- Режиссер:
- Майкл Мур
- В ролях:
- Майкл Мур, Джордж Буш
Вердикт кота Бублика
Велюров и Майкл Мур
В
этой двухчасовой "документальной"
ленте неопрятный толстячок Майкл Мур
сделал массу совершенно потрясающих
открытий. Таких открытий, что просто ум
за разум заскакивает! Во-первых, Мур
выяснил, что Соединенные Штаты - и, в
частности, Джордж Буш-старший - имели
всякие фигли-мигли с Саудовской
Аравией. Вот такая вот подлая
гнуснятина! Нефть и все такое. Такие
фигли-мигли имел старший Буш, что он
даже, между прочим, неоднократно летал
к саудовским арабам, неплохо с ними
выпивал и всячески общался.
Во-вторых, Мур с невероятным удивлением обнаружил, что семейство Бен Ладенов в Саудовской Аравии - одно из самых богатых и влиятельных. В-третьих, Мур раскрыл жуткую государственную тайну: оказывается, Джордж Буш, нынешний президент, очень часто отдыхает. Играет в гольф, стреляет по тарелочкам и так далее, в то время как страна находится в жуткой опасности.
В-четвертых,
Мур выяснил, что папаша Буш
неоднократно помогал своему сынку,
устраивая этого недотепу в различные
нефтеносные и судьбоносные компании. В-пятых,
Мур с помощью совершенно кошмарных
усилий и с риском для жизни выяснил, что
саудовское посольство в Штатах
охраняется американскими же
полицейскими! Не саудовскими, не
уругвайскими, а нашими же (то есть их же),
штатовскими.
В-шестых,
Мур каким-то чудом раскопал, что США
стали мочить Саддама Хуссейна вовсе не
потому, что обоим Бушам не нравятся его
усы, а потому, что с Ираком связаны
важные нефтяные интересы Америки. В-седьмых,
Мур совершенно ужаснулся, обнаружив,
что война - это очень грязная штука,
приводящая к гибели людей. Ну и в-восьмых,
и это открытие тянет как минимум на
нобелевку, Мур узнал, что армейские
вербовщики вовсе не говорят молодым
парням, которых они приглашают в армию,
о том, что им придется воевать и их даже
могут убить. Вербовщики, как выяснил
Мур, говорят парням, что армия - это
"малина", где можно играть в баскетбол на
музыкальных инструментах.
В
общем, на самом деле Мур раскопал еще
много чего, но перечислять его
гениальные открытия вряд ли имеет
смысл. Кому надо - может посмотреть эту
самую коммерчески успешную агитку в
мире, чтобы насладиться муровскими "разоблачениями"
и открытиями...
Что
собой представляет "Фаренгейт 9/11"?
На мой взгляд, редкостную дешевку.
Причем по очень многим причинам.
Причина первая - там бешеное количество
натяжек и явного передергивания. Майкл
Мур действительно искренне ненавидит
Джорджа Буша, и эта ненависть ему
настолько застила глаза, что я не
понимаю, почему этот фильм называют
документальным. Это не документальное
кино. Это вольное эссе на тему "Джордж
Буш - редкостный козел", причем, чтобы
доказать этот немудреный постулат, Мур,
в общем-то, не гнушается ничем.
Вы
думаете, этот парень действительно
озабочен судьбами Америки? Да ни черта
подобного! Ему нужно было обложить Буша
с головы до ног - он это сделал. И
смотрится это тем более паршиво, потому
что ряд претензий Мура к Бушу - более
или менее справедливы. Но справедливые
претензии не сильно прилично выглядят
на фоне явных и довольно гнусных
передергиваний, большинство из которых
не просто не делают Муру чести, а
характеризуют его как человека
мелочного и подловатенького.
Кроме
того, Мур очень здорово прокололся в
начале фильма. Он вставил в картину
эпизод о том, как Буш советует ему, Муру,
найти более подходящую работу. После
этого уже нет смысла докапываться до
причин, по которым Мур сделал этот
фильм, - они просто лежат на поверхности.
Это именно личная месть гражданина
Мура. Месть, не скрою, грандиозная. За
это даже можно было бы уважать Мура,
если бы не вполне естественное в данном
случае чувство брезгливости.
Этот
парень действительно напоминает
Доренко и Хинштейна. Правда, тут есть
несколько отличий. Доренко и Хинштейн
свои великие "разоблачения"
делали и делают за деньги (оплата
вперед, сэр, наличными, сэр), а Мур
топтался по Бушу в расчете на будущие
прибыли. А может быть, и я вполне это
допускаю, даже не из расчета на будущие
прибыли, а просто из любви к искусству
ненависти по отношению к Джорджу Бушу.
Но мне, если честно, все равно, какими
целями и задачами он в данном случае
руководствуется, потому что он никак не
похож на пламенного борца.
Во
всем этом есть что-то глубоко фальшивое.
