- Режиссер:
- Дэмьен Шазелл
в джазовом оркестре.
Отзыв кота Бублика
Вывод кота Бублика
Флетчер говорит с Эндрю
Молодой парень по имени Эндрю
Ниман (Майлз Теллер) учится в престижной
нью-йоркской консерватории по классу
ударных. Несмотря на то что Эндрю
находится только на первом курсе, он
очень упорно занимается и полон амбиций:
Ниман хочет стать знаменитым джазовым
барабанщиком, великим джазовым
барабанщиком.
Причем, что интересно, ничто вроде бы его к этому не подталкивает. В семье у него музыкантов не было. Мать Эндрю бросила его совсем маленьким, и Эндрю воспитывает отец - бывший писатель, а ныне преподаватель.
В большой семье Ниманов - у отца есть брат с двумя детьми - принято считать, что ребенок должен добиваться успеха или на спортивной площадке, или на всяких научных олимпиадах. А музыка - ну что это вообще такое в наше время. Тем более - джаз! Умирающий жанр. То ли дело - рэп, вот тут хоть денег можно заработать.
Но Эндрю хочет стать именно
джазовым музыкантом и мечтает о том,
чтобы попасть в оркестр к великому
Флетчеру (Джей Кей Симмонс): тот дирижирует лучшим оркестром в
консерватории, который также считается
одним из лучших в стране. Эндрю и
остальные музыканты консерватории
знают, что Флетчер постоянно набирает в
свой оркестр музыкантов во второй
состав - чтобы первый состав был в тонусе
и не расслаблялся. Кроме того, музыканты
из второго состава имеют реальный шанс
попасть в основной.
Первая случайная встреча Эндрю
с Флетчером прошла безрезультатно:
Флетчер несколько секунд послушал игру
Эндрю, не был впечатлен и ушел.
Однако во второй раз, когда Флетчер зашел послушать оркестр, в котором играл Эндрю, Ниману было предложено присоединиться к оркестру Флетчера - во втором, разумеется, составе.
Эндрю просто счастлив. Он ради
такого события даже поборол собственную
стеснительность и пригласил на свидание
девушку, работающую в кинотеатре,
которая ему давно нравится.
Но после перехода в оркестр
Флетчера выяснилось, что Флетчер не
просто очень требовательный. Он -
дирижер-садист, который создает
практически невыносимые условия своим
музыкантам. Но он делает это не просто
так, а с великой целью: Флетчер считает,
что даже хороший музыкант не должен
почивать на лаврах и что его нужно
постоянно теребить - дабы хороший
музыкант стал великим.
Непонятно почему, но похоже, что
Флетчер видит какие-то очень серьезные
задатки в Эндрю. Потому что его он начинает
третировать заметно больше, чем
остальных музыкантов. Но Эндрю, который
поначалу производит впечатление
эдакого тихони-плаксы, обладает неким
железным стержнем, который помогает ему
не только не сломаться под давлением
Флетчера, но и добиться определенных
успехов. Впрочем, занять достойное место
в оркестре Флетчера ему это вряд ли
поможет. В оркестре Флетчера достойное
место занимает только один человек - сам
Флетчер.
***
Музыка
играет важную роль в работах режиссера
этого фильма - Дэмьена Шазелла. Его
первый фильм - "Гай и Мэдлин на скамейке в парке"
- о трубаче. Картина "Торжественный
финал", к которой он писал сценарий, о
пианисте.
Фильм
"Одержимость" (в оригинале Whiplash
- это, насколько я понял, идиома, которую
можно перевести как "работать из-под
палки") Шазеллом был задуман довольно
давно. Но он все никак не мог получить
для него финансирование.
Тогда
Дэмьен в 2013 году снял 18-минутную
короткометражку Whiplash о
дирижере-садисте. В ней сыграли Джей Кей
Симмонс и Джонни Симмонс (не родственник).
Короткометражка была представлена на
фестивале "Санденс", получила
хорошую критику, и вскоре Дэмьен нашел
источник финансирования полнометражной
картины по этому сюжету в компании Bold Films.
