- Режиссер:
- Фернанду Мейреллиш
- В ролях:
- Дэнни Хьюстон, Билл Най, Рэйчел Вайс, Рэйф Файнс, Хьюберт Коунди
Джастин
Куэйл (Рэйф Файнс) - работник
дипломатической миссии Великобритании
- был направлен в одну из африканских
стран. Вместе с ним в Африку приехала
его жена Тесса (Рэйчел Вайс) - молодая
журналистка, связанная с
правозащитными организациями. Джастин
познакомился с Тессой на одной из пресс-конференций,
где журналистка задавала ему очень
неудобные вопросы. Но ее пыл и
целеустремленность понравились
молодому дипломату, и Джастин с Тессой
стали любовниками, а затем и супругами -
когда Тесса узнала, что Джастина
направляют в Африку и что в статусе
простой подружки она туда поехать не
сможет.
В
Африке Тесса почти не уделяет внимание
Джастину, а все дни напролет проводит с
доктором-правозащитником Арнольдом
Блюмом (Хьюберт Коунди), с которым они
разъезжают по деревням и что-то там
изучают. Что именно - Джастину не
говорят. Впрочем, он особенно и не
спрашивает, потому что Куэйл по натуре -
очень тихий и нелюбопытный человек,
обожающий копаться в своем саду.
Через
некоторое время Тессу жестоко убивают
во время одной из поездок с
Арнольдом. Сам Арнольд при этом исчез, и
по дипломатической миссии поползли
слухи о том, что Тессу убил Арнольд из
ревности - мол, они были любовниками, и
доктор Блюм ревновал женщину к
Джастину.
У
Джастина есть подозрения в том, что
Тесса ему была неверна. В свое время он
совершенно случайно обнаружил кое-какие
подозрительные письма в ее ноутбуке, а
кроме того, когда ваша жена постоянно
разъезжает туда-сюда с неким
симпатичным холостым мужиком - вы
поневоле задумаетесь.
Местная
полиция убийство Тессы толком не
расследует: дескать, происшествие на
сексуальной почве и точка. Тогда
Джастин начинает собственное
расследование, которое приводит к
достаточно неожиданным результатам:
оказывается, пара очень крупных
международных фармацевтических фирм
причастна к весьма серьезным
махинациям с лекарствами на территории
Африки.
Боссам
и коллегам Джастина совершенно не
нравится рвение, с которым дипломат
влез в эту темную историю. И сэр Бернард
Пеллегрин (Билл Най), один из
руководителей британской
дипломатической службы, предупреждает
Джастина, что не нужно ворошить
фармацевтические дела, и приятель
Куэйла Сэнди Вудроу (Дэнни Хьюстон) по-дружески
советует Джастину вернуться к своему
садоводству...
Однако когда дипломат выясняет, что к аферам фармацевтических компаний причастна и его контора, - он понимает, что уже ни за что не остановится.
***
"Преданный
садовник" (название явно неудачное,
потому что непонятно, что там на самом
деле с этим садовником: он предан кому-то
либо же его предали) - фильм, просто-таки
обласканный различными
кинематографическими номинациями и
наградами. Четыре номинации на "Оскар"
и одна победа (Рэйчел Вайс получала
своего первого "Оскара" в первой
же номинации), сразу десять номинаций
премии BAFTA (британский
аналог "Оскара") и одна победа (монтаж),
три номинации на "Золотой глобус"
и одна победа из них (опять Рэйчел Вайс),
семь номинаций Британской независимой
премии и из них три победы (лучший фильм
и оба главных актера - Вайс и Файнс) плюс
еще штук двадцать номинаций и десяток
побед.
И
вот тут я, глядя на весь этот дождь
наград, задал себе прямой и простой
вопрос: понравился ли мне этот фильм?
Нет, не понравился. Потому что он
безбожно затянут, скучен и тосклив. И
дело тут не в том, что сама тема -
международные аферы, связанные с этим
бесконечные убийства и борьба
бескомпромиссных людей против системы
- в себе ничего веселого не несет и
действует достаточно депрессивно. Я
смотрю далеко не только
развлекательные картины и вполне
хорошо отношусь к жизненным драмам. Но
этот фильм, по сравнению с некоторыми
другими представителями похожего
жанра (например, "Свой
человек"), имеет заметные
недостатки.
Самый
главный недостаток - чисто сценарный. Я
не читал роман Джона Ле Карре, по
которому поставлена картина, но в
сюжете фильма есть очень явные натяжки,
передергивания и несостыковки. Из
фильма четко следует, что пара
крупнейших международных
фармацевтических компаний - не просто
преступники, а прямо-таки
бандитствующие ублюдки, по которым
плачет Международный трибунал с его
вредными для здоровья камерами!
