- Режиссер:
- Дэниэл Барбер
Гарри
Браун (Майкл Кейн) - пенсионер, живущий в
дешевенькой квартирке довольно
гнусного райончика. Из близких
родственников у него осталась только
жена, которая тяжело больна и давно
находится в больнице. Одно из немногих
оставшихся развлечений у Гарри - играть
в шахматы в пабе со своим старым другом
Леонардом (Дэвид Брэдли).
Как-то раз Леонард признается Гарри в том, что он смертельно испуган. Молодая шпана под предводительством некоего Ноэля Уинтерса (Бен Дрю) изводит Леонарда - что-то они там с ним не поделили. Пенсионер постоянно получает угрозы и серьезно опасается за свою жизнь. Гарри советует Леонарду заявить в полицию, тот отвечает, что уже обращался в полицию, но они ничего не смогли сделать. Поэтому Леонард достал где-то старый штык-нож и постоянно носит его с собой - для обороны.
На
следующий после этого разговора день в
дом к Гарри приходят два полицейских -
детектив Элис Фрэмптон (Эмили Мортимер)
и детектив Терри Хайкок (Чарли Крид-Майлс).
Он сообщают, что Леонарда убила банда
Уинтерса.
Шпану арестовывают, однако, так как свидетелей случившемуся нет, никто из молодняка не колется (они не такие уж и дураки), а при Леонарде нашли оружие - в результате через некоторое время всю банду отпускают, потому что перспективы судебного дела в данном случае крайне низки. По всему выходит, что Леонард напал на молодняк, а они просто защищались.
Гарри
в шоке от того, что происходит. Детектив
Фрэмптон сочувствует ему, но объясняет,
что в данном случае ничего нельзя
сделать. И тогда Гарри, который в юности
служил в британском спецназе и прошел
через беспорядки в Ирландии, начинает
свое собственное расследование. Теперь
он сам себе - детектив, судья и палач.
Если полиция не может защитить
пенсионеров от этих подонков, то
пенсионеры начнут защищать сами себя.
***
Во
время просмотра "Гарри Брауна" на
ум приходят сразу два фильма - "Гран
Торино" Клинта Иствуда и "Ворошиловский
стрелок" Станислава Говорухина.
Причем в первую очередь всплывает в
памяти именно "Ворошиловский
стрелок", потому что его сюжет очень
похож на сюжет "Гарри Брауна". Оба
главных героя в этом фильме - старики-пенсионеры.
Оба участвовали в войне и имеют
серьезные навыки владения оружием. У
обоих молодые подонки надругались над
близкими - у Гарри Брауна убили друга, у
главного героя "Ворошиловского
стрелка" изнасиловали внучку.
В
обоих фильмах службы охраны порядка
ничего не могут сделать: в "Гарри
Брауне" из-за отсутствия прямых улик
и нерешительности полиции, в случае "Ворошиловского
стрелка" - из-за коррупции: один из
насильников - сынок большого
милицейского начальника.
Ну и как результат этих событий - в обоих фильмах старики достают оружие у местного криминалитета и начинают вершить свой собственный суд.
"Ворошиловского стрелка" мы в данном случае обсуждать не будем - речь не о нем. Просто отметим сходство подхода: в условиях беспомощности или коррумпированности полиции пришедшие в отчаяние старики берут дело в свои руки.
Фильм
"Гарри Браун" получил в
Великобритании очень прохладную
критику и хорошие отзывы зрителей (на
IMDB у него рейтинг 7,5 при более 8 тысячах
голосов - это очень хороший показатель).
Критики упрекали режиссера Дэниэла
Барбера в однобокости: мол, в его
картине весь молодняк - негодяи, уроды и
закоренелые преступники. И даже
школьницы - подружки-подстилки у этих
уродов. "Где наши прекрасные
великобританские юноши и девушки? -
восклицали критики. - Почему Барбер не
показал молодежь, тянущуюся к знаниям,
к светлой жизни? Почему там одни
подонки?"
Претензии
критиков выглядят несколько странно.
