- Режиссер:
- Эдвард Цвик
Старый стишок
Кот Бублик
Эдвард
Цвик еще в "Последнем
самурае" показал, что он умеет
снимать качественное приключенческое
кино с явным морализаторским оттенком,
причем если с приключениями - все в
порядке, то морализаторство более
смахивает на политинформацию советских
времен: все очень напыщенно, очень по
шаблону и, в общем, явно не впечатляет.
"Кровавый алмаз" от "Последнего
самурая" в этом плане недалеко улетел,
но, прежде чем начну делиться
впечатлениями, давайте кратенько о
сюжете.
Африка,
1999 год. Проблемный континент, терпящий
неслыханные лишения - в основном из-за
неразвитых производства и экономики, а
также из-за постоянных царьков-тиранчиков
и руководителей повстанческих армий,
которые, в свою очередь, мечтают стать
царьками-тиранчиками, а сколько они
народу из-за этого положат - на эту тему
никто не задумывается, потому что это
Африка, сынок, такова Африка.
Особенно
тяжко живется простым африканцам в тех
краях, где наружу выходят кимберлитовые
трубки, являющиеся, как известно,
источниками алмазов. Это только в
цивилизованных странах алмазы -
лучшие друзья девушек. В Африке
алмазы - лучшие друзья
международных картелей, а также тех
самых царьков и тех самых повстанцев -
все они используют рабский труд для
добывания камней, и все они стремятся
заработать кучу денег, чтобы свалить к
чертовой матери из этой Африки куда-нибудь
подальше.
Соломон
Вэнди (Джимон Хонсу) - простой рыбак,
живущий в Сьерра-Леоне. Он со своей
семьей ведет полунищенское
существование, но мечтает о том, что его
сын Диа выучится в школе и станет врачом.
Впрочем, все эти надежды были грубо
разбиты бандитами-повстанцами: самого
Соломона сделали рабом на алмазных
приисках, а его сына забрали в
повстанческую армию, где с помощью
профессионального промывания мозгов,
подкрепленного изрядной долей
наркотиков, из Диа делали солдата "народно-освободительной
армии".
Случилось
так, что Соломон нашел, а потом и сумел
закопать розовый алмаз в сто
каратов, стоящий целое состояние. Но на
прииски напали правительственные
войска, и Соломон был схвачен и
отправлен в тюрьму. В тюрьме некий Дэнни
Арчер (Леонардо ДиКаприо) - белый,
родившийся в Родезии - узнал о
алмазе и теперь пытается уговорить
Соломона показать место, где зарыто
подобное сокровище. Разумеется, Арчер не
собирается делиться с Соломоном. Он
планирует отдать алмаз своему
бывшему командиру полковнику Коэтци (Арнольд
Вослоу), чтобы расплатиться за старые
алмазовые долги-грешки, после чего
свалить из этой Африки к чертовой матери.
Соломон
взамен требует от Арчера найти его
утраченную семью: жену с двумя детьми и
сына Диа, который находится в лагере
повстанцев. По пути к ним примыкает
американская журналистка Мэдди Боуэн (Дженнифер
Коннелли) - она приехала в Африку из
Афганистана и пишет серию статей в
глянцевые журналы о бедственном
положении коренного населения и о том,
что вытворяют на этом континенте
алмазные картели.
***
С
приключенческой точки зрения с кино -
все в порядке. Герои постоянно попадают
из огня в полымя, а одна проблема
сменяется другой, еще более сложной. При
этом у каждого из них своя четкая линия:
несчастный рыбак озабочен только тем,
чтобы разыскать свою семью; Арчер, как
циничный охотник за приключениями,
уверенно идет по следу алмаза и, в общем,
только этим и озабочен; а Мэдди, будучи
журналисткой-писфулисткой (от слова peaceful),
все время произносит правильные речи о
том, что людям должно быть не все равно,
что в Африке творится что-то жуткое и с
этим нужно что-то делать, что алмазные
картели совсем обнаглели и, если в
Европе перестанут покупать эти кровавые
алмазы, возможно, в Африке станет
полегче.
Напряжение
в фильме нагнетается очень грамотно, за
героев по-настоящему переживаешь,
правительственные войска, которые от
повстанческой армии в действительности
мало чем отличаются, показаны почти
такими же выродками, а сама
повстанческая армия показана во всей
красе - убийства мирных жителей, рубка
рук для устрашения, детей-школьников
делают солдатами-убийцами, мужчин
превращают в рабов и отправляют их
трудиться на алмазных копях.
Все
это, с одной стороны, выглядит
достаточно эффектно и даже шокирующе, но
с другой - своей цели, кроме как чисто
приключенческой, не достигает.
Журналистка Мэдди один раз сама
произносит эти слова, что-то вроде: "Мы
можем показать фотографии этих ужасов -
детей со вздутыми животами, вокруг
которых летают полчища мух, школьников-убийц
с ружьями, рабов на копях. Но это ничего
не изменит. Возможно, кто-то при этом
выпишет чек на сотню фунтов. И все.
Алмазы по-прежнему будут добываться в
таких ужасающих условиях, и их
по-прежнему будут покупать в Европе".
