- Режиссер:
- Ридли Скотт
ДиКаприо - старается. Кроу - отрабатывает.
Стронг - суперэкстрамегакул.
Краткий отчет от кота Бублика
Роджер Феррис (Леонардо ДиКаприо)
- полевой агент ЦРУ на Ближнем Востоке. Он
занимается отслеживанием террористов и их
операций. Руководит Феррисом
высокопоставленный церэушник Эд Хоффман (Рассел
Кроу) - человек глубоко семейный, глубоко
циничный и глубоко церэушный. Между
Феррисом и Хоффманом есть огромная разница:
Хоффман сидит в теплом кабинете в Лэнгли,
окруженный самыми современными видами
связи разведки, а Феррис копается во всяком
дерьме, ежедневно рискуя жизнью. При этом
Хоффман не считает нужным посвящать
Ферриса в детали, которые могут спасти его
жизнь или стоить ему жизни, да и вообще -
Феррис видит только тот участок операции,
который ему открывают церэушные шоры.
Неудивительно, что Феррис от этого в
бешенстве.
Впрочем, у Роджера вроде как
наметилось повышение. Он хорошо провел одну
опасную операцию в Ираке, но во время нее
погиб его иракский напарник. Теперь
Хоффман направляет Ферриса в Иорданию.
На этот раз его главная цель -
новый влиятельный террорист из "Аль-Кайды"
Аль-Салим (Алон Абутбул). Он совершает
террористические операции по всему миру, и
американское начальство требует от ЦРУ
немедленно поймать этого опаснейшего
человека.
Хоффман делает Ферриса
руководителем иорданской операции по
поимке Аль-Салима. Но Феррис решает
провести операцию не так, как церэушники
действуют обычно. Он связывается с
министром безопасности Иордании Хани
Саламом (Марк Стронг), который также
охотится за Аль-Салимом, и предлагает
деловое партнерство. Феррис обещает
делиться с Хани всей информацией,
относящейся к данному террористу, и
координировать свои действия с ним. Хани
взамен также должен предоставлять
информацию, сотрудничать и помогать
агентами, с которыми у ЦРУ в этом регионе
очень трудно. Хани соглашается, но
предупреждает Ферриса о том, чтобы
американцы не врали. Любое вранье - и
сотрудничество будет расторгнуто.
Дальше начнется длительная и очень сложная операция по поимке Аль-Салима, в течение которой напропалую будут врать все - Хоффман, Феррис и даже сам Хани.
***
Фильм "Совокупность лжи"
поставлен по одноименному роману Дэвида
Игнаниуса. Впрочем, читавшие книгу говорят,
что фильм очень заметно отличается, так что
он сделан скорее по мотивам, нежели
непосредственно по роману. Я книгу не читал,
поэтому будем говорить исключительно о
фильме.
Сценарий "Совокупности лжи"
откровенно слабый. Особенно когда
начинаешь анализировать происходящее уже
после просмотра. (Это, впрочем, обычное дело.
Хорошие фильмы, как хорошие вина, от
выдержки становятся только лучше, а
ординарные дешевки в момент принятия могут
слегка повеселить, но потом от них сильно
болит голова.) Тема, конечно, модная -
геополитика, террористы, джихад, смертники,
Ближний Восток, "Аль-Кайда", ЦРУ,
слежение со спутника и все такое. Но когда
смотришь "Совокупность лжи", возникает
впечатление, что все это уже сто раз было: и
плохие дядьки-церэушники, и полевые агенты,
вернувшиеся с холода, и красивая арабская
девушка, и подставы, и гибель агентов, и
сплошная ложь со всех сторон.
Что нового можно узнать из этого
фильма? Да ничего! То, что все всегда врут -
спецслужбы, террористы, начальство и агенты?
Тоже мне бином Ньютона. То, что для
спецслужб, как и для террористов, люди -
мусор? Да это вроде как давно общеизвестно.
То, что арабский мир сильно отличается от
западной цивилизации и что умом арабию не
понять? Об этом сняты уже десятки, если не
сотни фильмов.
Самая странная и нелогичная
фигура в этом фильме - главный герой Феррис.
Он давно работает церэушным оперативником
на Ближнем Востоке. (Кстати, в книге он вовсе
не боевой суперагент, а обычный оперативник.)
Знает арабский, изучил традиции и обычаи
Востока, полюбил арабский мир, но
одновременно понимает, что террористов
нужно уничтожать. Запросто может убить
человека, но при этом крайне сентиментально
относится к гибели напарников. Служит
Родине, но одновременно оспаривает приказы,
костерит во все корки Хоффмана и в момент
выполнения очень опасного задания базарит
по телефону со своим адвокатом по разводу. (Мы
с Бубликом в этот момент даже подумали, что
это не политический триллер, а комедия-пародия.)
Ну и где-то с момента создания
подставной террористической организации и
до конца фильма деятельность и мотивация
Ферриса также уходят куда-то в область
чистой пародии: ах, он подставил
архитектора, ах, он типа как собирался его
спасти, хотя на сто процентов знал, что
мужика растерзают, ах, он готов отдать свою
голову за красотку медсестру - какой пассаж!
А уж финальная сцена в застенках
гестапо
террористов, где Феррис выдает какую-то
чушь из серии, как правильно нужно
анализировать Коран, и орет: "Стреляй,
падла, в комсомольскую грудь, все равно на
мое место придут новые коммунары!" - тут
мы с Бубликом просто рыдали, до того по-дурацки
это все смотрелось.
