- Режиссер:
- Кристофер Нолан
- В ролях:
- Стивен Тоболовски, Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантолиано, Ларри Холден
Леонард
(Гай Пирс) страдает редкой формой
амнезии - потерей кратковременной
памяти. Некоторое время назад его жена
была изнасилована и убита, а сам Ленни
при этом получил травму. В результате
полученной травмы, а может, и в
результате пережитого потрясения у
него появилось это необычное
заболевание: Леонард отлично помнит
всё, что было до момента убийства, а все
остальные события очень быстро
полностью стираются из его памяти.
Нападающих на его жену было двое. Одного из них Леонард убил при нападении, а второму удалось скрыться. Полиция убийцу даже и не искала - там посчитали, что нападающий был всего один. После этого Леонард решил самолично найти этого человека и застрелить его. Но каким образом он может провести расследование, страдая подобным недугом?
В
практике Леонарда, когда он занимался
расследованиями по заказу страховой
компании, был случай с неким Сэмми (Стивен
Тоболовски), который также потерял
кратковременную память, - Ленни тогда
пытался выяснить, физическое это
заболевание (повреждение мозга) или
чисто психологическое.
Сэмми
использовал специальную систему
записок, чтобы хоть что-то вспоминать, и
Леонард также пользуется подобным
приёмом, однако он этот метод
значительно расширил: кроме записок
Ленни использует "поляроидные"
фотографии различных людей, с которыми
ему приходится постоянно общаться, и
делает татуировки на теле, в которых
пишет ключевые фразы своего
расследования.
Он ходит в стильном дизайнерском костюме и ездит на дорогущем "Ягуаре". Откуда у несчастного больного эти вещи и машина - никто не понимает, включая его самого: у него никогда не было денег на подобные роскошества.
В
процессе расследования Леонард
постоянно встречается с двумя людьми -
неким Тедди (Джо Пантолиано) и Натали (Кэрри-Энн
Мосс). Тедди вроде как считается его
другом, но система противоамнезийных
оповещений говорит о том, что этому
парню нельзя доверять. Натали помогает
Леонарду найти информацию об убийце
его жены, однако понятно, что она при
этом преследует какие-то тщательно
скрываемые собственные интересы,
связанные с её дружком Джимми (Ларри
Холден).
Основная
проблема в расследовании Ленни
заключается в том, что он должен
безоговорочно доверять самому себе и
скрупулёзно выполнять то, что написано
в татуировках, фотографиях и записках.
И если он решит обмануть самого себя, то
против этого ничего поделать уже будет
нельзя.
***
Фильм
"Помни" снят режиссёром
Кристофером Ноланом по коротенькому
рассказу Memento Mori, написанному его
братом Джонатаном. Кристофер сам
написал киносценарий и снял картину в
рекордно короткие сроки - всего за
двадцать пять съёмочных дней - и с
рекордно низким бюджетом - всего девять
миллионов долларов.
Этот
режиссёр славится тем, что умеет
мастерски накручивать напряжение в
своих фильмах, и в "Помни" - его
втором фильме - это также проявляется в
полном блеске. Причём Нолан
сознательно усложнил себе задачу,
пустив время в фильме вспять,
одновременно прерывая монтаж точками
определённой "контрамоции".
"Помни"
начинается с конца - завершения
расследования Ленни. И после этого
картина начинает двигаться в обратном
направлении, показывая отдельные
эпизоды этого расследования. Причём
каждый из эпизодов также начинается с
конца - зрителям показывают ключевую
сцену, а потом действие к ней подводит.
Подобный
подход и соответствующий монтаж
оказывают совершенно завораживающее
воздействие. Кажется, что ты вместе с
Леонардом испытываешь эту
антероградную амнезию (именно так по-научному
называется данное заболевание) и
пытаешься прорваться сквозь туман
забывчивости.
Впечатление
также усиливается благодаря
прекрасной игре Гая Пирса. Нолан
рассказывал, что Пирс буквально вжился
в эту роль и практически слился с
больной личностью Ленни, в результате
по фильму отлично видно, в каком жутком
напряжении живёт этот человек.
Интересно,
кстати, что на роль Леонарда
первоначально рассматривались совсем
другие актёры - Алек Болдуин, Брэд Питт
и Аарон Экхарт. Однако Кристофер Нолан
выбрал Пирса - и не прогадал. Пирсу
вообще нечасто удаётся блеснуть ("Людоеда"
я ещё не посмотрел), но здесь роль
просто шедевральная. Паранойя, которую
испытывает персонаж Пирса, выглядит
совершенно натурально и реалистично.
