- Режиссер:
- Даррен Аронофски
- В ролях:
- Дженнифер Коннелли, Марлон Уэйанс, Джаред Лето, Эллен Берстин
В
чем основная опасность наркомании? В
том, что ненадолго создаешь себе
состояние эйфории, но ради этого
жертвуешь всей своей последующей
жизнью. В том, что войти в эту дверь
легко, а выйти почти невозможно. В том,
что быстро, крайне быстро, теряешь свою
личность и человеческий облик. В том,
что когда ты связываешься с этим
дерьмом, то покидаешь свой обычный мир
и уходишь в другой, в котором действуют
совершенно другие, намного более
жестокие законы.>
Каждый начинающий наркоман,
слушая рассказы о том КАК это все
бывает и к чему приводит, думает: "Ну,
со мной-то уж это точно не случится".
И практически с каждым из них это
случается. С кем-то позже, с кем-то
раньше. Ведь обычная и беспристрастная
статистика гласит, что попадают туда
сотни, а выходят - сущие единицы...
Кинематограф неоднократно
обращался к теме наркотиков и
наркомании. Иногда из этого делали
сущую "чернуху", причем со вполне
конкретной задачей - привести зрителей
в шок и встряхнуть таким образом у них
мозги, чтобы они хотя бы о чем-то
задумались.
Временами снимали забавные фильмы о симпатичных парнях-наркоманах, у которых, конечно же, в жизни все будет хорошо (один из ярких таких представителей - фильм "На игле")... Они справятся. Они соскочат. У них все получится, ведь они такие классные парни!
В какие-то моменты
появлялись поделки из серии "не
ходите дети, в Африку гулять", где о
наркомании рассказывалось совершенно
по-детски и как бы для полных дебилов,
что вызывало прямо противоположную
реакцию - хотелось уколоться просто для
того, чтобы не чувствовать себя дебилом.
"Реквием по мечте" - один из лучших, на мой взгляд, фильмов о проблеме наркотиков. Причем он не относится ни к первой, ни ко второй, ни к третьей из перечисленных категорий. Даррен Аронофски ничему зрителей не учит, не занимается подробным вываливанием всякой чернухи с экрана и не мурлычет о том, как же кайфово находиться в состоянии наркотической эйфории.
Фильм рассказывает о
достаточно небольшом кусочке жизни
четырех людей: пожилой одинокой
женщины Сары Голдфарб (Эллен Берстин),
ее сыне Гарри (Джаред Лето), подруге
Гарри Мэрион (Дженнифер Коннелли) и
друге-подельнике Гарри Тайроне (Марлон
Уэйанс). Гарри, его подруга Мэрион и
Тайрон - наркоманы, которые недавно
плотно сели на иглу. Они еще не потеряли
человеческий облик и не развалились
как личности, поэтому на данный момент
они еще о чем-то мечтают, строят какие-то
планы и живут относительно полной
жизнью. Мэрион мечтает открыть свой
магазин по торговле одеждой, а Гарри...
Впрочем, мечты Гарри находятся уже там,
за дверью в другой мир.
Вся нехитрая философия Гарри и Тайрона укладывается в простенькую фразу: купить крутую дозу, разбодяжить ее пополам, продать, наварить бабок и купить крутую дозу, чтобы ширева было - хоть попой кушай; вот тогда будет супер!
Понятно, что подобный бизнес
к сытой жизни и финансовому
процветанию не приведет. Потому что их
или поймают на мошенничестве и убьют
покупатели-наркоманы, или прикончат
другие наркоторговцы, которым они
перебивают рынок. Но до таких страстей
дело не доходит. Довольно быстро в
городе, где живут герои, заканчиваются
наркотики, потому что начинается война
между наркоторговцами, так что у ребят
заканчиваются и деньги, и ширево. А они
без ширева не могут. Они уже плотно
сидят на игле, а это такая штука,
которая требует постоянного внимания к
себе. Попробуй пропустить очередной
укол, и ты узнаешь обратную сторону рая,
который тебе ненадолго приносит игла.
Ты поймешь, что дозу нужно достать в
любом случае, чего бы тебе это ни стоило.
