- Режиссер:
- Спайк Ли
Детектив Фрейзер в разговоре с детективом Митчелом
"Внимание, это ограбление!"
- крикнули несколько человек, одетые в
рабочую одежду маляров, и они не
обманули - с этого момента началось
ограбление банка "Манхэттен Траст". И это
было не просто ограбление, а одно из
самых странных ограблений, с которым
столкнулась полиция. Хотя внешне все
было так, как обычно: группа боевиков,
вооруженных автоматами Калашникова,
под руководством некоего Далтона (Клайв
Оуэн) захватила в заложники всех
работников и посетителей банка,
переодела их в такую же, как у
нападающих, одежду маляров, изъяла
мобильные телефоны и стала совершать
какие-то действия по выполнению
заранее намеченного плана. Однако что
именно было в этом плане - ни заложникам, ни
полиции совершенно не понятно.
Со стороны властей этим
делом занимаются два начальника:
капитан Джон Дариус (Уиллем Дефо),
командующий группой спецназа, и
детектив-переговорщик Кейт Фрейзер (Дэнзел
Вашингтон) со своим помощником
детективом Биллом Митчелом (Чуител
Эджиофор). Фрейзер, который руководит
операцией, старается использовать все
возможности, для того чтобы обхитрить
грабителей: электронные жучки в еде,
которую передали для заложников,
психологически выверенные телефонные
переговоры с Далтоном и так далее,
однако ни одно из действий Фрейзера не
приводит к нужному результату: судя по
всему, Далтон все время идет на шаг
впереди детектива, и Фрейзер делает
именно то, что нужно грабителю.
Кроме того, в проведение
операции вмешались и высшие силы, а
точнее, высшие власти - председатель
совета директоров Артур Кейс (Кристофер
Пламмер): старичок очень
разнервничался, когда узнал, что
захвачено именно это отделение банка.
Дело в том, что там в одной из ячеек
депозитного хранилища лежали его
семейные ценности, а кроме того, некие
бумаги, которые во сто крат важнее
любых ценностей. Кейс крайне не хочет,
чтобы содержимое бумаг стало известно
кому бы то ни было, поэтому обращается к
Мэдлин Уайт (Джоди Фостер) - крутой даме
с огромными возможностями - с просьбой
как-то разрулить данную ситуацию.
Мэдлин, в свою очередь,
прибегает к помощи мэра Нью-Йорка,
который, как и многие другие, ей чем-то
обязан, и дамочку представляют
детективу Фрейзеру с требованием от
лица руководства города помочь ей во
всех начинаниях - в обмен на всякие
блага и немедленное решение
всевозможных проблем, "потому что,
детектив, для нас невозможного - мало".
Тем не менее ситуация не перейдет под контроль полиции или крутой тетки Мэдлин Уайт. Далтон ведет какую-то свою очень сложную игру, и никто не может понять, что именно он собирается сделать.
***
Казалось бы, фильмов об
ограблении банка снято уже великое
множество. И, казалось бы, все возможные
способы вынести деньги и уйти от
ответственности уже придумали и
осуществили - если не грабители, то хотя
бы киношники. Банк грабили в ковбойских
шляпах - Роберт Рэдфорд и Пол Ньюман.
Банк грабили в стиле диско - Джон Херт и
Рис Иванс. Банк грабили серфингисты
под руководством Патрика Суэйзи. Банк
грабили на машинках "мини-купер".
Банк даже грабили клоуны - сначала Жан
Поль Бельмондо, а затем и Билл Мюррей.
Почему Спайк Ли снова взялся за эту
тему - ограбление банка с захватом
заложников, - когда, казалось бы, ее уже
выжали досуха, как лимон, попавший в
руки чемпиона по рестлингу, до
просмотра фильма мне было непонятно.
Зато сама картина все
расставила по своим местам. Потому что
персонаж "Не пойман, не вор" Далтон
Расселл придумал и осуществил
идеальное ограбление. Это был
фактически целый спектакль с массой
всевозможных эффектных выходов,
которые он поставил и разыграл как
искусный режиссер. И хотя со стороны
полиции ему противостоял серьезный
противник - детектив Фрейзер, - тот его
все-таки не сумел раскусить (по крайней
мере, весьма продолжительное время).
Как ни странно, фильм
получился просто отличный. Давно не
получал такого удовольствия при
просмотре криминального детектива, да
еще и посвященного ограблению банка. Но
Спайк Ли в очередной раз
продемонстрировал, что он - режиссер,
обладающий очень яркой
индивидуальностью, которая
проявлялась во всех его картинах. "Не
пойман, не вор" сделана с большим
вкусом, высокопрофессионально, а
главное - очень стильно и изящно.
Изящный и умный детектив - вот
определение, под которым я подпишусь.
Причем дело не только в
тщательно продуманном и вполне
логичном, в отличие от многих других
голливудских поделок на криминальные
темы, плане ограбления. В фильмах
Спайка Ли обычно много классных
диалогов и сцен, касающихся
межэтнических взаимоотношений, - здесь
это тоже есть, причем в присущем
режиссеру ироничном стиле.
Актерский состав - просто
блестящий. Клайв Оуэн, который от
фильма к фильму растет просто на глазах
и, судя по всему, головой скоро достанет до
неба и звезд, - здесь великолепен. Причем
задача перед ним стояла довольно
сложная: Далтон появляется перед
зрителями без маски всего на несколько
минут, а все остальное время он
руководит операцией с наглухо закрытым
лицом. Попробуйте сыграть жесткого и
очень харизматичного предводителя в
таком облачении - задача, перед которой
многие бы спасовали. Тем не менее Оуэн с
ней справился - его харизма прорывается
сквозь все маски, черные очки и
капюшоны. Впрочем, увы, в российских
кинотеатрах эффектный голос и
интонации Оуэна скрыты за дубляжом (не
самым, впрочем, плохим), и это несколько
портит впечатление.
Дэнзелу Вашингтону не
впервой играть детективов, но он всегда
показывает весьма разностороннюю и
разнообразную манеру игры, поэтому
персонаж получился вполне
оригинальный и не особенно
напоминающий его прежние работы.
Фрейзер - хороший детектив, ревностно
выполняющий свои служебные
обязанности, который, однако, не гнется
под начальством, в результате чего его
карьера продвигается не так хорошо, как
ему хотелось бы. Впрочем, в данной
картине главное то, как Фрейзер
пытается понять, что же на уме у Далтона.
Детектив ведет свою игру с большим
мастерством, и не его вина, что
переиграть Далтона - очень и очень
сложно.
Джоди Фостер в картине
изображает могущественную тетку
Мэдлин. Статус и род занятий ее
персонажа определить достаточно
сложно, но, скорее всего, она нечто вроде
мистера Вольфа - решает проблемы.
Практически любые. За большие деньги.
Джоди изобразила эту холодную и
расчетливую стерву с большим
искусством, и ни один Станиславский не
сказал бы, что он ей не верит. Ей
поверили все, даже мы с котом Бубликом.
Резюмирую. Отличное кино! Можно сказать, один из лучших фильмов в жанре изящно-ироничного криминального детектива - из всего, что я видел. Замечательная постановка и блестящая игра актеров - практически на пятерку. Не пропустите!
***
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
изящный и умный криминальный детектив
да