При этом Пирс играет довольно
сдержанно, без театральщины, а чувство
ужаса, которое испытывает человек,
находясь в совершенно незнакомом мире,
где ему ещё приходится вести серьёзное
расследование, видно только по глазам
Ленни.
Очень
интересная роль у Джо Пантолиано,
играющего Тедди. С первых секунд фильма
понятно, что Леонард именно Теодора
считает убийцей, однако при этом Тедди
во всех эпизодах ведёт себя как хороший
приятель Ленни - он симпатичный,
весёлый и доброжелательный. Но
одновременно ясно, что его
доброжелательность - несколько
напускная и что Тедди от Леонарда тоже
что-то нужно. Пантолиано - яркий актёр, и
эта роль у него получилась блестяще.
Кстати, за год до этого он сыграл
несколько похожего персонажа "друга-предателя"
в "Матрице".
Оттуда
же, прямо из "Матрицы", в фильм
пришла и Кэрри-Энн Мосс. Нолан в
интервью говорил, что ему очень
хотелось заполучить эту актрису на
роль Натали и он очень рад, что Кэрри-Энн
нашла в своем расписании время для
этого фильма. У Натали роль тоже
совершенно неоднозначная, как и у Тедди.
То она друг, то она холодная стерва, то
она истеричка - в общем, тоже целый
спектр эмоций, который был сыгран очень
неплохо.
Больше
всего в "Помни" мне нравится
редкая для Голливуда оригинальность и
стиль изложения. Фильм совершенно ни на
что не похож, смотрится с огромным
интересом и производит очень сильное
впечатление. Не говоря уж о том, что
Нолан приберёг для зрителей далеко не
один очень эффектный поворот действия,
от которого просто дух захватывает.
Зрители
и критики картину оценили очень высоко.
Сорок две награды и тридцать четыре
номинации (включая две на "Оскар") -
признание критиков. Зрители же "Помни"
оценили ещё выше - двадцать восьмое
место в Top250
фильмов на IMDB.
Оценки, на мой взгляд, вполне заслуженные. Я бы не назвал этот фильм супершедевром, однако то, что это один из самых эффектных и ярких триллеров из всего, что я видел, не вызывает никаких сомнений.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отличный триллер
да
немножко постоял в дверях, мотая головой. Ты, Молчун, только не
забудь, что тебе завтра на Выселки идти, с самого утра идти, не
забудь: не в Тростники, не на Глиняную поляну, а на Выселки...
И зачем это тебе, Молчун, на Выселки идти, шел бы ты лучше в
Тростники, рыбы там много... занятно... На Выселки, не забудь,
Молчун, на Выселки, не забудь, Кандид... Завтра с утра на
Выселки... Парней уговаривать, а то ведь вчетвером до Города не
дойти... Он не заметил, что вошел в дом."
И среди комментариев есть комментарий Mike Stone (2й абзац снизу):
---
Although not listed in the features on the DVD box, the much-ballyhooed 'Chronological Version' -- playing the scenes in the order in which they happen rather than back to front -- is here.
---
Ну, значит, не шутка. Но все равно не понимаю, в чем смысл 😉
Ничего не слышал, думаю, что это чушь.
Фильм давно стоит у меня на полке.
На самом деле тайм-лайн там еще сложнее. Схематично я бы его обозначил так
B------>C<-------A
Т.е. действие начинается с самого конца (A). Потом показывается самая ранняя сцена повествования (B). Потом сцена перед A, потом после B, и т.д. пока в конце концов они не сходятся в C. При этом из отрезка B-C еще бывают флэш-беки в совсем раннее время, предшествующее трагедии. Ничего более оригинального я не видел и вряд ли увижу.
Так что сценарий однозначно 5+. Зрелищность, наверное, все же 4-, хотя она тут и не сильно нужна.
досадно лишь, что выполненно всё на более чем скромном бюджете, и смотрится как фильм категории ..., не разбираюсь в этих категориях )) но где то из последних.
жаль ,что упущена такая редкая возможность сотворить качественно оригинальный фильм со всеми вытекающими зрелищно-пафосными составляющими,
иначе, всё же фильм прошёл достаточно мало заметным , что ни говори, многие о нём до сих пор и не слыхивали.