- Режиссер:
- Луи Леттерье, Кори Юен
- В ролях:
- Джейсон Стэйтем, Мэтт Шульц, Ки Шу, Франсуа Берлен, Рик Янг
Есть такая профессия, сынок,
родину защищать. Ну, знаешь, сначала
долго и нудно тренируешься, развивая у
себя стальные миндалины, а затем любишь
родину до исступления в кончиках
пальцев, до хрипоты в голосе от чувств-с,
до дрожи в руках после трехнедельной
пьянки. Зато затем, когда родина
потратила на тебя весь свой березовый
сок, можно выйти в отставку, а на
военную пенсию купить себе маленький
скромненький двухэтажный домик в Ницце.
Если после этой покупки от пенсии что-нибудь
останется, тогда мелочишку потратим на
какую-нибудь простенькую автомобильку,
вроде BMW 735i 1999 года, снабженную элементарными
суперкомпьютерами, а затем обеспечим
себе небольшой ежемесячный приварочек,
время от времени подкалымливая на этой
машинке. Каким образом? Да как угодно!
Можно молоко развозить. Можно еще что-нибудь.
Что попросят - то и развезем. Бывшие
военные на все готовы, как штык!..
Фрэнк Мартин (Джейсон Стэйтэм)
- как раз такой отставной военный (ухватки
и хозяйственность выдают в нем бывшего
прапорщика), который поселился в
скромном двухэтажном домике в Ницце и
на своей суперновой BMW выполняет разные
мелкие поручения. Он называет себя "перевозчик".
Работа у него простая, но довольно
специфическая. Фрэнк перевозит все, что
угодно и куда угодно. Он не задает
вопросы и ничем лишним не интересуется.
Фрэнку нужно знать только одно: куда
подать машину, объем и вес перевозимого
груза, пункт назначения. Цена за
перевозку высока, но и доставляет он,
конечно, не молоко.
У неразговорчивого Фрэнка
три железных правила, которые он всегда
выполняет. Первое - не отказываться ни
от каких предложений. Второе - никаких
имен. Третье - не интересоваться, что за
груз он перевозит. И все у парня
получалось, пока он не нарушил третье
правило. Да-да, Фрэнк повел себя
совершенно непрофессионально! Он
заглянул в перевозимую сумку и
обнаружил там китаянку (Ки Шу). Мало
того! Он напоил ее кока-колой, что
строго-настрого запрещено Женевской
конвенцией. Он разрешил ей отправиться
пописать, чем она тут же
воспользовалась в своих далеко идущих
целях. Короче говоря, тихой и спокойной
жизни Фрэнка пришел полный
пердюмонокль, как говорят в Ницце.
Теперь он может забыть о том, чтобы тихо
и спокойно перевозить в нужное место
грабителей банков под вой десятков
полицейских машин, доставлять по
указанному адресу чемоданчик с
компактной ядерной бомбой или
привозить глубоко законспирированному
шпиону карты засекреченных пусковых
установок. Ничего этого в его жизни
больше не будет! Фрэнк встал на опасный
путь, и этот путь повел его далеко-далеко,
в те места, где суровые мужчины плющат
друг другу детородные органы, а толстые
китайцы со следами двухсот пятидесяти
пластических операций на лице
занимаются всяким непотребством. Зато
он встретит свою первую и последнюю
любовь - полицейского комиссара
Таркони...
***
Люк
Бессон в интервью очень часто упоминал, что когда он начинал работать режиссером,
ему страшно не хватало... продюсера Люка Бессона. Поэтому Бессон, завязав с
режиссерством, со страшной силой кинулся в продюсирование, выпуская под своей
эгидой несколько фильмов в год. Первый его продюсерский опыт - очень симпатичная
комедия "Такси" - позволял надеяться,
что Бессон в выборе нового призвания не ошибся. Однако после этого Бессон,
как продюсер, не просто покатился под откос, а рухнул вниз с высокого обрыва,
подняв огромный фонтан брызг, навеки похоронив под ними надежду на то, что он
выпустит что-нибудь приличное. Потому что все эти дансеры,
ямакаси и прочие васаби - такой полный отстой и
отвратительная дешевка, недостойная даже называться именем "кино",
что этого никто не ожидал от человека, который в свое время снял хотя и не шедевры,
но весьма симпатичные фильмы. Так что с продюсерской точки зрения имя Бессона
стало как бы брендом наоборот: теперь фраза в анонсе "Продюсер - Люк Бессон",
скорее, является признаком того, что этот фильм вовсе не нужно смотреть.
К
счастью, "Перевозчик" этот постулат оправдывает не на сто процентов.
Потому что у фильма есть явные преимущества, в отличие от идиотичных дансеров
и тупых до озверения ямакасей. Первое и самое главное достоинство - зрелищность
некоторых эпизодов. Не то чтобы вас там ждут какие-то чудеса, однако гонки на
машинках, драчки на грузовичках, взрывы из чемоданчика и легкая бомбежка скромной
хижины прапора в Ницце - сделано вполне и вполне на уровне. Второе достоинство
- постановка драк. Критики пишут о каком-то невероятном перевоплощении Стэйтэма
- незабываемого Турка из "Большого куша",
- однако я никаких перевоплощений не заметил. Просто Стэйтэм снял свой типично
английский сюртучок, нацепил типично шварценеггеровско-виндизельскую маечку,
уже не скрывающую бугрящиеся грани его натуры, и проявил себя в полном блеске
рукодрыжества и ногомашества. Проявил классно, зрелищно и эффектно. Тут же забываешь
флегматика Турка и видишь крутого Фрэнка, который в прыжке двумя ногами одновременно
врежет двум негодяйским врагам, десяток врагов окучит простым свитером, а уж
что он вытворяет в автобусе и в луже масла - это нужно просто видеть, потому
что даже мое бойкое перо не в состоянии описать завихрительные эскапады всех
кульбитов.
