- Режиссер:
- Жан-Пьер Жене
Из интервью Жана-Пьера Жене
Базиль
(Дани Бун) звезд с неба не хватал, работал
в видеопрокате. Как-то раз он услышал на
улице выстрелы, вышел из магазинчика
полюбопытствовать и немедленно схватил
шальную пулю в лоб. Его жизнь спасли,
однако Базиль при этом лишился жилья,
работы, а кроме того, ходит с пулей в
голове и в любой момент может умереть.
Однако Базилю недолго пришлось
бомжевать. В какой-то момент его
подобрал старый уголовник по прозвищу
Хамелеон, который привел Базиля в свою
"семью": сборище всяких маргиналов,
живущих в укромном убежище где-то под
мостом.
В "семье" кроме самого Хамелеона - глава "семьи" толстая добродушная Стряпуха, изобретатель Малыш Пьер, девушка по прозвищу Калькулятор, писатель из Конго, рекордсмен из Книги рекордов Гиннесса по прозвищу Громила, ну и странноватая женщина-змея. Зарабатывают на жизнь они тем, что собирают всякое старье, приводят предметы в порядок и продают.
Базиль
быстро стал своим в "семье" и даже
придумал для них новый вид бизнеса. Но
как-то раз, проезжая на смешной
трехколесной машинке по делам "семьи",
Базиль вдруг увидел на двух стоящих
друг напротив друга зданиях логотипы,
которые навечно врезались ему в память.
Первый логотип стоял на противопехотной
мине, убившей его отца, а второй - на пуле,
которая сидит в его голове.
И вот тут Базиля переклинило. Он решил отомстить главам этих корпораций, выпускающих смертоносное оружие.
Подход
к мести у Базиля был примерно такой же,
как в фильме "Телохранитель"
Куросавы. Он с помощью членов "семьи"
начал делать всякие сложные и
многоходовые подлянки то одному
президенту корпорации, то другому.
Разумеется, оба президента подумали, что
это главный конкурент объявил войну,
после чего уже сами активно включились в
боевые действия друг против друга.
***
Жан-Пьер
Жене все-таки уникальный режиссер.
Триллер "Деликатесы",
фантастическая драма "Город
потерянных детей", изумительная
романтическая комедия "Амели",
мелодрама "Долгая помолвка". И вот
теперь - криминальная комедия "Неудачники"
(перевод названия, как это обычно бывает,
совершенно дурацкий; вообще, "Micmacs a
tire-larigot" должно переводиться скорее
как "Суета" или "Суета сует").
Причем
основа сюжета, как я уже говорил,
фактически взята из "Телохранителя"
Куросавы - фильма, который, в свою очередь,
вдохновил Серджо Леоне с его "За пригоршню долларов", Уолтера
Хилла с "Героем-одиночкой" и Такеши
Миике с "Сукияки вестерн джанго".
Однако
Жене - режиссер очень самобытный и
оригинальный, поэтому тут, разумеется,
не идет никакой речи о заимствовании.
"Неудачники" - картина совершенно
самостоятельная, снятая в фирменном
стиле Жене: желтые и зеленые
светофильтры, создающие прямо-таки
рисованные картинки; давящий, но
одновременно такой забавный город;
мягкий юмор и ирония, как в "Амели";
колоритнейшие персонажи; динамичный
сюжет.
Кино,
на мой взгляд, получилось очень хорошее.
Это, конечно, не "Амели", но Жене,
судя по всему, и не ставил перед собой
задачу снять вторую "Амели". Он
хотел себя попробовать в жанре
криминальной комедии - у него это вполне
получилось. Почти детективная схема
наказания владельцев корпораций,
производящих вооружение, сама по себе
интересная и захватывающая, но главное
тут, на мой взгляд, стиль, атмосфера и
персонажи.
Картинка,
выстраиваемая Жене, настолько красива, а
типажи настолько интересны и
своеобразны, что мне, если честно, была
даже не особенно важна суть интриги. Я бы
спокойно посмотрел просто на жизнь этой
забавной "семейки", снятую Жене.
Однако криминальный сюжет тут лишним
никак не является, он добавляет фильму
остроты.
Первоначально
сценарий картины Жаном-Пьером Жене и
Гийомом Лораном писался в расчете на
Жамеля Деббуза ("Амели",
"Астерикс и
Обеликс: миссия Клеопатра", "Ангел-А").
Именно он должен был играть Базиля. Но
когда сценарий был практически готов,
Жене и Лоран посмотрели друг на друга и
сказали: "Да это же Дани Бун!" После
чего роль Буну и досталась.
Я,
честно говоря, очень рад, что Базиля
сыграл именно Бун. Деббуз - актер хороший,
но здесь совершенно другой типаж,
которому Дани соответствует на все сто.
Он и трогательно-несчастный, и
обаятельный, и одновременно - стратег,
спланировавший и срежиссировавший
очень сложную комбинацию.