Вот тут-то у этих ребят и
начинаются стандартные наркоманские
развлечения. Забыты мечты о
магазинчике, забыта чистая и светлая
любовь между Гарри и Мэрион. Да и какая
тут может быть чистая и светлая любовь,
когда нужна доза? За дозу они сделают
все, что угодно. И Гарри, и Мэрион.
Впрочем, Гарри, кажется, уже не до дозы.
У него совсем другие проблемы...
Думаете, мама Гарри занята
тем, что переживает и плачет из-за
своего сына? Вовсе нет. У нее есть дела
поважнее. Дело в том, что мисс Сару
собрались пригласить в ее любимую
телевизионную передачу. И ей очень
хочется прийти туда в красивом красном
платье, которое она надевала много лет
назад, когда еще был жив ее муж. Но для
этого надо похудеть, ведь Сара очень
любит покушать и немного запустила
свою фигуру. Однако оказывается, что
похудеть-то не так просто. У Сары
выработалась самая настоящая
зависимость - зависимость от
холодильника. Не съев привычный
гамбургер и не выпив чашечку сладкого
кофе, Сара очень плохо себя чувствует.
Тогда она обращается к врачу,
и безвестный доктор рекомендует ей
отличный способ для похудания:
красивые таблеточки-амфетаминчики -
синенькие, красненькие, беленькие и
зелененькие. Съедаешь три раза в день
одну таблеточку, и не только не хочется
кушать, но и даже начинаешь бояться
холодильника. Сара в восторге! Она и
есть не хочет, но и отлично себя
чувствует. Правда, трех таблеточек уже
не хватает. Потому что от холодильника
исходит угроза, и Сара боится, что он в
конце концов на нее нападет. Однако
если съесть лишнюю таблеточку, то
холодильник успокаивается, и Сара
начинает видеть, как ее приглашают в
передачу и она приводит в восторг всю
Америку...
***
Отличный фильм, сделанный
очень жестко и очень честно. Нет ни
сознательной чернухи (собственно, все,
что показывается в фильме, является
довольно типичным путем развития
любого подсевшего на иглу наркомана...
отличаются только сроки и некоторые
детали), ни излишних слюней (за героев,
конечно, страшно, но слезу из зрителей
Аронофски нигде не старается выдавить),
ни пассажей из серии - ах, как это все
забавно и весело. Просто обычная
жизненная ситуация. Загубленные жизни,
мечты, которые уже никогда не сбудутся,
страх и пустота. А попасть в жуткую
пасть наркомании могут абсолютно все: и
молодые ребята, перед которыми вся
жизнь впереди, и пожилые люди, которые
просто попали в лапы к врачу-недоумку.
Аронофски мастерски
раскручивает в картине пружину
действия. Начинается фильм даже
немного монотонно, и кажется, что сейчас
последует тягучая морализаторская
история, однако чем дальше, тем крепче
схватывает напряжение, тем быстрее
разворачиваются события на экране и
тем больший ужас охватывает зрителей.
Ужас, потому что вполне понятно, чем это
все закончится. Аронофски же все
нагнетает и нагнетает обстановку,
причем не столько действием как
таковым, сколько мастерским стилем
съемки и монтажа. В финальных сценах
фильма, когда происходит кульминация
событий у всех героев, буквально
хочется выключить телевизор -
настолько это все тяжело и невыносимо
смотреть, хотя, повторяю, вроде, никаких
уж особенных ужасов на экране не
происходит.
Ужас-то не в том, что там
происходит, а в том, что Аронофски
рассказывает о людях, которые нас
окружают. О наших друзьях, знакомых,
родственниках и... о нас самих. Любой
может попасть в эту мясорубку. И почти у
каждого есть знакомые или друзья,
которые уже стали жертвой.
Смотрите на это, ребята, смотрите. Это вполне вероятный путь. Без соплей, без морализаторства. Об Африке, дети, там не говорится. Там говорится о том, что нас окружает. И куда может попасть любой из нас.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 4+ |
лучший, на мой взгляд, фильм о наркомании
нужно
Досмотрел до конца с большим трудом, так давит на психику невероятно.
Я бы просмотр этого фильма включил в обязательную школьную программу для подростков. Говорю об этом абсолютно серьезно.