- Режиссер:
- Вуди Аллен
- В ролях:
- Вуди Аллен, Трит Уильямс, Тиа Леони, Джордж Хамильтон
Вуди Аллен.
Признаюсь,
у меня несколько сложные отношения с
Вуди Алленом. То есть, конечно, с
фильмами Вуди Аллена, потому что Вуди
Аллена как человека я практически не
знаю. Точнее, знаю практически
досконально, потому что он сам о себе в
картинах постоянно рассказывает, но я
имею в виду вовсе не это... По-моему, я
запутался. Итак, у меня довольно
сложные отношения с фильмами Вуди
Аллена - в том смысле, что некоторые из
них мне очень нравятся (например, "Сладкий
и гадкий"... правда, это, вроде,
единственный фильм, где не снялся сам
Вуди), а от некоторых я в жутком
недоумении - как это вообще можно
называть фильмом, ведь это какая-то
совершенно дурацкая поделка (яркий
пример - "Хватай деньги и беги").
Тем
не менее к самому Вуди Аллену я
отношусь очень хорошо и его фильмы
стараюсь смотреть. И не потому что он,
безусловно, умен и забавен. А потому что
он чуть ли не единственный из подобного
рода людей сумел свои комплексы, фобии
и неврозы поставить на службу самому
себе. Подавляющее большинство
закомплексованных невротических
созданий запираются в квартире и
предаются самоуничтожению, а Вуди
Аллен своих внутренних тараканов
выпускает на экран - и имеет
определенный успех. Причем вполне
заслуженный.
Второй
фактор, который заставляет меня
уважать данного режиссера, - это его
полная независимость от Голливуда. Он
всегда снимает что хочет и как хочет, а
лучшие голливудские звезды считают за
честь появиться в его картинах, получая
совершенно символическую плату. И
третий фактор - в Голливуде Вуди Аллена
уважают. Хотя обычно Голливуд подобных
бунтарей не признает. Но здесь
совершенно особенный случай - Голливуд
признал право Вуди Аллена на
самоопределение. Не право наций на
самоопределение, как призывал дедушка
Ленин, а право отдельного Вуди Аллена
на его отдельное вудиалленовское
определение.
Фильм "Голливудский финал" рассказывает вовсе не о крахе Голливуда. Хоть я обычно и стараюсь избегать спойлеров, но на этот раз придется сказать прямо: спите спокойно, жители Багдада, с Голливудом ничего не случилось. Под словом "финал" подразумевается финал самого фильма - голливудский, счастливый, - а не финал всего Голливуда как такового...
О
сюжете. Вэл Ваксман (Вуди Аллен) -
знаменитый в прошлом голливудский
режиссер, вышедший в тираж. Когда-то
давно он получил пару "оскаров",
однако те времена давно прошли, и Вэл
вынужден снимать рекламу прокладок где-то
в Канаде, где ходят страшные плотоядные
лоси, завывают ветры и засыпают снега -
не в смысле спят, а в смысле - засыпают
Вэла Ваксмана.
Почему
такое произошло? Как случилось так, что
знаменитый режиссер дошел до прокладок
таких? На самом деле вся проблема - в
самом Вэле. С ним невозможно работать.
Он одержим массой комплексов, неврозов
и фобий, он непрерывно занимается
самокопанием и спорит с продюсерами. А
Голливуд не любит, когда невозможно
работать! Он любит, когда возможно
работать, особенно если в фильм вбухано
черт знает сколько миллионов, и их
нужно вернуть с хорошей прибылью.
Но
вдруг перед Вэлом забрезжил рассвет.
Крупнейшая голливудская компания,
руководимая Хэлом Джегером (Трит
Уильямс), решила доверить Ваксману
снять фильм стоимостью в шестьдесят
миллионов долларов! Впрочем, сам по
себе Хэл никогда бы не обратился к Вэлу,
однако Джегера в этом убедила его
невеста Элли (Тиа Леони), которая когда-то
давно была женой Ваксмана и бросила
режиссера ради миллионера и красавца
Хэла. Да-да, у Элли есть комплекс вины
перед Ваксманом, поэтому она буквально
уломала руководство студии доверить
картину Вэлу.
Ваксман
счастлив! У него появился шанс! И он в
бешенстве! Потому что картину
предстоит делать для Хэла - того самого
мерзавца, который увел его жену Элли! И
теперь Вэл в жутком раздрае! Ему надо
делать картину, ему надо высказать Элли
все, что он о ней думает, но ему нельзя
ссориться с Элли, так что необходимо
общаться с ней только на
профессиональные темы. Кроме того, Вэлу
нужно пристроить в картину свою
нынешнюю подружку, никому не говоря о
том, что это его подружка, также ему
следует улыбаться Хэлу, этому мерзавцу,
который увел... Впрочем, об этом Вэл уже
думал.
