- Режиссер:
- Роджер Дональдсон
- Но у меня даже нет ливерпульского акцента!
- Тогда ничего и не говори.
Диалог из фильма
Старина Терри Лизер (Джейсон
Стэйтэм) - более или менее примерный семьянин:
у него очаровательная жена Венди (Кили Хоус)
и две маленькие дочери. Терри изо всех сил
старается обеспечить семью так, как
полагается, однако у него это плохо
получается. Лизер вырос в весьма
неблагополучном районе Лондона, никакого
достойного образования не получил, да и
некоторые "профессиональные" навыки,
впитанные им в детстве и юности, не позволят
парню занять пост менеджера в какой-нибудь
достойной корпорации. В результате Терри
является владельцем магазинчика-автомастерской,
в которой торгуют подержанными
автомобилями и проворачивают всякие мелкие
преступные делишки: скручивают спидометры,
потихоньку толкают ворованные машины - в
общем, выживают, как умеют.
Разумеется, такой бизнес - вовсе
не то, о чем Терри мечтал в детстве, пробуя
свою первую пинту пива. Кроме того, дела у
мастерской идут паршивенько, Терри уже
прилично задолжал местному
районному авторитету, так что в
относительно ближайшее время у него могут
начаться серьезные проблемы с коленными
чашечками. Поэтому когда у Терри на
горизонте вдруг возникла подруга детства
Мартин (Саффрон Берроуз), которая
предложила весьма крупное дельце - Терри
сразу согласился.
Между тем, дельце - непростое.
Терри должен ограбить банк на Бейкер-стрит.
Конечно, обычно банки грабят профессионалы,
но, по мнению Мартин, в данной ситуации
должен справиться даже дилетант Терри со
своими парнями: у банка неделю будет
отключена сигнализация, а рядом с ним
расположен сдающийся в аренду магазин,
через который можно сделать подкоп прямо в
хранилище. Мартин утверждает, что эту
информацию ей на пьянке сообщил один
подвыпивший знакомый, который ни на какую
долю не претендует.
Терри подозревает, что Мартин как
минимум не договаривает. Владеть такой
информацией и разболтать ее знакомой на
пьянке? Это надо быть полным идиотом. Терри
догадывается, что таинственный информатор
Мартин - вовсе не идиот. Но Лизер при этом не
знает главного: этот информатор - сотрудник
британских спецслужб Тим Эверетт (Ричард
Линтерн). Именно спецслужбы инициировали
данное ограбление: им нужно добраться до
ячейки №118, в которой один одиозный
драгдилер и сутенер Майкл Абдул Малик,
выдающий себя за непримиримого борца с
расизмом и угнетением, по совету своего
друга порнографа Лу Вогеля (Дэвид Суше)
держит конверт с компрометирующими
фотографиями. Компромат у Абдул Малика -
очень серьезный и касается самых
высокопоставленных персон Великобритании.
Поэтому драгдилер себя так вольготно
чувствует в Лондоне: спецслужбы не смеют
его тронуть, пока не добрались до
компромата.
В результате у руководства MI5
и возникла мысль - попробовать чужими
руками достать изюминку из глинтвейна: если
ограбление состоится, спецслужбы заберут у
дилетантов компромат Малика, после чего
уберут дилетантов. Если не состоится и
дилетанты попадутся - ну что ж, наплевать на
этих чертовых лузеров.
Впрочем, так как Терри что-то подозревает, он постарается принять определенные меры предосторожности. Хотя на самом деле на него и его подручных при подобном раскладе нельзя поставить и пенни - уж больно рискованное предприятие.
***
В анонсах фильма "Ограбление
на Бейкер-стрит" красуется надпись "основано
на реальных событиях". Это правда. И
действительно - в Лондоне в 1971 году было
совершенно одно из самых громких
ограблений банка. Судя по всему, ограбление
было инициировано MI5 именно с целью
заполучить в свои руки компромат на
высокопоставленных особ. (Ходили слухи, что
снимки имели отношение к принцессе
Маргарет, сестре Елизаветы II.) Грабители
похитили денег и драгоценностей на
огромную по тем временам сумму в 8 миллионов
долларов, но по факту кражи никого
впоследствии не арестовали. MI5
тут же засекретила все материалы по данной
истории, поэтому ограбление на Бейкер-стрит
осталось самым загадочным преступлением
Великобритании.
Сейчас, спустя почти сорок лет с
момента описываемых событий, какие-то
документы рассекретили, но полную картину
ограбления не удалось воссоздать до сих пор
- так же, как и выяснить, кто именно в этом
всем участвовал. Поэтому фильм - это
совершенно вольная реконструкция, в
которой фигурирует пара-тройка реальных
лиц, а практически все остальные - плод
фантазии сценаристов Дика Клемента и Яна
Лафренейса.
Впрочем, от зрителей особо и не скрывают, что речь идет не о документальной реконструкции, а просто о криминальной драме, основой сценария которой стала нашумевшая старая история.
Поставлено это все по-британски
основательно, причем, что приятно, в фильме
нет и следа подражанию Гаю Ритчи - а этим
страдали (или наслаждались) многие
британские криминальные картины, снятые в
последние девять лет. Более того, нет и
следа модных голливудских тенденций:
бесконечного мельтешения ручной камеры и
бешеного клипового монтажа, - что также
радует.