Поэтому чисто сценарно фильм
еле-еле тянет на троечку. Задуман он именно
как триллер, а не как боевик (экшена здесь очень и
очень мало), но триллер должен заставлять
пиво застывать в пищеводе, а не вызывать
хриплый хохот при взгляде на то, в какую
мутную речку вывели сценаристы этот
сюжетный корабль. Вся история с подставной
организацией и вся суть финальной операции
- детский сад, трусы на лямках, сливай воду,
купаться будем. Ужасно.
Впрочем, подчеркиваю, все
сценарные недостатки, белые нитки и цветные
лоскутки, которыми попытались прикрыть
зияющие прорехи, вылезают уже после
просмотра. В момент просмотра это не сразу
бросается в глаза, все-таки нужно сначала
пройти по всем хитросплетениям сценарного
оверлока, поэтому смотрится более или
менее. Где-то первые две трети - даже вполне
прилично. Только с момента внезапной любви
сверхсекретного суперагента с простой
арабской медсестрой Аишей (актрису
подобрали очень красивую, прям как в "Не
шутите с Зоханом")
вдруг понимаешь, что тебя держат за дурака,
и что эту Аишу подлые враги немедленно
похитят минут через десять экранного
времени, и что Феррис будет менять свою
голову на ее эффектную грудь. А когда так
оно все и происходит, этим дураком себя
сразу и чувствуешь.
Расселу Кроу в этом фильме играть
просто нечего. Хоффман здесь выписан
совершенно плоским и картонным: вот такая
вот подлая зажравшаяся сволочь, который
двигает людьми-пешками на шахматной доске-планете
и который всегда все портит, а если не
портит, то хотя бы забирает себе всю славу
от успешной операции. Вот и все. Скотт и Кроу,
в общем-то, понимали, что с этим персонажем
мало что можно сделать, поэтому постарались
разнообразить картинку визуально. В фильме
Хоффман примерно девяносто процентов
времени разговоров с Феррисом проводит
дома со своими многочисленными отпрысками:
кормит их кашкой, проводит пописать в
сортир, наблюдает, как они играют в футбол,
стирает пеленки, моет обкаканную жопку
дитяти в фонтанчике и водит детишек на "Короля-Льва"
в двадцатый раз. Я так понял, что он, кроме
большой шишки в ЦРУ, еще и подрабатывает
бебиситтером - кризис же.
ДиКаприо выглядел намного лучше
и очень сильно напоминал молодого Ленина в
Швейцарии - просто одно лицо. Сыграл
достойно, смотрелся хорошо, хотя и явно
пересекался со своей ролью в "Кровавом
алмазе". Но так как
ДиКаприо пришлось разгребать достаточно
дурацкие сценарные дебри, а вышло у него это
вполне неплохо - четверочка даже с плюсом.
Но самый лучший персонаж -
совершенно на пять баллов - получился у
Марка Стронга, сыгравшего главу иорданской
службы безопасности. Мне приходилось
читать в отзывах фразы из серии "Ну надо
же, чистый британец, а как классно сыграл
иорданца". Так-то оно так, но Марк Стронг -
наполовину итальянец (по отцу), наполовину
австриец (по матери), хотя родился и вырос в
Лондоне. Зрители его видели, но вряд ли
запомнили в фильмах "Пекло"
(Пинбейкер), "Сириана"
(Муссави), "Звездная пыль"
(Септимус), "Вавилон н. э."
(Финн), но зато наверняка запомнили классную
роль Стронга - Утилизатора в совершенно мутном
"Револьвере"
и уж точно остались
под впечатлением от роли Стронга - Арчи во вполне
приличном "Рок-н-рольщике".
Здесь Стронг просто великолепен
и он - лучшее, что есть в фильме. Суровый,
опасный и очень жестокий Хани Салам,
который изысканно одевается, пытает и
убивает людей, - этот персонаж у Марка
получился неимоверно впечатляющим. Плюс
арабский акцент, насколько я могу судить,
воспроизведен достаточно достоверно. (В
дубляже все эти тонкости, разумеется, были
уничтожены.) И харизмой Стронг с легкостью
переплюнул что копающегося в памперсах
Кроу, что копающегося в несуразностях
поведения своего персонажа ДиКаприо.
Поставлено это все на хорошем
уровне - все-таки Ридли Скотт, хотя, если
честно, личность режиссера тут проявляется
очень мало: если бы мне не сказали, что это
Ридли Скотт, я бы затруднился определить, кто
это все снял. Атмосфера арабского мира
воссоздана очень неплохо, а оператору нужно
сказать отдельное спасибо за минимальное
использование этой дебильной "ручной
камеры" (вот уж чем явно злоупотребляет
брат Ридли - Тони Скотт).
В общем и целом - неплохое, но совершенно проходное и одноразовое кино,
которое можно посмотреть, но после
просмотра думаешь: "Слушайте, а чего они
такой чуши в сценарии-то навертели?"
Но одно можно сказать точно: этот фильм можно посмотреть ради одного Марка Стронга (в оригинале, разумеется). Вот это мощь, вот это харизма!
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 3 |
приличное проходное кино
решайте сами
Ди Каприо достойно выглядит, Кроу - циничное говно, но так и было задумано, Стронг - ммм, силен мужик, а акцент арабский очень близок к оригинальному звучанию, хотя в дубляже могли бы и сымитировать немного). Я смотрел в русскоязычном дубляже, но некоторые сцены со Стронгом сразу пересматривал, переключаясь на язык оригинала.
Вообще кино посмотрел с удовольствием, я вообще люблю шпионские кинокартины, где люди - расходный материал. Окружение, атмосферность в фильме - ммм, отдельный плюс режиссуре Скотта, в blueray-качестве смотрелось здоровски. Я смотрел это кино в предутренние часы этого воскресенья, и, можно сказать, в сон меня он не вогнал. Было интересно.
Дэвид Игнатиус (David Ignatius)