- Режиссер:
- Эдвард Цвик
- В ролях:
- Тони Голдуин, Том Круз, Хироюки Санада, Кен Ватанабэ, Масато Харада, Тимоти Спэлл, Койоки
"Хэйкэ моногатари"
Велюров
Сразу
хочу успокоить взволнованных
киноманов - последнего самурая играет
вовсе не Том Круз. (А то на форумах
высказывались такие опасения.) Том Круз
играет капитана Натана Олгрина -
ветерана войны Севера и Юга, активного
участника войн с индейцами... Впрочем,
эти прошлые активные сражения с
индейцами самого Олгрина как-то не
радуют. Он все больше вспоминает
позорные карательные экспедиции, во
время которых отряд полковника Багли (Тони
Голдуин), в котором служил Натан, убивал
беззащитных женщин и детей, так что
Олгрина постоянно мучают кошмары и он
вынужден пить, как лошадь (американцы
говорят - как рыба), чтобы отогнать от
себя дурные воспоминания.
Однако
внезапно Натану через все того же
полковника Багли поступает весьма
интересное предложение: отправиться
вместе с полковником и своим старым
сержантом в Японию - обучать японскую
армию современному военному искусству
и навыкам владения оружием. Само
предложение сделал советник
Императора Омура (Масато Харада). Он -
сторонник европейского развития
Японии и считает, что современная армия,
снабженная винтовками и пушками,
должна прийти на смену плохо
организованным самураям, которые
сражаются с помощью архаичного
вооружения: мечей, ножей и луков со
стрелами.
В
Японии Олгрин продолжает алкоголить,
заглушая в себе горечь воспоминаний об
индейских деревнях, и тренирует
японских крестьян, из которых Омура
пытается сделать регулярную армию. В
один прекрасный момент от Олгрина
потребовали повести это недовойско
сражаться против отряда самурая
Кацумото (Кен Ватанабэ), который делает
набеги на правительственную железную
дорогу и весьма досаждает Омуре.
Кацумото в прошлом - советник
Императора, однако сейчас он находится
в жесткой оппозиции к правительству (Император
по фильму - марионетка в руках Омуры),
взявшему курс на уничтожение
самурайства.
Несмотря на протесты Олгрина о том, что это войско не готово к войне, Омура и Багли отправляют солдат во главе с Олгрином сражаться с Кацумото, мотивируя это тем, что, мол, эти дикари-самураи сражаются только с помощью мечей и стрел, так что войско с ружьями расщелкает Кацумото, как орешки.
Тем
не менее плохо обученные крестьяне,
даже вооруженные современными
средствами, не смогли справиться с
маленьким, но наводящим ужас отрядом
самураев Кацумото, и войско Олгрина
было наголову разбито. Сам Натан храбро
сражался до последнего, был серьезно
ранен, и Кацумото, на которого
произвело впечатление мужество
Олгрина, приказал не убивать солдата, а
взял его в свою деревню, где отряду
самурая предстояло скрываться почти
год, до следующего лета...
***
Сразу
скажу - снято это все очень пристойно и
смотрится просто замечательно. Боев не
особо много, но они производят весьма
внушительное впечатление... Бой
новобранцев с отрядом Кацумото снят в
лесу, в котором лучи солнца ярко светят
сквозь деревья. Отряд самураев
появляется в дымке, и воины выглядят
какими-то совершенно фантастическими
персонажами. Очень эффектно сделано
нападение наемных убийц-ниндзя на
деревню Кацумото. Зрители (и я в их числе) прям
испереживались все - до
того мастерски было передано просто
физическое ощущение опасности. Да и
само сражение с ниндзя Кацумото и
Олгрина выполнено превосходно.
Наш последний и решительный бой - триста самураев под руководством Кацумото против регулярной армии Омуры - снят тоже вполне пристойно, но уже весьма лубочно. Особенно последние сцены боя. Но подробно рассказывать не буду, дабы избежать спойлеров.
Круз
сыграл, в общем, вполне неплохо, хотя он
мне редко где нравится. Но здесь он
выглядел достойно. Правда, его было
слишком много. Оно понятно, что с
коммерческой точки зрения основное
внимание нужно концентрировать на
самой главной звезде, однако я хорошо
помню лицо Круза и мне не нужно было
его демонстрировать столько раз, чтобы
я освежил в памяти его светлый образ. Но
раздражать он не раздражал - уже хлеб. В
более зрелом возрасте он выглядит
намного лучше, чем в роли вечного
мальчика. А всякие претензии к роли
Олгрина более относятся к сценаристу,
нежели к самому Крузу. Впрочем, он там
один из главных продюсеров, мог бы и
повлиять. Но о сценарии - чуть позже.
