- Режиссер:
- Нил Бергер
- В ролях:
- Пол Джиаматти, Эдвард Нортон, Руфус Сьюэлл, Джессика Биель, Эдвард Марсан
Вена,
рубеж XIX и XX веков. Юный сын столяра по
фамилии Эйзенхейм повстречал
странствующего волшебника, который
открыл ему нечто странное и
удивительное, после чего парнишка
увлекся фокусами. Затем Эйзенхейм
познакомился с юной девушкой, которая
оказалась герцогиней Софи фон Тэшен. В
юные годы дети не задумываются о
классовых различиях, поэтому герцогиня
и крестьянский сын дружат и
встречаются, невзирая на явное
неодобрение взрослых, а также
планируют сбежать вместе к светлому
будущему. Однако у герцога фон Тэшен
несколько иные планы относительно
своей дочери, поэтому Софи увозят в
дальние края, и дети надолго расстаются.
Пятнадцать
лет спустя Эйзенхейм (Эдвард Нортон)
объявился в Вене. Теперь это знаменитый
иллюзионист, на чьих представлениях
всегда полный аншлаг. То, что он
демонстрирует со сцены, нельзя назвать
пошлым словом "фокусы", потому что
это что-то мистическое, выходящее за
рамки обычного человеческого
понимания. Однако блистательный
кронпринц Леопольд (Руфус Сьюэлл),
наследник престола, уверен, что это все
- обычные трюки, которые вполне можно
объяснить с точки зрения физики и
механики. Образованный человек, в
отличие от быдла, считает кронпринц, не
купится на такую дешевку. Его невеста
герцогиня фон Тэшен (Джессика Биель) с
Леопольдом не согласна. Ее восхищает
представление Эйзенхейма, а кроме того,
она узнала в иллюзионисте того
мальчика, с которым дружила в детстве.
Эйзенхейм
явно раздражает Леопольда. Кронпринц
даже пригласил артиста выступить в
своем замке, чтобы перед своими гостями
унизить его, однако и на чужой
территории Эйзенхейм остался на высоте,
а кронпринц, в свою очередь, остался в
дураках. Мстительный, высокомерный и
себялюбивый Леопольд не может простить
такое оскорбление, поэтому привлекает
преданного ему шефа-инспектора полиции
Ульма (Пол Джиаматти), который должен
найти на иллюзиониста какой-нибудь
компромат и что-то уже сделать с этим
нахальным выскочкой.
Впрочем,
у Леопольда есть и другие заботы.
Нынешний император все никак не
собирается умирать, кронпринц все
никак не может взойти на трон, поэтому
он занимается плетением довольно
сложной государственной интриги, в
которой особая роль отводится
герцогине фон Тэшен. Однако Софи, в
которой проснулась старая любовь к
Эйзенхейму, не собирается быть
послушной игрушкой в руках кронпринца.
Когда-то давно их разлучили, но теперь
Эйзенхейму подвластны самые настоящие
чудеса, и он должен защитить Софи и
самого себя от кронпринца. А получится
ли это у него, учитывая статус и
влиятельность Леопольда, - совершенно
неизвестно.
***
"Иллюзиониста"
часто сравнивают с "Престижем"
Кристофера Нолана - оба эти фильма
посвящены противостоянию фокусников,
обладающих огромным и временами
мистическим мастерством. Только в "Иллюзионисте"
фокусник противостоит кронпринцу, а в
"Престиже" два искусных
престидижитатора противостоят друг
другу.
Однако
это довольно разные фильмы. Если "Престиж"
- драма с элементами мистики, то "Иллюзионист"
- нечто среднее между сказкой и
мелодрамой с элементами детектива, а с
точки зрения драматургии - заметно ниже,
чем "Престиж". Потому что история
любви - достаточно наивна (ах, герцогиня
полюбила сына плотника и предпочла его
аж кронпринцу), детективная
составляющая весьма прозрачна, а
развязка всего сюжета - практически
гротескна и лично мне заметно
испортила впечатление, и это даже если
не задумываться над очевидными
логическими несостыковками (не буду их
обсуждать, чтобы не портить
впечатление тем, кто еще не смотрел
этот фильм). И с таким сценарием "Иллюзионист"
мог бы стать совершенно проходной
картиной, если бы не просто-таки
блестящий актерский ансамбль Эдварда
Нортона, Руфуса Сьюэлла и Пола Джиаматти.
