Рейтинг Экслера: 7,5
- Режиссер:
- Рон Хоуард
Краткий пересказ фильма от кота Бублика
Гонки "Формулы" для нас - родимый дом.
Первым делом, первым делом на пит-стопы,
Ну а девушки, а девушки на финише.
Песня гонщиков "Формулы" в интерпретации кота Бублика
70-е
годы ХХ века, все более и более
набирающие популярность гонки "Формулы-1".
Параллельно с "Формулой-1"
существуют также соревнования "Формула-2"
и "Формула-3", где и денег на порядок
меньше, и машины на порядок дешевле, но
пилоты, участвующие в "Формуле-3",
разумеется, мечтают, что их заметят и
когда-нибудь возьмут в "Формулу-1".
В фильме рассказывается о соперничестве двух именитейших гонщиков "Формулы" - британце Джеймсе Ханте (Крис Хемсуорт) и австрийце Ники Лауде (Даниэль Брюль).
Они оба начинали с "Формулы-3". У Ханта был спонсор - лорд Хэскет (Кристиан Маккей): отпрыск богатого рода, большой любитель гонок и всяческих развлечений. Лорд Хэскет организовал команду для "Формулы-3", и Хант там был главным пилотом.
Ники
Лауда сам был отпрыском очень
состоятельной венской семьи, однако не
стал продолжателем дела предков, а с
головой ушел в такое сомнительное с
точки зрения родителей дело, как гонки
"Формулы-3".
Однако на гонках "Формулы-3" Лауда не показывал каких-то заметных результатов, и, когда он понял, что у него почти нет шансов попасть даже в "Формулу-2", Ники взял кредит в банке и купил себе место в команде "Марч", выступающей в "Формуле-2". В конце концов он все-таки попал в "Формулу-1" (не без помощи еще одного банковского кредита): Лауда выступал за команду "БРМ", где подружился с другим пилотом - Клеем Регаццони (Пьерфранческо Фавино). В какой-то момент Регаццони пригласили в команду Ferrari, ну и так как он перед руководством хорошо отозвался о Лауде - Ники также пригласили в Ferrari.
Тем
временем Хант уговорил лорда Хэскета
вложиться в гонки "Формулы-1" - мол,
на этой "Формуле-3" можно до конца
жизни прозябать в неизвестности, Хэскет
рискнул создать команду, не отступая при
этом от своих принципов получать от
жизни все и даже больше, и Хант также
начал выступать в "Формуле-1" -
правда, на недорогом и не слишком мощном
болиде.
С этого момента началось длительное противостояние Ханта и Лауды. В 1975 году Лауда стал чемпионом мира. Но уже в 1976 году Хант, в конце концов попавший в команду McLaren, был четко настроен отобрать у Лауды чемпионство.
***
Ники
Лауда и Джеймс Хант - реально
существовавшие пилоты "Формулы-1", и
этот фильм, в общем-то, рассказывает об
истории их соперничества, более или менее
строго придерживаясь известных фактов.
Обычно, когда создаются биографические картины об известных людях (так называемые "биопики" или "байопики" - от англ. biopic), в угоду кинематографичности определенные события их жизни могут меняться или трактоваться не совсем правильным, а иногда и прямо противоположным образом.
Однако
режиссер Рон Хоуард в "Гонке"
постарался максимально точно (хотя,
разумеется, и с некоторыми неизбежными
сокращениями и упрощениями) рассказать
об истории противостояния двух
знаменитых пилотов семидесятых гонки
"Формула-1".
Их
противостояние также было интересно тем,
что Хант и Лауда имели принципиально
различные характеры и разное отношение
к жизни. Хант был красавец, гулена и
бабник. Он всем нравился, легко заводил
друзей, а гонки для него были средством
прославиться и заработать много денег.
Тем не менее он был очень способным
пилотом, действующим временами
безрассудно, но именно это позволяло ему
добиваться хороших результатов.
Лауда,
напротив, был педантом и
перфекционистом. Он фанатично
тренировался, много времени уделял
изучению и тестированию болидов, во
время гонок никогда не рисковал сверх
необходимого, и эта прямо
противоположная по отношению к Хантовой
тактика в конце концов привела Лауду к
чемпионству.
Хоуард
в картине хотя и противопоставляет
Лауду Ханту, однако мы видим, что они оба
становятся чемпионами. Просто Лауда
становится чемпионом благодаря своей
целеустремленности к победе,
аналитическому разуму и фантастической
силе воли, а Хант добивается
чемпионского титула почти
исключительно на эмоциях и на том, что во
время гонок он умел отключать чувство
самосохранения и действовать по
принципу "или пан, или пропал".