"Одержимость"
была снята за 19 дней, всего на создание
картины потребовалось 10 недель - чуть
больше двух месяцев.
И в 2014 году картина получила "Золотой глобус" за роль Джей Кей Симмонса. Также она получила еще 40 наград (включая несколько наград из серии "Фильм года") и 60 номинаций.
Сам режиссер говорил о том, что в основу сценария легли его детские воспоминания об игре в оркестре, дирижер которого отличался тираническими и чуть ли не садистскими наклонностями.
Когда
я начал смотреть этот фильм, то подумал,
что действие тут, скорее всего, будет
развиваться по столь любимым в США
лекалам спортивной драмы: молодой
способный паренек никак не может
добиться впечатляющего результата, но
под воздействием сурового внешне, но
внутри очень доброго тренера учится
работать в команде, преодолевать
собственные негативные черты характера
и в конце концов забивает решающий мяч в
Суперкубке. То есть это, наверное, будет
какой-нибудь "Джерри
Магуайер", думал я, не к ночи он
будет упомянут.
Однако чем дальше, тем становилось яснее, что картина намного интереснее и глубже, чем я предполагал. И тут, как это полагается для хорошего кино, нет однозначно правых и однозначно виноватых.
Да,
дирижер - тиран и фактически садист. Но
он глубоко убежден, что без такой манеры
общения с музыкантами из них не
получится ничего стоящего. Самое
страшное слово - это "молодец",
считает Флетчер. Потому что, услышав его,
музыкант решит, что он уже всего
добился, и перестанет расти как
исполнитель. Поэтому музыкантов надо
изо всех сил третировать и требовать от
них невозможного - тогда, глядишь, они
этого невозможного и добьются.
Что
интересно, в ситуации с Эндрю этот
подход, в общем-то, срабатывает. Эндрю
настолько хочет стать великим, что даже
расстается со своей девушкой - чтобы
всего себя посвятить барабанам. И он
совершенно фанатично репетирует, стирая
руки до кровавых мозолей.
Но, впрочем, из этой ситуации нормального выхода нет, потому что Флетчер при всех своих убеждениях - полнейший самодур, так что шансов у Эндрю практически не остается.
Джей
Кей Симмонс, сыгравший Флетчера, -
прекрасный актер. Его очень любят братья
Коэны - Симмонс играл у них роли второго
плана в "Играх
джентльменов" и "После
прочтения сжечь". И я все ждал, когда
же Симмонсу дадут развернуться, - видно
же, что актер отличный и очень
разноплановый.
Наконец-то
это произошло и Симмонс просто потряс: у
него получился невероятно мощный и
предельно харизматичный персонаж. Да, во
многом неприятный. Но дирижеры, как и
режиссеры, в общем-то, и должны быть
такими - тиранами. Иначе ничего не
получится.
Однако
от Симмонса я все-таки ожидал чего-то
подобного - и так было известно, что он
актер совершенно замечательный. Но тут
меня также приятно удивил Майлз Теллер,
сыгравший Эндрю. Совершенно заурядная
внешность "парня, которого никто не
любит", явное отсутствие харизмы - по
крайней мере, в начале фильма.
И
при этом Майлз отлично показал
совершеннейшую одержимость этого Эндрю,
довел своего персонажа до той точки,
когда он уже готов убить этого придурка
Флетчера - и в это легко можно было
поверить, - ну и насколько классно он
провел финальную "дуэль" Эндрю с
Флетчером, когда казалось, что Флетчер
победил по всем фронтам и Эндрю просто
уничтожен. Класс, просто класс!
Причем
еще Теллер действительно очень неплохо
играет на барабанах - это невозможно
сымитировать, а его игру в фильме
показывают более или менее честно, без
особых кинематографических уверток. (Хотя
понятно, что озвучивание игры на
установке делал профессиональный
музыкант.)
Майлз,
кстати, с пятнадцати лет играет на ударной
установке, выступает с ансамблем The Mutes,
который он основал вместе со школьными
друзьями. И для исполнения роли Эндрю он
занимался на установке с
профессиональным преподавателем три
раза в неделю по четыре часа. А во
время съемок он действительно играл до
изнеможения - этого требовал режиссер,
чтобы все выглядело достоверно.