Эдвард
Нортон - один из лучших американских
актеров, и плохо он играет только тогда,
когда его к этому вынуждают. Яркий
пример - фильм "Ограбление
по-итальянски", где Нортон
снимался только потому, что был связан
контрактом, в результате чего он, как
обиженный ребенок, продюсерам и
зрителям сделал "козью морду" -
сыграл просто кошмарно.
Однако
когда он заинтересован в проекте, то
играет так, что вызывает восхищения, до
того этот актер со своей вроде бы
совершенно заурядной и неприметной
внешностью умеет одними глазами
изобразить такую гамму чувств и эмоций,
что большинство голливудских
суперзвезд, получающих десятки
миллионов за роль, глядя на это, должны
зарыдать и переквалифицироваться в
разносчики пиццы.
Здесь
как раз тот самый случай, тем более что
роль Эйзенхейма изначально писалась в
расчете именно на Эдварда Нортона. (Литературным
источником сценария выступил
небольшой рассказ Стивена Милхаузера
"Иллюзионист Эйзенхейм".) Нортон в
этом фильме великолепен. Причем играет
он очень сдержанно, практически на
полутонах, но в его взгляде, изящных и
плавных артистических движениях
скрывается целая буря эмоций.
Кстати,
ни режиссер Нил Бургер, ни Эдвард Нортон очень не хотели
отдавать трюки Эйзенхейма (по крайней
мере те, которые не были связаны с
призраками) в руки компьютерных
специалистов. Поэтому Нортон серьезно
обучался у известных
престидижитаторов секретам мастерства
и большинство фокусов в фильме
выполняет сам. Что интересно, трюк с
растущим апельсиновым деревом был на
самом деле придуман еще в XIX веке
французским фокусником Жаном Эженом Робером-Уденом
(Jean Eugene Robert-Houdin), чья фамилия потом
послужила псевдонимом одному из самых
известных и загадочных фокусников
Эриху Вейсу, выступавшему под псевдонимом Гарри Гудини.
Следующие
комплименты в части актерской игры -
британцу Руфусу Сьюэллу, изобразившему
кронпринца Леопольда. До этого фильма
данного актера я видел только в двух
фильмах: в пародийной "Истории
рыцаря" он сыграл достаточно
проходную роль графа Анжуйского, а вот
в приключенческой картине "Легенда
Зорро" Сьюэлл уже явно блеснул в
роли подлого масона Арманда.
И
вот теперь - великолепное исполнение
роли кронпринца Леопольда. Причем
исполнение вовсе не карикатурное.
Леопольд - в общем, не злодей. Он
кронпринц. Это определяет его
высокомерие, снобизм, презрение ко всем,
кто ниже его по происхождению, ну и
соответствующие политические планы.
Оно понятно, что персонаж, в общем-то,
неприятный и отталкивающий, но Сьюэлл
его настолько замечательно изобразил,
что я Леопольдом просто наслаждался -
ну хорош, мерзавец, просто хорош. Каждый
поворот головы, каждый жест,
закуривание сигареты, выпивание бокала
вина - все это буквально дышит
аристократической надменностью.
Основное
противостояние в фильме
разворачивается между Леопольдом и
Эйзенхеймом, так что персонаж шефа-инспектора
Ульма является как бы второстепенным.
Однако эта роль досталась прекрасному
актеру Полу Джиаматти, и он из
инспектора сделал целый фонтан
противоречий: человек из низов, который
при Леопольде благодаря своей
преданности поднялся очень высоко и
может подняться еще выше - вплоть до
мэра Вены. Но одновременно Ульм - в
общем-то, человек порядочный, поэтому
он сочувствует Эйзенхейму и осуждает
кронпринца. Вот ему и приходится
разрываться между собственными
амбициями, чувством долга и своей
совестью. Джиаматти сумел изобразить
все эти нюансы очень тонко и очень
точно.
Четвертый
главный персонаж в фильме - герцогиня
фон Тэшен. Однако ее Джессика Биель
сыграла, скажем так, средненько. Роль
ничем не запомнилась, каких-то ярких
красок просто нет. Насколько я знаю, на
эту роль планировали Лив Тайлер, и
тогда герцогиня могла бы получиться
значительно эффектней, но Лив по каким-то
причинам отказалась, поэтому женская
партия в этом ансамбле получилась
совершенно вторичной и осталась где-то
на задах у колосников.