Главная
же звезда фильма "Последний самурай"
- это, безусловно, Кен Ватанабэ,
блестяще сыгравший того самого
Кацумото - последнего хранителя
самурайских традиций, который
прекрасно понимал, что и он сам, и
самурайство как таковое обречены, но
он предпочел пойти на смерть, нежели
смириться с обстоятельствами и принять
сторону человека, которого он считал
своим личным врагом, - Омура. Ватанабэ за
эту роль выдвинут на "Оскара" в
категории "Лучший актер второго
плана". Номинация странная, потому
что Ватанабэ, безусловно, актер первого
плана, а не второго. Но если в эту
категорию его выдвинули для того, чтобы
он имел шанс действительно получить
"Оскара" (потому что статуэтку за
лучшую главную роль он не получил бы ни
под каким видом), - тогда я свои
претензии снимаю. Великолепная роль,
великолепный Кацумото - суровый воин,
нежный отец, мудрый наставник, отличный
собеседник.
Хорошая
роль у Койоки, игравшей сестру Кацумото
Така, в которую влюбился Олгрин. Вот тут
(если пока не обсуждать некоторые
моральные аспекты) все было показано
очень целомудренно и очень по-японски.
Сцена, когда Така надевает на Олгрина
кимоно перед последней битвой, -
невероятно эротична, хотя эротики как
таковой в ней нет вообще. Мои
комплименты, так снять подобную сцену
могут только настоящие профессионалы.
Несмотря
на весьма большую продолжительность -
два с половиной часа, - фильм не кажется
затянутым. В нем захвачен довольно
большой промежуток времени жизни
Олгрина, и о каждом его этапе
рассказывается весьма подробно. Однако
это не утомляет, а наоборот, весьма
интересно смотреть, как Олгрин
начинает вживаться в быт
общины самураев, как постепенно проникается их
жизненными принципами.
Снято это на очень высоком профессиональном уровне: типичные виды Японии - невероятно красивы (особенно нужно отметить тот факт, что часть "Японии" снимали в Новой Зеландии), а Токио тех времен воссоздан с высокой степенью достоверности.
Смотреть
фильм очень и очень приятно. Когда
смотришь - наслаждаешься и более ни о
чем другом не думаешь (ну, разве что
временами все-таки проявляются всякие
дурацкие вопросы к сценарию, но их
стараешься тут же глушить), но уже после
просмотра фильма его недостатки
начинают постепенно проявляться в
голове, как экспонированный лист
фотобумаги, брошенный в благодатный
раствор проявителя.
(Нижеследующие пассажи, вероятно, имеет смысл читать только тем, кто уже посмотрел этот фильм, потому что в них содержится несколько спойлеров, способных испортить впечатление для еще не смотревших "Последнего самурая"...)
Основная
претензия к этому фильму - финал.
Сказать, что Цвик этим финалом
разочаровал, - значит, почти ничего не
сказать. Я был просто в бешенстве.
Сделать настолько действительно
неплохой фильм и собственными руками
убить его в финале - это просто
преступление! После такой великой
битвы, после такой возвышенной смерти
самурая Кацумото - и опуститься до
подобной дешевки? Рыдающий Олгрин -
воин из стана противника Императора -
после проигранного сражения врывается
в замок Императора в момент его
дипломатических переговоров, чтобы,
рыдая и хлюпая носом, вручить ему меч
Кацумото? Причем Император ВДРУГ
прозрел, принял меч неоднократно
преданного им Кацумото и вдруг послал в
анус Омуру, американского посла и так
далее? Странно, что он Олгрина при этом
не сделал своим советником. Впрочем,
Олгрин же должен был вернуться в свою
деревеньку, чтобы продолжить эти танцы
с волками...
Второй
важный момент - образ Омуры. В истории
Японии я не нашел советника времен
Мэйдзи с таким именем, однако, вероятно,
его прототипом выступил Ия Наосукэ,
советник Императора, который в 1858 году
подписал договор с Соединенными
Штатами, а затем с Англией и Францией.
Кстати, Наосукэ не занимался
уничтожением самурайства как класса, а
также не подсылал убийц-ниндзя "последнему
самураю" (как по фильму). Наоборот,
его контакты с иностранными
государствами вызвали недовольство
консервативных слоев правительства, и
в 1860 году Наосукэ был убит "ронином"
(бывшим самураем, потерявшим своего хозяина, но не покончившим с собой, как это было принято).
