- Режиссер:
- Люк Бессон
- В ролях:
- Брюс Уиллис, Милла Йовович, Гари Олдмен, Крис Таккер
Все
началось с того, что некий чудаковатый
профессор (собственно, профессора
всегда бывают чудаковатые, но это
почему-то принято отдельно
подчеркивать) на стене древнего
египетского храма обнаружил мрачное
пророчество. Там говорилось, что "Только
сегодня в нашем храме выступает падре
Браун, который шикарно поет
спиричуэлсы"... ой, пардон, это просто
какая-то старая афиша под руки попалась.>
Так
вот, в древнем пророчестве говорилось,
что в скором времени (через пару-тройку
тысяч лет, но, может быть, и раньше) на
земле начнется борьба Зла с Добром.
Поскольку земляне сами со Злом
справиться не в состоянии, потому что к
тому моменту будут полностью отравлены
кока-колой, дружественные землянам
инопланетяне оставляют некое оружие,
которое поможет справиться со Злом.
Оружие состоит из Воды, Земли, Ветра,
Огня и... некоего Пятого Элемента,
который инопланетяне обещают
подогнать к полю битвы попозже, в день
непосредственного сражения.
И
вот этот день наступает. Причем в
далеком будущем. На Землю летит
кошмарный огромный инопланетный
червяк, который должен сожрать все
живое. Правда, кока-кола при этом тоже
погибнет, но уничтожение всего живого -
слишком дорогая плата за такое
удовольствие.
Но
бравые вояки во главе с президентом -
настороже! Они тут же бомбардируют
червяка своими ракетами, из-за чего
червяк сильно увеличивается в размерах
и летит к Земле намного быстрее.
Военные, разумеется, пасуют и говорят
президенту, что Землю теперь может
спасти только чудо.
Однако
инопланетяне (костюмы для них шил сам
Готье) вспомнили о своем обещании и
летят на Землю, чтобы соединить пятый
элемент со всеми остальными, в
результате чего Зло должно заглохнуть
хотя бы на следующие пять тысяч лет.
Однако злодейский негодяй по имени
Зорг (Гари Олдмен) взрывает корабль
инопланетян. Корабль рассыпается на
мелкие кусочки и падает на Землю.
Но
земляные ученые - не дураки, поэтому из
маленького кусочка корабля они
вытаскивают спиральку ДНК, а из нее
восстанавливают пятый элемент, который
неожиданно оказывается странноватого
вида девушкой по имени Лилу. Профессора
орут, что Лилу - само совершенство, и что
она - пятый элемент, который немедленно
спасет Землю, если, конечно, Лилу
научится разговаривать на каком-нибудь
приличном земном языке, а не будет
нести ту тарабарщину, которую она
сейчас несет.
Лилу
начинает бегать взад-вперед, спасаясь
от подручных Зорга и от полиции, а ее
защищает и спасает простой нью-йоркский
таксист Корбен Даллас (Брюс Уиллис),
который, ясный пень, избранный и только
он может научить Лилу говорить по-русски,
пардон, по-английски.
Ну
а дальше, как вы понимаете, их ждут
страшные приключения, непрерывные
сражения с Карабасом-Бараба... тьфу, с
Зоргом и другими негодяйскими тварями,
вокруг них будут происходить всякие
телепередачи, взрывы, стрельба и
сплошной бой в дыму, но в конце концов
они должны найти Золотой Ключик и с
помощью Пятого Элемента (напоминаю, что
в качестве этой аккумуляторной единицы
выступает Лилу, хотя и не очень понятно,
каким образом) разнесут инопланетного
червяка вдребезги пополам, получив
личную благодарность президента и
звание почетных граждан Нью-Йорка.
***
Комиксообразная
фантастика и сказочка для взрослых (не
в смысле, что она требует бОльшего
напряга мозгов, чем сказка для детей, а
просто в том смысле, что на нее было
затрачено совсем не по-детски денежек)
в постановке Бессона мне нравится
гораздо больше, чем голливудские
поделки. Несмотря на то, что фильм
снимался в Голливуде и играют там почти
только голливудские звезды, все-таки
чувствуется, что картина снята не так,
как это обычно делают голливудские
режиссеры.
Прелесть
"Пятого элемента" заключается в
том, что Бессон довольно четко понимал,
в каком именно ключе он его будет
делать, поэтому вся картина выдержана в
едином стиле, что оставляет довольно
хорошее впечатление. Потому что
американцы, снимая подобные
фантасмагории, как правило начинают
картину как триллер, в середине
превращают ее в кровавый боевик, ближе
к концу запускают пару рефрижераторов
специально заготовленных слюней и
соплей, а под конец совершенно
неожиданно превращают фильм в какую-то
разухабистую комедию, от чего лично
меня, если честно, просто коробит.
Нельзя настолько смешивать стили. Это
просто неприлично.
У
Бессона, к счастью, все совсем не так. Он
делал забавную и высокобюджетную
сказочку для детей и взрослых, и сделал
ее вполне даже здорово. Выбор Брюса
Уиллиса на главную роль - на мой взгляд,
вполне удачен, потому что Уиллис в
любое подобное произведение вносит
хорошую порцию иронии, а здесь это все
отлично совпало со сценарием. Впрочем,
я не был в восторге от Уиллиса, зато две
роли там были просто шикарные: злодей
Зорг в исполнении любимого
бессоновского актера Гари Олдмена,
который у него в нескольких фильмах
играет злодеев, и эпатажный
телеведущий Руби Род в прекрасном
исполнении Криса Таккера.
С
Миллой Йовович - все намного сложнее. Я
был немало удивлен, когда прочитал по
ее поводу восторги некоторых критиков
и довольно солидной части зрительской
аудитории. И тут и там только и слышишь:
"Ах, Милла, как она там великолепно
сыграла!", "Милла - это что-то
невероятное!", "Я влюбился в Миллу
после этого фильма"... Поэтому я
несколько осторожно хочу сказать, что
совершенно не понимаю, чем там
восторгаются. На мой взгляд, она вообще
не актриса, а ее манера любые эмоции
выражать непрерывным дрожанием всего
тела - просто раздражает. Вы не обращали
внимание на то, что почти в каждой сцене
она дрожит мелкой дрожью? Впрочем,
наверняка я ничего не понимаю в высоком
искусстве, и это дрожание как раз и
является признаком актерского
мастерства.
К
счастью, Милла в данном фильме не
является ключевой фигурой. Это я "Жанну
д'Арк" из-за нее вообще смотреть не
смог, тем более, что там она дрожала
просто непрерывно, изображая неистовый
религиозный экстаз, а в "Пятом
элементе" основной упор был сделан
на Уиллиса, Олдмена и Таккера, и они
блестяще справились со своими ролями.
Особенно Таккер и Олдмен.
Короче
говоря, мне вполне понравилось, причем
даже очень. Четко выдержанный стиль
всего фильма, хорошие актерские работы
и впечатляющие эффекты (когда Бессон
тратит деньги - хоть видно на что, в
отличие от совершенно отстойного "Поле
битвы - Земля"). Кстати, за версту
видно, что костюмами занимался сам Жан-Поль
Готье. Я не очень понимаю всю эту "от
кутюр", но костюмы очень хороши, и это
видно невооруженным глазом.
В заключение должен сказать, что в год выхода "Пятый элемент" был номинирован на Оскар (лучший монтаж звуковых эффектов), получил Большой приз Высшей технической комиссии в Каннах и, разумеется, отхватил сразу три французских Сезара - работа оператора, режиссера и художника. Вполне, между прочим, заслуженно отхватил.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 4+ |
очень симпатично
вполне можно