Самое
главное, что есть в этом фильме, - то, что
крайне важно для любого музыканта, -
драйв! Без драйва не будет классной
музыки, без драйва вряд ли может
получиться хороший фильм. Здесь этот
драйв присутствует по полной программе:
напряжение нарастает буквально с каждым
кадром, а уж в сцене с аварией и с "дуэлью"
напряжение просто зашкаливало. (Кстати,
сам Майлз в 2007 году пережил тяжелейшую
автомобильную аварию, когда возвращался
с музыкального фестиваля.)
"Одержимость"
- фильм замечательный, я его посмотрел с
большим удовольствием. И у Симмонса,
наверное, лучшая роль в его карьере, и до
сего момента неизвестный мне Майлз
Таллер просто удивил: это же надо было
настолько ярко показать настоящую
одержимость в таком вроде бы мало чем
примечательном пареньке.
За финальную "дуэль" - отдельные комплименты. Это и сыграно было совершенно замечательно (что в актерском, что в музыкальном плане), и никакой тебе голливудской слащавости.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
очень мощно
да
Разве искусство джазовой импровизации состоит в том, чтобы послать весь оркестр и истошно молотить, закатив глаза, как объевшийся мухоморов викинг? Неужели кульминационное соло - такой шедевр по исполнению, что ему, замерев, внимает весь Карнеги-холл?
В соло из комментария выше понимаю, в чем виртуозность. Здесь чего-то нет.
Алекс, всё надеюсь на рецензию к "Flashbacks of a fool". Необычный фильм...
Потрясающий фильм
Смотреть и советовать!
Например, в фильме "Spectacular Now" у него была роль парнишки, которого наоборот ВСЕ ЛЮБЯТ, и там это чётко видно.
(Сам "Spectacular Now", кстати, фильм приятный, IMDb 7.2, но рекомендовать не взялся бы -- для написания рецензии точно не подойдёт.)
Вообще Майлз Теллер актёр прекрасный, но далеко не всегда играет в хороших фильмах -- чаще ему достаётся фигня вроде "That Awkward Moment". В этом смысле один-в-один с Заком Эфроном.
Джей Кей Симмонс там просто сносит крышу. Невероятно мощный сериал НЕВЕРОЯТНО
Алекс!. Посмотрите тюрьма Оз!
Джей Кей Симмонс там просто сносит крышу. Невероятно мощный сериал НЕВЕРОЯТНО
А меня что-то ОЗ не зацепил. Первый сезон нормально пошел, а вот второй еле досмотрел и бросил. Но Симмонс там хорош, да и вся линия его героя и соседа лучшая в сериале.
Мне Симмонс в этой роли напомнил, по темпераменту и харизме, знаменитого сержанта Хартмана из Цельнометаллической оболочки, Кубрика...
Алекс, теперь от тебя жду рецензию на Охотника на лис, надеюсь не подведешь, а то ведь на Жасмин так и не сделал, подлец(
Что значит - так и не сделал? Оба фильма пока только дублированные гуляют, нафиг мне их так смотреть - впечатление портить?
P.S. И, кстати, " Джон Уик " уже вышел "на дисках". Будете смотреть, рецензировать, Алекс?
а на каплинг будет рецензия или в оригинале тоже не зацепило?
Я не знаю, что такое каплинг.
а на каплинг будет рецензия или в оригинале тоже не зацепило?
А, дошло, это который "Счастливы вместе". Что-то меня пока не цепануло.
Как барабанщик барабанщику 😄
Почему же "Мой рейтинг: 8,0." Даже ниже IMDB?
И ещё представилось, как Дамьен Шазель мог снимать Уиплэш, добившись такой игры Флэтчера:
— Так, Симмонс, что ты творишь, бездарь?! Где игра, где характер?! Пошёл вон со сцены! Малкович — начинай со сцены 17, третья фраза в диалоге. Всё, хватит, на замену! Харрис. Твоя очередь. Уже достаточно, бестолочь! (прошло полгода) Ладно, Симмонс, роль твоя...
Вообще ничего общего.