Поставлен
фильм на очень высоком уровне.
Декорации, музыка, костюмы - все отлично
продумано и подчинено общей задаче.
Много удачных операторских решений -
например, посмотрите, как снят приход
Ульма к Леопольду в самом начале фильма:
с одной стороны, камера смотрит на него
снизу и человек при этом кажется более
величественным, но с другой - Ульм идет
по галерее, стены которой увешаны
бесчисленными рогами животных (намек на
любимое развлечение Франца Фердинанда,
который за свою жизнь истребил более
десяти тысяч самых разнообразных
зверушек), и видно, как его это
подавляет - маленький человек идет на
заклание к сильному мира сего.
Таким
образом, если со сценарной точки зрения
фильм собой ничего особенного, в общем-то,
не представляет, то Нортон, Сьюэлл, Джиаматти
и постановка поднимают "Иллюзиониста"
на уровень незаурядного явления в кино.
Впрочем, похоже, что у нас его заметно
подпортили озвучкой. Особенно хорошо
это видно по российским и зарубежным
рецензиям. Российские критики картину
приняли крайне сдержанно, причем
нередко даже ругают, а в англоязычных
странах отзывы на порядок более
благожелательны. Оно и понятно -
уберите из фильма актеров, и в нем мало
что останется. Я специально ждал, когда
он выйдет с оригинальной дорожкой,
поэтому получил полный комплект
удовольствия. Немного послушал дубляж -
Джиаматти озвучили более или менее
прилично, а Сьюэлла и особенно Нортона
озвучкой явно испортили. Ну, тогда все
вполне объясняется.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4- |
блестящие актерские работы
вполне можно
- кронпринц Леопольд, действительно покончил с собой после смерти своей невесты
Только его звали Рудольф, сын небезызвестной императрицы Сисси
Есть еще версия, что это дело рук революционеров
Все несколько не так. Про что это я ... а, да !
Дело в том, что мне повезло быть на экскурсии в Конопиште (замок рядом с Прагой), где собственно и снимались сцены этого фильма. Попался мне не профессиональный гид, а человек, который знает и любит историю.
Так вот. Это история не совсем про фокусника. Это пересказ реальной истории:
- кронпринц Леопольд, действительно покончил с собой после смерти своей невесты,
- на стенах весят реальные трофеи, они все переписаны - кого, когда; но не уверен, что именно этого из братьев, просто не помню, кто там в семье был заядлым охотником (?убийцей).
Этим когда-то грешил Дюма, вспомните его версию убийства лорда Бэкингема в "Трех мушкетерах". То есть объяснить реальные события, своим не совсем реальным путем.
Я думаю, что фильм для европейцев имеет несколько иной оттенок. Иллюзии в большей степени антураж, самая история основа.
Сам фильм - отличный. Нортон выше всяких похвал. Джиамати - наверное, первый раз заметил его как актера. Хотя мелькал он много. Что поделать, зависимая профессия, нет материала - нет роли. Но тут он на месте.
Oleg
Написать рецензию не обязательно = просмотру.
А фильм (Темный город= Dark sity) ничуть не хуже Иллюзиониста.
Где-то был целый сайт, где показывались содранные в Матрице аналоги.
И Сьюэлл там просто прелесть
Congratulations. Ты не врубился, что ссылки ставятся только на те фильмы, на которые у меня есть рецензии. Бывает. Наверное, очень трудно догадаться.
хотя бы "Уденом"
Поправил, спасибо. Что-то меня сегодня клинит.
А "Темный город"?
У меня не было рецензии на этот фильм.
Специально смотрел -- вроде вся команда (оператор, режиссер, ...) у всех трех фильмов разная (общего -- только Хью Джекман в двух случаях). А вот манера -- почему то очень схожая... То ли это нынешняя голливудская мода на съемки сказок о прошлом?
Выходит фокусы там показаны реальные? Вот ни за чтобы не поверил. Читал в отзывах, что фокусы в этом фильме слишком фантастичны, так не бывает и т.д.
Фильм изумительный!
Какая прелесть.
Volga: Фильм изумительный!
А в рецензии написано, что фильм - говно? Правильно ли я вас (а не Вас) понял?
Пол Джиамати , и Джиаматти Пол
Джессика Бьел и Биель Джессика
- не одни и те же люди?