С
другой стороны, какая разница, за счет
чего тот или иной добились победы? Они
оба были очень талантливыми, они
оставили заметный след в истории "Формулы-1",
только Хант, добившись чемпионского
титула, очень быстро ушел из гонок и стал
телеведущим (правда, не сразу, как в
фильме, но буквально через два года
после получения титула, и эти два года он
выступал крайне неудачно), а Лауда еще
два раза был чемпионом "Формулы-1": в
1975-м, 1977-м (после Ханта, который стал
чемпионом в 1976 году) и аж в 1984-м - через семь лет
после своей победы.
Хоуард очень скрупулезно подбирал актеров на роли Ханта и Лауды, а также на роли их жен.
Оно, конечно, для кинематографа сходство актера с изображаемым им персонажем - вовсе не главное, но когда оно все-таки присутствует - это производит заметное впечатление. Хоуард в конце фильма вставил реальные кадры с Хантом и Лаудой - и там было видно, насколько замечательно с точки зрения внешности и типажа подобраны актеры Крис Хемсуорт, Даниэль Брюль, Оливия Уайлд и Александра Мария Лара. Смотрите сами (картинки с сайта Historyvshollywood.com).
Вот пилоты.
А это их жены.
Но сходство сходством, а как они сыграли и что вообще получилось у Хоуарда?
Хемсуорт
и Брюль сыграли, на мой взгляд, на
отлично. Персонажи получились яркие,
характерные и предельно непохожие.
Хемсуорту очень идет играть обаятельных
раздолбаев, а тут как раз был не просто
обаятельный раздолбай, а обаятельный
раздолбай, который упорно нацелен на
победу, чтобы уже потом раздолбайничать
по полной программе. И я вам так скажу:
нет ничего симпатичнее
целеустремленного раздолбая, который
сначала добивается (СНАЧАЛА ДОБЕЙСЯ!), а
потом уже раздолбайничает. Впрочем, в
жизни Хант и до победы много чего себе
позволял, но он же победил, правильно?
Актера Даниэля Брюля российские зрители знают по фильму "Гуд бай, Ленин!", где он играл главную роль вместе с Чулпан Хаматовой, и по "Бесславным ублюдкам", где он играл героя-снайпера Фредриха Цоллера.
Кстати,
по происхождению Брюль - вовсе не
австриец, как Ники Лауда, а наполовину
немец, наполовину каталан: его настоящее
имя Даниэль Сезар Мартин Брюль Гонсалес
Доминго. Он свободно говорит на немецком,
испанском и каталанском. И для фильма
ему приходилось тщательно имитировать
австрийское произношение (в картине
немало сцен, где Лауда говорит по-немецки
со своей женой). И для большего сходства
с Лаудой Брюлю также пришлось носить
специальное устройство, изменившее ему
прикус под своеобразный прикус Ники.
Брюль
отлично смотрелся в роли Лауды: он играл
педанта-перфекциониста со скверным
характером, который очень трудно
налаживает отношения с людьми и
которого никто не любит, однако его
персонаж (как и в жизни) вызывал большое
уважение своей целеустремленностью,
своим мастерством и умением добиваться
своего любой ценой.
Оливия
Уайлд в непродолжительной роли супруги
Ханта мне как-то не слишком понравилась, но
я к ее весьма скромным актерским
способностям отношусь так, как они этого
заслуживают. Хотя дама красивая, да, не
спорю.
А вот Александра Мария Лара в роли Марлин очень понравилась: получился яркий и цельный персонаж, запоминающийся характер.
Режиссер
Рон Хоуард также очень скрупулезно
подошел к воссозданию эпохи гонок
семидесятых. В картине использовались и
оригинальные машины тех лет (их нынешних
владельцев уговорили сотрудничать со
съемочной группой), и их точные копии.
Всего были использованы двадцать четыре оригинальные
машины 1976 года.
Часть
съемок гонок делались именно на тех же
самых автодромах, о которых
рассказывалось по сюжету, а где это было
невозможно или эти автодромы уже не
существовали, строились декорации или
производилась компьютерная обработка
для создания максимального
соответствия тем временам.
Ну и на всех этапах проекта создатели картины непрерывно консультировались со специалистами по "Формуле-1": руководством команд, пилотами и техниками.
Эпизод
с аварией Лауды был снят на том же месте,
где она действительно произошла. Хоуард
не использовал реальные кадры аварии (они
существуют, их можно найти
в Интернете), однако воссоздал ее
очень точно: там обрабатывались трехмерные
изображения реальной Ferrari 312Т2, машины 1976
года, на которой тогда выступал Ники.