В том смысле, что не цепляет. Я не верю,
что Мур искренне сочувствует женщинам,
потерявшим сыновей в Ираке. И я не верю,
что он искренне сочувствует иракцам и
американцам. У этого парня есть две
четко различимые задачи: пнуть Буша в
интимные места, и в этом он вполне
искренен, а также выставить себя эдаким
борцом за свободу и демократию, и в этом
он вполне фальшив.
Мур
работает по достаточно нехитрой, но тем
не менее эффективной схеме. Во-первых,
он излагает несколько вполне
общеизвестных истин, которые
преподносит как откровение. Во-вторых,
он действует на уровне вполне
примитивных ассоциативных визуальных
рядов - страна в опасности, а Буш играет
в гольф, страна в опасности, а Буш
беседует с детишками и так далее.
Прием этот достаточно дешевый.
Недостойный уважающего себя режиссера.
Зато вполне часто используемый всякими
доренковскими хинштейнами... Ну и в-третьих,
занимается откровенной демагогией,
подтасовками и натяжками.
Один
и тот же стакан с водой может быть
наполовину пустым, а может быть
наполовину полным - все зависит от угла
зрения. Задумчивость на лице Буша можно
объяснить заботой о судьбах страны, а
можно врожденным идиотизмом. Когда
Муру нужно что-то доказать (а он не
всегда сам понимает, что именно ему
хочется доказать), он сгребает кучу
каких-то фактов, более или менее
укладывающихся в его теорию,
отбрасывает все то, что в эту теорию не
укладывается, после этого печет свой
кинематографический пирожок, попутно
откровенно юродствуя.
Я
не понимаю, о каком искусстве здесь
может идти речь и о каком режиссерском
мастерстве. Если первая половина
фильма - ну еще туда-сюда, причем это все
до боли напоминает расследования "Совершенно
секретно", то вторая - это просто верх
непрофессионализма. Всю вторую
половину фильма Мур мусолит (по-другому
это и не назовешь) несчастную женщину,
потерявшую в Ираке сына, и временами
очень хочется этому Муру засунуть куда-нибудь
в ухо его же камеру - просто чтобы он
оставил эту женщину в покое. Он
действительно настолько лицемерен и
циничен, что, ни на минуту не
задумываясь, использует людские
трагедии только для того, чтобы опять-таки
пнуть Буша? Да чем он тогда лучше этого
Буша?..
Остается
ответить только на один вопрос: что за
массовая истерия с этим фильмом? Что за
аплодисменты в Каннах, что за детский
восторг старины Квена?.. Достоверно на
это ответить трудно. Но есть некоторые
предположения... Во-первых, у европейцев
далеко не так много кухонных политиков.
Это у нас так повелось в советские
времена, что четверо из пяти взятых
наобум людей отлично разбираются в
современной политике и прекрасно знают,
кто с кем против кого дружит и какая
хунта зачесалась в Гондурасе. А у них
этих политиков - кот наплакал, вот лента
Мура и явилась каким-то откровением. Во-вторых,
европейцы почти не знакомы с системой
телекиллерства. Увидели бы они хоть
одну передачу Доренко (если бы он мочил
не Лужкова, а того же Буша) - Мур тут же
бы нервно курил в сторонке, а Доренко
получил бы получасовые аплодисменты
зала и личный поцелуй товарища
Тарантино. Ну и в-третьих, признанием
этого фильма европейцы (и некоторые
американцы) выказывают свое отношение
к политике США. Таким образом, их
аплодисменты - это не столько признание
кинематографических заслуг Мура,
которые лично для меня весьма
сомнительны, сколько некая
демонстрация протеста.
В
общем, я не в восторге от этой "документальной"
ленты. И не понимаю ажиотажа вокруг нее.
Личность самого Мура у меня вызывает не
меньшее, а даже большее раздражение,
чем личность старательно
обкладываемого им Буша. Мур - очень
противный парень, который сделал
достаточно противное документальное
кино, а тот факт, что в нем содержатся, в
общем, вполне правильные постулаты -
истинные причины иракской войны и так
далее, - фильм не делает лучше, чем он
есть. Скорее даже хуже. Потому что Мур -
он совсем не тот, за кого себя выдает.
Он просто подловатый щекастый толстяк,
который поставил себе задачу как
следует обложить Буша. Задачу он
выполнил. А тот факт, что это ему еще и
принесло несколько десятков миллионов
долларов, явно показывает, что парень
выбрал вполне правильное направление.
Он нащупал золотую жилу в
канализации и прослыл истинным борцом
за свободу. Толстячок еще долго будет
плавать на поверхности, потому что
такие толстячки - они, вообще-то, не тонут.
Зрелищность | 3 |
Актерская игра | - |
Режиссерская работа | 3 |
Сценарий | 3 |
Хинштейн мочит Рушайло
решайте сами
Лучше не скажешь.