьма прохладное к
ней отношение. Да и роль была, в общем-то,
не сильно выигрышная (с нашей точки
зрения) - несчастная разведенка,
влюбленная в неудачника... Но Рене
ухитрилась сыграть ее весьма и весьма
достойно, обойдясь без ложного пафоса,
так что тетка получилась - какая надо
тетка. Жизненная. Очень хорошая роль,
просто наши ей комплименты.
Но лучше всех в фильме
выглядел тоже не сильно нами любимый (прям
какое-то сборище нелюбимых, но
понравившихся актеров) Кьюба Гудинг-младший.
Ну такой у него придурковато-прикольный
получился этот футболист Тайдуэлл -
просто блеск! И как он строит своего
агента, и как он искренне обижается на
невнимание, и как он милуется со своей
боевитой женой, и как он радуется в
финале... В общем, отличная роль, просто
отличная. Кстати, Гудинг за нее получил
вполне заслуженного "Оскара" -
единственного в своей карьере. Плюс - за
эту же роль он получил еще не менее
десятка весьма престижных премий и
номинаций на них.
Резюмирую. Актерская игра -
отличная. Постановка - приличная.
Сценарий, на мой взгляд, сопливая фигня.
Но это на мой взгляд. Дамам фильм очень
нравится, они на нем плачут - имеют
полное право. Я же, как известно, плачу
только при просмотре одного-единственного
эпизода - когда Доктор Зло узнает, что
Найджелл Пауэр - его отец. "Татусик!"...
***
- Этот фильм на сайте IMDB;
- Рецензия Джона Сильвера;
- Дневник;
- где можно обсудить рецензию и фильм.
Зрелищность | 3 |
Актерская игра | 5- |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 3 |
слабенькое кино с отличной актерской игрой
решайте сами