Какие-то
моменты из истории спортивного
противостояния Ханта и Лауды Хоуард все-таки
несколько утрировал. В жизни они не были
такими антагонистами и некоторое время
даже дружили, чему есть свидетельства.
Да и Лауда, который действительно
обладал весьма сложным (если не сказать -
скверным) характером, в жизни не чурался
дружеских посиделок после сложных гонок.
Эпизод
в начале фильма, когда Лауда объяснил
инженерам, каким образом можно
уменьшить вес болида без потери его
важнейших качеств, вызвал значительные
нарекания у инженеров-техников "Формулы-1",
потому что эта сцена совершенно
недостоверна. Это все равно что летчик
придет к авиационным инженерам и
расскажет им, как устроен самолет и как
его можно резко улучшить. Да, Лауда много
знал об этих машинах, которые он
пилотировал, он много тестировал эти
болиды, но утереть нос специалистам,
которые только и занимаются тем, что "колдуют"
над гоночными автомобилями, - это,
конечно, выдумки.
Впрочем,
какие-то неточности и некоторые (весьма,
замечу, небольшие) натяжки фильму не
вредят. Потому что это более чем
достойный фильм, снятый с огромным
уважением и к этим личностям - Ханту,
Лауде, их близким и друзьям, - и к как
таковым гонкам "Формулы-1".
Несмотря
на то что гонки "Формула-1" - это
очень непростые соревнования, в которых
нужно неплохо разбираться, чтобы
понимать, в чем там вообще состоит накал
борьбы, саму картину "Гонки"
вполне можно смотреть людям, которые в
"Формуле" почти ничего не понимают (ну
вот как я, например). Потому что как раз
после этой картины они и начнут понимать,
что это такое, какие страсти там кипят и
почему пилоты "Формулы" живут в
несколько ином ритме, нежели обычные
люди. Дело в том, что они просто могут
погибнуть - и гибли неоднократно - во
время любого заезда, только и всего.
Мне
очень понравилось, как сделан этот фильм.
Реалистично, честно, захватывающе и при
этом - впечатляюще. Когда наблюдаешь за
острейшей борьбой, показанной в фильме,
прям у самого адреналин вскипает,
честное слово. Ну и надо сказать, что в
фильме также немало забавных сцен,
особенно в эпизоде первого знакомства
Лауды со своей будущей женой: два
итальянских тиффози на заднем сиденье
автомобиля - это что-то с чем-то. Хотя и
признаем, что завязку сцены Хоуард
совершенно точно спер из
челентановского "Укрощения
строптивого". Но мы Хоуарду это
простим, потому что когда это делается с
таким мастерством - мы уже говорим не "спер",
а "позаимствовал".
Так
что здорово, просто здорово. Очень
понравилось. Спортивные байопики, чтобы
это было реалистично, достоверно и без
соплей, мало кто умеет снимать,
достаточно вспомнить тот же дурацкий
фильм "Гонщик"
Сталлоне (при всем уважении к самому
Слаю).
Еще не посмотрели? Так чего сидеть-то? Стартуйте, флажком уже взмахнули!
P. S. Кстати, тут еще играют два ключевых актера из крышесносящего британского сериала "Зеленое крыло" - Стивен Мэнген и Джулиан Райнд-Татт. Ничего особенного, роли маленькие, но видеть тут их было приятно.
P. P. S. Эти кадры показывают в самом конце фильма. Реальные Хант и Лауда.
Хант умер в 1993 году в возрасте сорока пяти лет от сердечного приступа.
Ники Лауда жив и сейчас: пишет книги, работает комментатором на телевидении, является экспертом по автоспорту.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
очень здорово
да
И главная натяжка фильма - таких стереотипно-полярных образов в жизни и близко не было, и Хант был настоящим профи, и Лауда был таким же бесстрашным и больным на всю голову гонками, как и все остальные. Киношные персонажи - чистой воды отсебятина, упрощенные и максимализированные до потери связи с реальностью, олицетворяющие по сути не живых людей, а принципиально разные взгляды на гонки. В некотором смысле - старую и новую школу. Отличный сценарный ход, с одной стороны добавляющий образности, с другой минимизирующий драматическую составляющую, которая только мешала бы зрелищности и отвлекала от главного - собственно гонок.
В итоге - блестящее кино, а для интересующихся характером настоящего, живого Лауды, есть автобиографическая книга - "Моя судьба".
Моё скромное мнение: Гонка не дотянула до Гран При.
Из всех прокомментировавших только один упомянул Гран-При и Ле Ман.
Моё скромное мнение: Гонка не дотянула до Гран При.