Третье
достоинство - все тот же Стэйтэм. Но уже с точки зрения выражения лица и столь
модного сейчас слова "харизматичность". Потому что парень смотрится
- очень и очень. Ничуть не хуже ныне звездного Вина
Дизеля. Однако Дизель больше склоняется в сторону экстремально-панковской
кислотности, и на его стороне симпатии соответствующей части аудитории, а Стэйтэм
- невозмутимый крепыш, который придется по душе людям с научным складом ума.
Стильный и симпатичный. И даже в глазах его светятся какие-то намеки на ум,
которые подобному герою, впрочем, ни на фиг не сдались. Его дело - мужественно
выпячивать челюсть (у Стэйтэма она выше всяких похвал, Дизель там и рядом не
выпячивался), бугрить мускулатуру и произносить одну фразу в пять минут. Он
это и делает, причем солидно, выпукло и стильно. Так что с этой стороны тоже
все в порядке. Не знаю, попадет ли Стэйтэм в Большой Голливуд - с иностранными
актерами (а он англичанин и живет в Англии) это случается крайне редко, - однако
то, что Стэйтэм даст сто очков вперед многим голливудским крепышам - факт.
Далее идут одни недостатки.
Главный из которых - то ли нарочитая, то
ли сама собой получившаяся тупизна
сценария. Впрочем, похоже, что это в
последнее время стало фирменным стилем
Бессона (а он был одним из авторов
сценария) - продюсировать фильмы,
сценарий которых рассчитан на
десятилетних детей с пороками развития
мозжечка. И не нужно мне говорить, что в
сценариях боевичков и должна быть
масса всяких условностей. Потому что
кинематографические условности - это
одно. А дебилизм сюжета - это совсем
другое. Меня вполне устраивает, когда
Бонд спасает мир. Меня также вполне
устраивает, когда из иксатого Дизеля
делают суперагента, и он сражается с
колоритным венгром, который непонятно
с какого бодуна собирается уничтожить
этот мир. Там все понятно, это все
законы жанра. И я вполне готов простить
существование несуществующей
профессии (по крайней мере, в таком виде)
"доставщик". Законы жанра есть
законы жанра. Нужно от чего-то
оттолкнуться.
Однако когда в сценарий
напихивают какие-то жуткие идиотизмы с
доставкой несчастных китайцев в
контейнерах, а на передний план выходит
некий китайский папаша, чью истеричную
дочурку Фрэнк мужественно спас и
ласково трахнул, я начинаю слегка
офигевать. Они там такого идиотизма
понавертели с этими китайцами, что даже
мужественный отставной прапорщик
сильно смазался и потерял в весе. Эту
дурацкая, хотя и симпатичная, девчушка
то пленница, то заложница, то любящая
дочурка, то боевая подруга, то наш
человек в тылу врага, то совесть нации,
а то и не пойми кто. Похоже, что Бессон
или курил какую-то не ту траву, или
перешел на галлюциногенные сорта
китайского чая. Ничем иным этот
сценарий, который через 15 минут после
вполне пристойного начала фильма
начинает колбасить, как китайца в утлой
лодчонке посреди мирового океана, я
объяснить не могу.
Папашка девчушки (Рик Янг)
похож на престарелого Майкла Джексона -
прежде всего, следами многочисленных
пластических операций на лице. Этот
клоун - великий бизнесмен, любящий отец
и преступник мирового масштаба. Свою
дочурку он нежно обожает, однако в
воспитательных целях время от времени
говорит своему водителю: "Следи за
ней. Если будет рыпаться - пристрели".
Такие трогательные родственные
чувства - это что-то. А уж пафос папаши и
дочурки... Хорошо, что кот Бублик фильм
не видел. Его бы просто стошнило от
отвращения... В общем, вся эта китайская
идиотизма под конец фильма меня
задолбала настолько, что даже Стэйтэм
уже не радовал. Взяли да испортили
боевичок, который вполне пристойно
начинался. Зачем они это сделали? А черт
их знает. Бессон, одно слово.
Резюмирую. Посмотреть это
дело на большом экране можно, если вас
не раздражают до предела тупые сюжеты.
Гонки впечатляющие, драки весьма
эффектны, Стэйтэм - вообще классный.
Злодеи - дурацкие, простые как две
копейки и придурковатые. Самый дурной
злодей - китаец. Уж и не знаю, почему
постановщики не сочли его достойным
хоть чуть-чуть более прилично
созданного характера. Девочка-китаянка
- очень симпатичная. Но у нее характер
тоже - не бей лежачего. Все время биться
в истерике и грозить папашке. Роль,
короче говоря, которой не позавидуешь.
В общем, с пивком это кинцо прокатит.
Однако у меня осталось чувство сильной
досады. Начиналось это все на порядок
круче, чем то, во что картину в конце
концов превратили. Могли бы сделать
приличный фильм. Но не стали или не
захотели. Или считают зрителей
идиотами. Одно из пятнадцати...
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 3 |
Режиссерская работа | 2 |
Сценарий | 1 |
зрелищный боевичок с тупейшим сценарием
решайте сами