Остальные
актеры, как это свойственно фильмам Жене,
очень хороши. Совершенно изумителен
Мишель Кремадес в роли изобретателя
Малыша Пьера. Отлично сыграл Громилу
Доминик Пиньон - актер из "Амели". Ну
и здорово выглядела эта странноватая
женщина-змея, которую сыграла Жюли
Феррье. Жене в интервью говорил, что
Феррье - уникальная актриса и что они
показали в фильме далеко не все из того,
что она может вытворять.
Что
интересно, отзывы зрителей достаточно
разные. Поклонники "Амели", которые
хотели в этом фильме увидеть
романтическую комедию, были
разочарованы. Они сказали, что первая
треть фильма слишком нудная, так как
никакой романтики, а вторые две трети -
вообще какая-то ерунда совершенно не в
стиле Жене. (Как будто Жене всегда
работает в одном и том же стиле.)
Зрители,
которые от слова "комедия" ожидают
непрерывного потока гэгов, острот и
кидания тортами, также были совершенно
разочарованы. Потому что, на их взгляд,
это вообще не комедия.
Однако это именно комедия, ну или трагикомедия - трогательная, увлекательная, яркая, прекрасно снятая - так, как умеет снимать Жан-Пьер Жене. Мне этот фильм очень понравился.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 4 |
очень симпатично
вполне можно
P.S. Фильм -- очень недурён. А вот захочется ли его пересматривать -- пока вопрос.
Просто «французская фантазия», воплощённая, по большому счёту, средствами прошлого века, близкая многим людям постольку, поскольку затрагивает их прошлое, может детство, их глубинные чувства непосредственности и противления "жестокому" миру. Трогательный вектор в прошлое.
Смотреть.
Не очень корректно оценивать фильм с учётом предыдущих фильмов автора, иначе будет больше оценка автора, а не фильма.
Это неправильно. Любите кино.
«Просто интересно, есть у кого-нибудь ещё такие же симптомы?»
У мну наблюдаюццо.
Полностью с Вами согласен, особенно с фразой «На самом деле, фильмы Жене исключительно однообразны и сняты в одном жанре, который можно так и назвать: "фильмы Жене"» (С)
Можно провести аналогию с Кустурицей: триумфальный старт ввиду наличия яркого собственного стиля («Деликатесы» у Жене / «Папа» и «Долли Белл» у Кустурицы), шлифовка мастерства («Город» у Жене / «Время цыган» и «Аризона дрим» у Кустурицы), апогей творчества («Амели»/«Андеграунд»), и потом что называется «пленку зажевало» и бесконечные самоповторы. Конечно, у Кустурицы общий творческий багаж вышел более разноплановым, но суть та же.
И с Чужим, как попробовал возразить Юрий, тоже солидарен с Вами. Все равно, что сравнивать «Парфюмера» с предыдущими авторскими фильмами Тыквера.
В этой рецензии у тебя Доминик Пиньон, а в Амели - Доменик Пиньон.
Из этой фразы может показаться, что актриса сама проявляла чудеса гибкости. На самом деле ее дублером была русская гимнастка Злата.
Интересно, я не знал, спасибо. А где об этом можно почитать?
Триллер "Деликатесы", фантастическая драма "Город потерянных детей", изумительная романтическая комедия "Амели" , мелодрама "Долгая помолвка". И вот теперь - криминальная комедия "Неудачники"
Различие в жанрах тут чисто мнимое. На самом деле, фильмы Жене исключительно однообразны и сняты в одном жанре, который можно так и назвать: "фильмы Жене".
Что же общего у "Амели" и "Чужой 4"?
Да, тоже самое. Большинство его фильмов слишком инфантильны и приторно романтичны. Хотя "Деликатесы" и "Амели" я люблю. После "Амели", многие режиссеры подхватили эту слащавую струю, которая пользуется большим успехом у подростков прекрасного пола. Вышедший недавно "Господин Никто", по-моему, установил определенный предел приторности, выше которого даже Жене будет тяжело прыгнуть...
Жене - абсолютно не мой режиссёр (при этом я посмотрел, по стечению обстоятельств, практически все его фильмы). Первые двадцать минут смотрю любой его фильм с восторгом, где-то на сороковой минуте начинаю смертельно скучать. И чем больше действия происходит на экране, тем скучнее становится. И какой-то мерзкий осадочек после просмотра остаётся, даже затрудняюсь объяснить почему. Разве что "Город потерянных детей" более или менее понравился. Просто интересно, есть у кого-нибудь ещё такие же симптомы?
[QUOTE]
Различие в жанрах тут чисто мнимое. На самом деле, фильмы Жене исключительно однообразны и сняты в одном жанре, который можно так и назвать: "фильмы Жене".
[/QUOTE]
У меня наблюдаются похожие симптомы - начало интересное и даже захватыватывающее, но ближе к концу уже сидишь и мечтаешь, чтобы фильм наконец-то закончился.
И вроде бы красивые фильмы, милые, но к концу это все это приедается.
Кстати, Алексей, на упомянутую вами "Долгую помолвку" будет рецензия?
Я пока не смотрел.