Я смотрел "Гран-При", но думаю, что эти фильмы уж слишком разные. Эпохи - разные, сами фильмы тоже. Объединяет их ИМХО только то, что про Формулу. Хотя Гран-При тоже понравился, как классика 60-х
Рецензия понравилась, фильм еще больше, но на мой вкус до классических "Гран При" и "Ле Ман" он не дотянул. Хотя, насчет "Ле Мана", пожалуй, может и превзошел.
Сначала мне показалось, что фильм провалится в прокате, до чего уж было удивительно посмотреть кино с точки зрения спортсмена и не разочароваться (мелочи - не в счет, придирки - ни к чему, если уж на то пошло, то в общем там все верно, хоть и упрощено. Зато как снято!!! ). Поспорил с товарищем и проиграл, и рад потерянной тыщще )))
Такое кино должно быть.
С точки зрения спорта, противостояние Лауды и Ханта не было столь занимательным, ИМХО, Сенна и Прост намного интереснее. Но эмоциональная составляющая, и контраст характеров позволили сделать отличную историю!
Спасибо за рецензию, неожиданно )
В кинотеатре смотрелось вообще шикарно!
Кстати, Алекс, если заинтересовались Формулой и ее эмоциями, то, наверное, стоит глянуть фильм, про который я вверху написал. 2010 год выпуска (были и ранние похожие фильмы с названием Senna). Великолепно снят, режиссеру поклон за такое трепетное отношение к Айртону. Отличный саундтрек, до сих пор в машине иногда играет. Биография, да, с реальными кадрами, с частями интервью, но смотрится как фильм легко, во многом, конечно, благодаря харизме личности Сенны. (Хотя он тоже был в некоторых вопросах не подарок). Думаю, этот фильм заинтересует. Отличная история многолетней борьбы Сенны и Проста, полная эмоций Сенны и педантизма Аллена.
Алекс может в честь премьеры четвётого сезона Игры Престолов, все-таки сделаешь рецензию на сериал, так сказать по просьбам трудящихся?))
Спасибо!
Т.е. в шаблоне "перед гонкой Хант не колдует с инженерами над тонкостями настроек, после гонки Лауда не гуляет с гонщиками" натянуты обе половинки.
И таки да, фильм в целом - шикарен.
Алекс, в отношении Ханта "именитейший" звучит не очень убедительно. Рекордов он не ставил и выдающихся результатов не показывал.
И еще один комментарий - Хант завязал с Формулой не через два, а, практически, через три года после чемпионства. После сезона 1978 года он в самом деле ушел, но, потом, к началу сезона 1979 года вернулся. Его последний Гран При - в Монако в 1979 году (седьмой этап сезона).
Любопытный факт: летом 1980-го Лауда, пилотируя свой самолёт, привёз в Москву на Олимпиаду австрийскую всадницу и её лошадь. 😄
А за Уайлд - тоже хочу вступиться. Не думаю, что она когда-нибудь станет великой актрисой, но здесь - такая эффектная дама (по крайней мере, на фоне других ролей). Пару дней назад смотрела "Слова", где она играет вертихвостку-соблазнительницу - убедительно. Уж не знаю, как она попала в кино, и не играет ли просто саму себя - но вот именно эта роль ей удается.
Кстати сцена с облегчением болида мне, как человеку следящему за Формулой более 15-ти лет тоже не понравилась совершенно, хотя признаю, что так можно было зрителю понятно объяснить суть. Если провести аналогию, то на ум сразу приходят киношные хакеры печатающие в экселе без пробела ))).
А в целом поставлено кино хорошо, но похоже лучший фильм о Ф1 еще не сняли.
P.S. Кто бы мог подумать, что симпатичный рыжий раздолбай-бабник из "American Graffiti" станет замечательным режиссёром.
Алекс, не знаю, как в 70-ые, но в первой половине XX века, гонщик нередко был и конструктором своей машины (ну и наоборот, конструктор - гонщиком) [пример, Луи Шевроле], так что если Лауда действительно был таким въедливым товарищем, то он мог что-то полезное придумать.
Джек Брэбем. трехкратный чемпион мира. единственный человек выигрывший чемпионат в собственной команде на машине собственной конструкции.
Лауда действительно давал советы инженерам. ну про вес тут уже сказали - киношное упрощение для зрителей.
ps
и до сих пор дает советы. как никак неисполнительный директор Мерседес Ф1
Заступаясь за Оливию Уайлд, могу порекомендовать неплохой фильм «Как по маслу».
Прочитал синопсис - как-то не покатило...
Рецензия - www.film.ru
Тарантино включил "Собутыльников" в свою десятку лучших фильмов года: www.film.ru
Спасибо, посмотрю.