Однако
даже по фильму, где на Омуру свалили все
смертные грехи, не очень понятно, с чего
он вдруг такой негодяй. Наоборот - курс
Омуры на преодоление феодальных
пережитков старой Японии весьма
прогрессивен. Похоже, что только Омура
действительно понимает, чем именно
грозит стране отсутствие регулярного
войска с современным вооружением,
вместо которого наличествуют
разрозненные самураи, которые даже со
всем своим искусством владения мечом,
луком и прочим оружием никак не смогут
противостоять винтовкам и пушкам. В
общем, Омура - чистый Петр Первый.
Только значительно меньше ростом. А в
фильме его вывели подлым делягой,
негодяем и последней сволочью. К тому же
нерешительный Император его под конец
унизил по полной программе, хотя раньше
постоянно плясал под его дудку.
Зато
сам последний самурай показан
достаточно достоверно. Прообраз
Кацумото - самурай Сайго Такамори,
который играл очень важную роль в
реставрации Мэйдзи и являлся лидером
антисегунского движения. Он активно
протестовал по поводу упразднения
самурайства как сословия и запрещения
им носить мечи. В знак протеста
Такамори вышел из правительства,
удалился в провинцию, где стал
воспитывать и готовить свое войско.
Правительство пыталось договориться с
Такамори, но он не шел на уступки. После
этого в 1877 году Такамори поднял
восстание и со своей армией (в которой,
между прочим, было 15 000 человек)
разгромил армию преданного
правительству Кумамото. Узнав об этом,
правительство отправило на бой с
Такамори регулярную армию под
командованием Тарухито, и армия
Такамори была разгромлена
превосходящими силами. Такамори, с
немногими оставшимися в живых воинами,
был окружен со всех сторон, принял
неравный бой, его ранили в ногу
выстрелом из винтовки, и один из
приближенных по его просьбе лишил Такамори
жизни.
Вот такая история. Да, никаких американцев, понятное дело, в окружении Такамори не было, так что история Олгрина - способ ввести в фильм американца, весьма смахивающего на Тома Круза.
Кстати,
о Томе Крузе... И действительно, Круз на
съемках чуть не погиб. Однако это
произошло вовсе не в тот момент, когда
по фильму воин по имени Уджио (Хироюки
Санада) пытается напугать плененного
американца, остановив меч в миллиметре
от его шеи. Это произошло, когда снимали
сцену боя на мечах Олгрина и Уджио. Круз
сидел на специальном устройстве - "механической
лошади", - которое должно было в
нужный момент опустить актера, а меч
Уджио просвистел бы над тем местом, где
только что была голова Олгрина. Однако
в "механической лошади" что-то не
сработало и шея Круза осталась на
месте. Если бы не блестящая реакция
Санады, который сумел все-таки
остановить меч действительно в
сантиметре от шеи Круза, "Последний
самурай" мог бы стать для актера
последним фильмом. К счастью, все
обошлось...
Еще
можно долго рассуждать о том, каким
образом Олгрин за полгода освоил одну
школу сражения на мечах, приверженцы
которой упражнялись всю жизнь с
раннего детства, а потом в бою почему-то
демонстрировал принципиально другую
школу сражения на мечах, - но в этом нет
особого смысла. Это уже
кинематографические условности.
Так же, как и, вероятно, нет смысла обсуждать любовную линию между Олгрином и Така, возникшую после того как Олгрин убил мужа Така и она об этом хорошо знала. Это на обычные условности уже не тянет, однако спишем их на "самурайскую специфику".
Главное
в этом фильме - качество исполнения.
Сценарий хромает, однако снято это
настолько хорошо, что на нелепости во
время просмотра не обращаешь внимания.
И если бы они догадались закончить
картину на моменте гибели Кацумото - у
меня бы нашлись почти только
восторженные слова. Действительно -
очень и очень неплохо сделано. Кацумото
и сцены боев - просто блеск!
Смотреть
ли? Да, конечно. Фильм этого, безусловно,
достоин. Меня он, скажем так, зацепил.
"Гладиатор", созданный по сценарию
того же автора, не зацепил ничем и никак.
Это чистая "клюква", хотя и вполне
зрелищная. "Последний самурай" -
все-таки из другой серии. Они не смогли
избавиться от типичного слезливого и
слюнявого финала, они не смогли
преодолеть в себе искушение поделить
всех персонажей на Злодеев и Героев,
однако они все-таки смогли сделать
несколько действительно классных сцен.
Кроме того, они сделали изумительного
Кацумото - Ватанабэ. За это им, в общем-то,
можно простить даже финальную сцену.
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 3+ |
здорово снято
да