"Ограбление на Бейкер-стрит" напоминает старые британские фильмы с Майклом Кейном: неторопливое развертывание повествования, меньше болтовни - больше дела, одна пинта пива за обедом и две истинно британские шутки на всю картину. Или одна? Нет, все-таки две.
Впрочем, Джейсон Стэйтэм в роли
Майкла Кейна - проигрывает по нескольким фронтам.
При всем уважении к этому колоритному и,
безусловно, харизматичному актеру - данная
роль все-таки совершенно не его. Стэйтэм
отлично играет персонажей, которые мало
говорят и много (а главное - быстро)
действуют. Но какие-либо эмоции ему
практически недоступны. Даже Шварц
ухитрялся изображать по крайней мере одно
эмоциональное состояние, кроме
безразличного блеска чьего-то скорого
убийства в глазах, - для этого он поднимал
правую бровь, и становилось понятно: ШВАРЦ
ЧТО-ТО ЗАДУМАЛ. А у персонажа Стэйтэма, когда
ему полагается испытать какие-то бурные
эмоции, только щетина начинает заметно
быстрее расти - более ничего.
В результате одна из главных
ролей - проседает. Особенно когда в самом
начале в мастерскую к Терри приходят двое
громил и назидательно портят автомобили, а
Литер не только не отбил у них охоту к
любому дальнейшему размножению, но и даже
не рявкнул на них как следует - зрители от
этого испытывают определенное
разочарование. Не таков наш Стэйтэм! Его
персонажи не прощают оскорблений - на том
стоят кассовые сборы!
И даже тот факт, что Терри во
второй половине фильма разочек кому-то все-таки
начистил физиономию - общую картину уже не
меняет. В этом фильме драк практически нет,
налицо - чистое психологическое
противостояние. И эту психологию Стэйтэм, к
сожалению, не вытягивает, хотя имеющаяся
харизма несколько сглаживает данный
печальный факт.
Остальные персонажи - заметно
лучше. Самый яркий из них Дэвид Суше,
сыгравший сурового порнографа Лу Вогеля.
Суше прославился исполнением роли
детектива Пуаро, а здесь ему выпал шанс
сыграть одного из главных злодеев: шанс был
использован на все сто, злодей получился
превосходный и Суше здесь даже чем-то
напоминал легендарного Лоренса Оливье.
Также очень понравился Ричард Линтерн,
сыгравший Тима Эверетта из MI5. Эверетт -
персонаж совершенно неоднозначный. С одной
стороны, это представитель спецслужбы,
которая подставила ни в чем не повинных
людей и явно не остановится перед тем, чтобы
их просто убить, когда они выполнят задание.
С другой, у него есть определенные
моральные принципы, и в общем и целом этот
Тим в общем-то даже вызывает некую симпатию,
особенно в конце фильма.
Саффрон Берроуз в роли Мартин - хороша. Она не то чтобы показывает какую-то замечательную актерскую игру, однако актриса красивая и выглядит очень эффектно.
Но основные достоинства фильма,
на мой взгляд, все-таки заключаются в сюжете.
С какого-то определенного момента действие
раскручивается достаточно лихо, и картина
смотрится очень и очень захватывающе:
персонажам действительно сопереживаешь и
надеешься, что они все-таки смогут
выпутаться из той суровой ситуации, в
которую они попали.
Впрочем так называемое
послевкусие у картины - так себе. Смотрится
это все с удовольствием, но уже после
просмотра в голову начинают лезть всякие
алогизмы, несостыковки и так далее. Но их
лучше гнать прочь. Какая, в конце концов,
разница, кто там, зачем, почему и с какой
целью? Смотрится картина действительно
хорошо, а что еще надо? Кроме того, я вообще
люблю британские фильмы и британский
акцент, а уж с этим у "Ограбления" - все
в полном порядке!
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
ровно и захватывающе
вполне можно
Два вопроса. Британский акцент? А англичане не обидятся на такое? 😄 Просто интересно было бы услышать от владеющего мовой фразу про русский акцент об русском языке.
И не очень понравился дружок - порноактёр. Нет, сыгран неплохо, но сам персонаж какой-то никакой и изначально было понятно, что бычок на заклание.
Чем порадовали - отсутствием захвата в заложники семьи и последующим их героическим освобождением. Обошлись другом.
А про девченку из МИ-5 - по мойму очень роль нужная. Тут и противовес Тиму Эверетту, вроде как в операции участвуют оба, но один вверх, другая вниз, что характерно. И показать злодейства этого потерявшего человечность дикаря, сажающего приличного британца на цепь. И трудный путь Тима вверх по каръерной лестнице по трупам, в том числе и своих близких друзей(подруг)
Не случайно её вводят в самом начале в лифте - показать близкие отношения. И драматизму добавили, девочку то жалко.
А вообще вся интрига фильма опрокинута названием и личиной главгероя. Так что оставалось только с интересом рассказать КАК они это сделали, что в общем то получилось.
PS Вчитался в афишу... С какого ... это "шокирующий боевик" ?