Весь
сюжет крутится вокруг того, что некая
крупная компания сделала лекарство
против туберкулеза и теперь испытывает
его на несчастных африканцах (которые
принимают лекарство добровольно - в
обмен на другие лекарства). Африканцы
при этом мрут как мухи, но компания
результаты тестирования замалчивает,
потому что, дескать, доводка лекарства
до ума еще два-три года требует
слишком больших средств. В итоге, как
следует из фильма, компания начнет
широкую продажу этого лекарства по
всему миру, и я так и не понял, что
именно они собираются делать, когда от
него весь мир тоже начнет помирать, как
мухи во время бешеного налета мухобоек.
Видать, получат сверхприбыли и сбегут
на Марс.
Причем
обо всех этих кошмарных бесчинствах
знают сотни людей, включая самых
высокопоставленных британцев. Но они
категорически молчат, потому что,
дескать, фармацевтическая компания
сделала много добра британцам (укатайка),
а если кто-то из простых людей
докапывается до истины, то их убивают
максимально зверским образом, где бы те
ни находились: в Африке, Великобритании,
Германии и так далее.
Ну,
ладно, есть такие международные
негодяи, их бандиты-прислужники и куча
продажных политиков. Но с чего вдруг
Джастин полез расследовать это дело и
упорно нарываться на пулю в лоб или еще
чего похуже - непонятно. Нет, конечно, он
там по фильму заявил, что жена, дескать,
была всей его жизнью, поэтому ему
теперь и бандитская пуля не страшна, но
звучало это (для внимательных зрителей,
конечно) достаточно неубедительно.
Познакомился
он с Тессой совсем недавно, женился на
ней - по ее просьбе, потому что она
хотела поехать в Африку. Джастина Тесса
ни в грош не ставила, слонялась везде с
этим негром, да еще и предлагала свое
прекрасное тело коллеге Джастина Сэнди
в обмен на нужное ей письмо, и дипломат
об этом знал. Но он тихо-спокойно
копался в своем садочке и даже
практически не задавал жене неудобных
вопросов - мол, она сама знает, с кем ей
шляться и кому предлагать свое
роскошное тело в обмен на письма. Ну так
и с чего Джастин после убийства Тессы
решил продолжить ее дело в плане
получения пули в лоб?
Восторгов
по поводу исполнения Файнсом и Вайс
своих ролей я тоже никаких не испытал.
Вайс, впрочем, сыграла достаточно ярко
и убедительно - тут спорить не буду.
Хотя никаких "ах и ах" я там тоже не
заметил. А Файнс - так просто не
понравился. Я, конечно, понимаю, что
истинный англичанин с одной и той же
растерянной полуулыбкой и копается в
саду, и носится по Африке, нарываясь на
пулю, но то ли мне сценарное отсутствие
полутонов сильно мешало, то ли этот
образ был рассчитан исключительно на
впечатлительных женщин... В общем, меня
не впечатлило.
Также
заметно раздражала манера оператора
половину фильма снимать ручной камерой
в кислотно-желтоватых тонах - есть
сейчас такая дурацкая мода имитировать
"документальный стиль". От этого
"документального стиля" на самом
деле довольно быстро начинает болеть
голова, а документальности не
прибавляется ни на грош.
Чтобы
добавить ложку меда в этот комплект
претензий - скажу, что мне, в общем-то,
понятна основная идея фильма, и я не
буду утверждать, что картина плохая. Да,
на свете существуют люди, которые не
боятся идти против крупных корпораций,
причем идти до конца - даже невзирая на
угрозу их жизни. Фильм как бы отдает
должное этим людям, которые, безусловно,
заслуживают глубочайшего уважения и
даже восхищения. Однако то, как именно
сделан этот фильм, мне не понравилось.
Настойчивое педалирование всяких
ужасов, многочисленные нарочитые
передергивания плюс жуткая
затянутость картины (практически весь
сюжет четко отслеживается в первые
двадцать минут фильма, а идет он больше
двух часов) - в результате получилось
очень длинное и очень скучное кино,
пафос которого выглядит совершенно
чрезмерным, а весь этот поток наград,
похоже, был вызван не столько реальными
достоинствами картины, сколько
остросоциальностью тематики.
***
***
Зрелищность | 3 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 3+ |
Сценарий | 3 |
скучная остросоциальная драма
решайте сами