Барбер показал конкретный
неблагоприятный район (район и в самом
деле жуткий: депрессия наступает даже
от вида этих кошмарных домишек, в
которых живут Гарри Браун и Леонард
Эттуэлл) и конкретную молодежную банду,
в которой на самом деле тоже не все так
однозначно. Ноэль Уинтерс - из семьи
известного криминального авторитета.
Папаша Ноэля получил серьезный срок, а
сынишка, гордясь своим боевым
родителем, надеется в будущем стать
таким же крутым. Его подручный Карл (Джамал
Дауни) - тоже звереныш, эдакий волчара
со взглядом исподлобья.
А
вот остальные члены банды - скорее
запуганные сопляки из неблагополучных
семей. Один в семье постоянно
подвергается сексуальному насилию,
другого плотно подсадили на наркоту -
словом, они скорее жертвы
обстоятельств, хотя совершаемые ими
преступления это никоим образом не
оправдывает.
В данном случае самосуд, устроенный пенсионером Брауном, выглядит вполне закономерным итогом того беспредела, который творится в районе. Раз полиция ничего не может с этим сделать, значит, старому Гарри придется браться за оружие - с его возрастом, эмфиземой и прочими "радостями".
Сцена,
в которой Гарри приходит к местному
наркодилеру, чтобы приобрести оружие,
снята просто блестяще. Конопляный сад,
зеленоватая рожа наркодилера-упыря,
который сам плотно сидит на своем же
товаре, - это что-то с чем-то. По уровню
напряжения (ведь у Гарри на самом деле
нет денег, чтобы приобрести пару
хороших стволов, и ты понимаешь, что
сейчас должна начаться бойня) это все
сделано на очень высоком уровне. Ну и
упырь - один из самых ярких и зловещих
персонажей из всего, что я видел. Его сыграл
актер Шон Харрис, который сам вырос в окружении
подобных типов - он говорил об этом в интервью.
Как
тут сыграл сэр Майкл Кейн? Замечательно
сыграл, как и обычно. Он изобразил
именно пенсионера, вспомнившего
некоторые вещи из того, чему его учили в
спецназе, а не какого-нибудь Джейсона
Борна. Персонажа Кейна даже
коротенькая пробежка укладывает на
больничную койку с его-то эмфиземой,
так что никакого супергеройства он тут
не показывает. Кейну тут, к сожалению,
мало где есть развернуться чисто
сценарно, однако ряд эпизодов он делает
только за счет своего незаурядного
мастерства и опыта.
Второй
главный персонаж в фильме детектив
Элис Фрэмптон - на мой взгляд, полнейший
мискастинг. Эмили Мортимер здесь и
играет на редкость неубедительно, и на
полицейского детектива похожа так же,
как я - на балерину. Я еще понимаю, когда
в "51-м штате"
она сыграла загадочную тетку-киллера
Дакоту - вот там ей это шло. Но тетка-киллер
с непроницаемым выражением лица,
которая, сидя на крыше, расчехляет
оружие и шлет кому-нибудь пулю в лоб, -
это одно. А бытовая драма и дама-полицейский,
работающая в гнусном районе и при этом
выглядящая и ведущая себя, как
старшеклассница, - оно как-то сильно
удивило. Ну не ее эта роль абсолютно.
С
финалом Барбер, в общем-то, не дотянул.
Держать весь фильм на хорошем уровне
саспенса, показывать все достаточно
натуралистично и создавать
определенную атмосферу, а в
заключительной сцене в баре скатиться
к явной голливудщине в худшем ее
проявлении - вот это он, на мой взгляд,
совершенно зря. Это заметно снизило
впечатление.
Тем не менее фильм получился, на мой взгляд, неплохой. На четверку с минусом. И прежде всего, конечно, из-за Майкла Кейна и умения режиссера ярко создать определенную атмосферу. Мне этот райончик и этот упырь из конопляного сада прямо-таки врезались в память.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 3 |
неплохо
можно
Ага, спасибо большое, а то я не мог выяснить, как звали упыря в фильме.
Как тут сыграл сэр Майл Кейн?
Эмили Мортимер здесь и играет на редкость неубедительна,
Исправил, спасибо большое.
Отличный фильм, посмотрел на одном дыхании. Единственное что напрягало - полиция показана какими-то трусливыми недоумками, особенно эта тетка.