Короче
говоря, не с лучшими чувствами он
впрягается в эту работу, и его нервы
подводят в самый решительный момент -
Вэл ослеп. Причем он совершенно здоров.
У него нет опухоли в мозгу, его
зрительный нерв в порядке. У него
просто нервическая слепота. Такое
бывает у закомплексованных невротиков
с манией величия. Что теперь делать?
Полный провал по всем фронтам? Казалось
бы - да, полный провал! Режиссер ослеп
еще до съемок первого дубля. Причем
нервически ослеп, а не в результате
несчастного случая...
Но агент Вэла убеждает режиссера начать работу. В конце концов, это его последний шанс! И есть масса ухищрений, помогающих скрыть этот небольшой недостаток у режиссера. Подумаешь, ни черта не видит! Большинство современных голливудских режиссеров снимают так, как будто они не только ни черта не видят и не слышат, но и вообще у них отрубили голову давным-давно...
***
Забавный
фильм, нам с Бубликом понравилось.
Правда, он чуть-чуть затянут и чуть-чуть
- самую малость - нудноват, но смотрится
вполне динамично, диалоги неплохие, а
главное - благодаря Вуди Аллену
большинство эпизодов развиваются
совсем не так, как предполагаешь. Не так,
как в обычных голливудских фильмах.
Аллен остался верен себе во всем - и это
приятно. Даже голливудский финал он
сделал совершенно по-алленовски, а не
по-голливудски, хотя некоторые зрители
и критики все-таки купились на верхний
слой этого финала. Они не стали копать
глубже, а это напрасно, потому что в
фильмах Вуди всегда надо копать чуть
глубже - это закон такой.
В
фильме очень много вполне
традиционного Вуди Аллена - грустно-смешные
диалоги рефлексирующего человечка,
умеющего быть забавным, жалким и
трогательным. Несмотря на то что он, в
общем-то, ничего не добавил к своему
традиционному типажу и традиционным,
старательно пестуемым, особенностям
своего же характера, - все равно это
смотрится хорошо, хотя и знаешь почти
наверняка, что он скажет в следующем
диалоге...
Тиа
Леони в роли Элли - более или менее
понравилась. Не понравилось только то,
что сам Вуди Аллен сделал ее роль
довольно плоской и однобокой - видимо,
для того, чтобы она не заслоняла собой
персонаж Аллена. Элли в фильме
старательно заглаживает свою вину
перед бывшим мужем, с которым она
рассталась уже десять лет назад,
покорно выслушивает все его несносные
капризы (из-за которых, между прочим,
она от него и сбежала) и самым наглым
образом обманывает и со страшной силой
подставляет своего нынешнего жениха.
Неубедительно. Причем совершенно
неубедительно. Тиа Леони играет вполне
неплохо, но за такую алленовскую
трактовку этой роли Аллену мы с котом
Бубликом не скажем спасибо, нет!
Наоборот, мы ему скажем, что давно
ушедшие жены с давно брошенными
мужьями себя так не ведут. И нынешним
женихам такие подлянки не подстраивают.
Причем Аллену это и самому очень и
очень хорошо известно, так что пусть не
делает вид, что он отображает жизнь -
никакая это к чертовой матери не жизнь,
а одна профанация.
Трит
Уильямс в "Голливудском финале"
получил достаточно неожиданную для
себя роль киномагната. Обычно Уильямс
играет каких-то маргиналов, а тут -
крутейший продюсер-миллионер:
породистый вид, богатые костюмы, слегка
снобистское поведение... Но тоже сам
типаж не дотягивает - уж больно он какой-то
аморфный (именно по сценарию, а не
благодаря игре Уильямса) и не умеющий
настоять на своем. Как-то он совсем
спокойно воспринимает тот факт, что...
Впрочем, не буду рассказывать, чтобы
было интересно смотреть.
А
посмотреть этот фильм вполне можно.
Особенно если вы понимаете, в чем
вообще кайф фильмов Вуди Аллена.
Основной кайф там, в общем, заключается
только в одном: это совершеннейший Вуди
Аллен. Никак не Голливуд. Совершенно
свои правила постановки и свои правила
игры. Причем Голливуд этого режиссера
все-таки признал, хотя обычно подобного
пренебрежения своими законами в
Голливуде не прощают. Но Аллену
разрешили быть самим собой. Точнее, он
сам себе это разрешил, он этого добился.
Он таковым был, есть и будет.
P
Зрелищность | 4- |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4 |
традиционный Вуди Аллен
можно