Что
хотел сказать Цвик этим фильмом? Он
хотел убить сразу двух зайцев. А точнее,
выстрелить из двух стволов по "Оскару".
Сделать эффектный приключенческий
боевик и показать Проблему. С
приключениями у него, в общем, вполне
получилось - фильм сделан очень
качественно. С Проблемой - на мой взгляд,
разумеется - почти нет. Ну да, эти
африканские ужасы показаны и
старательно педалируются. Ну да, в конце
Цвик, как это ему было свойственно и в
"Последнем самурае", нагнал
слюнявого пафоса по самые уши - странно
только, что он не показал, как по всему
Лондону люди выходят на улицы, срывают с
себя горсти алмазов и топчут их
ногами.
Все
эти истории с алмазными картелями в
фильме показаны на уровне советской
политинформации. Только, в отличие от
советских времен, здесь все эти подлые
капиталисты-угнетатели по именам
старательно не называются. Думаете, где-нибудь
в фильме звучит слово "Де Бирс" и
вообще упоминается Южная Африка? Черта с
два, там фигурирует какая-то выдуманная
голландская фирма, которая сначала
держит в стальном кулаке все
правительство Великобритании, а потом,
под давлением одной журналистки,
напечатавшей в очень глянцевом журнале
фотографию подлинного ДиКаприо, и
бывшего рыбака, надевшего костюм, фирма
плачет горючими слезами и получает
пинок от внезапно (ах!) прозревшего
правительства.
На
деле же вся постановка Проблемы - очень
старательно просчитанное фуфло. Из
серии "они оценят, что я не только
боевик сделал, но и озаботился
социальными проблемами". Они, кстати,
оценили - аж пять номинаций на "Оскар"
(правда, ни одной победы). А я - не оценил.
Вот такая я бездушная скотина. А потому
что не волнует Цвика эта Африка ни на
грамм. Ему бы "Оскара" отхватить.
Так что он тоже - бездушная скотина.
Которая, в отличие от меня, умеет снимать
приключенческие боевики.
Вот,
например, в том же "Преданном
садовнике", который мне, кстати,
совершенно не понравился, об Африке
говорили совершенно по-другому. Там тоже
было много натяжек и нелепостей, но там
была безнадега - она чувствовалась,
она сквозила по всему фильму. Там было
видно, что людям, которые делают этот
фильм, не все равно. Потому что Фернанду
Майреллиш (снявший, между прочим, "Город
бога") - это не Эдвард Цвик.
Но
вернемся к чистой кинематографии -
приключениям в поисках кровавого алмаза.
Актерские работы - очень хорошие.
Леонардо ДиКаприо, наконец, заматерел
настолько, что роли охотника за
приключениями в его исполнении
смотрятся уже вполне эффектно и не
вызывают никаких вопросов. Кроме того,
похоже, что именно сам актер, вопреки
сценарию и режиссерскому пафосу, вывел
линию своего Арчера максимально,
насколько это было возможно в данном
случае, честно: никаких тебе слюней,
здоровый цинизм, четкая упертость в цель
и наплевательское отношение ко всем
этим кафирам, которых он, в общем-то,
презирает. Да, его по сценарию заставили
выступить из серии "отец алкоголик,
сестра проститутка, мама бросилась с
моста над Влтавой", но он даже с этим
эпизодом справился вполне цинично, за
что ему большое спасибо.
Дженнифер
Коннелли (маленькая Дебора из "Однажды
в Америке", если кто не знает) -
хороша! Персонаж у нее достаточно
шаблонный и схематичный, но Дженнифер
даже в этой ситуации сумела найти какие-то
интересные краски - Мэдди получилась
вполне запоминающаяся.
Джимон
Хонсу (он играл Джубу в "Гладиаторе")
тоже понравился. В роли убитого горем
отца он совершенно не пережимает, играет
очень достоверно. В эпизоде, когда тихий-мирный
Соломон озверел настолько, что пошел
мочить лопатой урода из повстанческой
армии, Хонсу был просто великолепен.
Ну
и очень порадовало появление
харизматичнейшего Арнольда Вослоу (Имхотеп
из фильмов "Мумия"
и "Мумия
возвращается") в роли полковника
Коэтци. У него там только три эпизода, но
посмотреть на Вослоу - большое
удовольствие.
Резюмирую. Неплохой приключенческий боевичок с хорошими актерскими работами и тщательно просчитанным - оттого фальшивым - пафосом. Посмотреть вполне можно. Но свои алмазы после просмотра этого фильма вы в помойку не выкинете, можете не беспокоиться.
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 3 |
неплохой боевик с фальшивым пафосом
можно
Также известна под именем [URL=http://www.exler.ru/films/cast/Dzhennifer_Konnelli">Дженнифер Коннелл
exler: Дженнифер Коннели (маленькая Дебора из "Однажды в Америке" , если кто не знает) - хороша!
Также известна под именем [URL=http://www.exler.ru/films/cast/Dzhennifer_Konnelli">Дженнифер Коннелл
+ 5
если бы мне жена не сказала, что в "Однажды Америке" она играет, я бы ее и не узнал.
еще она оч. хороша в "Дом из песка и тумана"