- Режиссер:
- Пол Хаггис
(Питер) - Потому что у нас есть пушки?
(Энтони) - Ты прав. Пойдем, отберем у этих уродов тачку.
- Эй, воин, силь передай.
- Не силь, а сол, чурка нерусский!
Классическая армейская хохма
Лос-Анджелесские
истории. Начинается фильм с того, что
полицейские где-то за городом
обнаруживают труп чернокожего парня.
Дальше события отматываются на сутки
назад, и перед зрителями проходят
короткие эпизоды из жизни самых
разнообразных людей, живущих в этом
городе. Эти люди и некоторые события так
или иначе связаны, а иногда и тесно
переплетаются между собой.
Рик Кэбот (Брэндан Фрейзер) - важная шишка: он окружной прокурор Лос-Анджелеса. Тем не менее двое черных парней, угрожая пистолетами, отбирают у него автомобиль. Двое чернокожих грабят окружного прокурора - хороший сюжет для новостей. При этом Рику крайне важны голоса чернокожих избирателей, и он не может позволить себе подобный скандал. Кроме того, Рик не может позволить еще один скандал: некий белый полицейский департамента убивает другого полицейского - негра. Правда, вроде как выясняется, что черный полицейский торговал наркотиками и вообще - был законченным преступником, но Рик все равно нужно закатать белого полицейского по полной программе, иначе не видать ему соответствующих голосов.
Чернокожий
полицейский Грэхем (Дон Чидл) знает о том,
что белого полицейского собираются
принести в жертву голосам избирателей,
однако представители прокуратуры
нажимают на него с помощью дела его
брата, который связался с дурной
компанией, и Грэхему приходится молчать.
Полицейский
Джон Райан (Мэтт Диллон), над которым
вдоволь поиздевалась чернокожая сучка в
больнице, останавливает во время
патрулирования чернокожую супружескую
пару, дожидается, когда женщина устроит
скандал, и как следует на них
отыгрывается на глазах своего молодого
напарника - офицера Хансона (Райан
Филлипп).
Затюканный
иранец, которого все принимают за араба
и называют террористом, приобретает
пистолет, чтобы защищать свой маленький
магазинчик - единственное, что у него
есть. По иронии судьбы этот пистолет
будет направлен против такого же нищего
иммигранта - тихого слесаря, в жизни
которого нет ничего дороже его
маленькой дочки.
***
Почему-то
обычно говорят, что этот фильм - о
политкорректности. Мол, именно из-за
данной он и получил "Оскара" как
лучший фильм 2005 года (кстати, он получил
трех "Оскаров" из шести номинаций).
Но я с этим определением никак не
соглашусь. "Столкновение" - не о
политкорректности. И даже не совсем о ее
уродливой обратной стороне, как в
истории об окружном прокуроре. Этот
фильм - о многочисленных трудностях
сосуществования в огромном
многонациональном государстве. О том,
как трудно правильно понимать друг
друга людям совершенно различной
культуры и воспитания, а также о том, к
каким трагическим последствиям это
непонимание может приводить.
В
"Столкновении" ни один из
персонажей не является однозначным
злодеем или героем - в
кинематографическом понимании этих
терминов. Почти каждый из них - обычный
человек со всеми своими недостатками и
достоинствами.
Истеричный
иранец - с одной стороны, личность явно
отталкивающая, но с другой, понимаешь,
что это просто несчастный человек,
доведенный обстоятельствами и
окружающими до крайности.
Слесарь с наколками, выглядящий как откровенный бандит, оказывается тихим и мирным семьянином, обожающим свою дочь.
Расист-полицейский,
во-первых, имеет определенные причины
чувствовать себя "угнетенной белой
расой" по сравнению с чернокожими, а
во-вторых, в какой-то момент проявляет
себя настоящим героем, способным на
смертельный риск ради спасения
чернокожей женщины. Впрочем, он просто
спасает человека, ему в этот момент все
равно, какого он цвета кожи.
Молодой
полицейский, который был искренне
возмущен действиями напарника-расиста,
в какой-то момент спасает чернокожего
телевизионного продюсера от верной
смерти. И в тот же день убивает
чернокожего парнишку по совершенно
пустяковому поводу - все те же сложности
взаимопонимания.
Таким образом, в фильме почти нет правых и виноватых. Просто ситуации, в которые попадают люди, а точнее, ситуации, которые они сами себе и создают.
Интересно
также показана парочка молодых негров,
один из которых все время несет чушь о
том, как его, бедняжку, угнетают
негодяйские белые, а потом эта парочка
совершает вооруженный грабеж, сбивает
машиной китайца, ну и вообще - парни явно
ведут себя как тихие и добропорядочные
студенты, а вовсе не как уличная банда.
"Почему же эти белые нас так боятся?"
- один из парней все время задает себе
данный вопрос и никак не может найти на
него ответа. При этом у него есть четкие
моральные принципы: белых грабить -
хорошо и достойно, а вот черных братьев -
недостойно. Черных грабит только тот,
кто боится грабить белых - так считает
этот джентльмен. Впрочем, в какой-то
момент он ограбит и черного - его
моральные принципы не слишком устойчивы.
Поставлен
фильм очень профессионально: несмотря
на большое количество персонажей и
сюжетных линий, запутаться в них
довольно сложно - действие развивается
планомерно и вполне логично, одна линия
перетекает в другую. Кто-то из критиков
писал, что в конце фильм явно затянут, да
и вообще, финал здорово провисает - я с
этим совершенно не согласен. Часть
сюжетных линий приходит к своему
логическому завершению задолго до
финала, другая часть так и остается
незавершенной (и в этом есть свой четкий
смысл), но к финалу все равно случается
кульминация - убийство чернокожего
парня. Причем с этим убийством так или
иначе связана примерно половина
персонажей картины.
Если
говорить об игре актеров, то в фильме нет
суперзвезд, но зато много так называемых
звезд второй-третьей величины - Диллон,
Буллок, Фрейзер, Чидл, Ньютон и Филлипп.
Из них мне больше всего понравился Мэтт
Диллон - он сыграл очень ярко и чем-то
напомнил свои старые роли, когда ему еще
пророчили суперзвездное будущее. (Увы,
эти пророчества не сбылись.) Кстати, за
эту роль Диллона номинировали на "Оскар"
- вполне заслуженно, у него давно не было
такой заметной роли.
Райан
Филлипп, который давно уже не появлялся
на экране - он стал домохозяйкой, чтобы
его жена Риз Уизерспун могла воплотить в
кино великую роль законной
блондинки, - своим появлением не
порадовал: сыграл серо и неинтересно.
Кстати, на эту роль изначально
планировался Хит Леджер - он бы ее сыграл
на порядок лучше, я в этом уверен.
На роль телевизионного продюсера сначала рассматривали Фореста Уитекера ("Пес призрак: путь самурая"), но он отказался, чтобы снять собственный фильм First Daughter, и в результате продюсера сыграл Терренс Хоуард.
Из
остальных ролей мне больше всего
понравился известный рэпер и актер Крис
Бриджес, известный как Ludacris, сыгравший
чернокожего парня Энтони - того, который
был настолько недоволен белыми
угнетателями, что грабил их направо-налево.
Отличный персонаж - очень яркий и, так
сказать, актуальный. Он там все время
выдает очень забавные сентенции,
которые, к сожалению, были почти убиты в
русском переводе, равно как и его манера
говорить.
Ну и еще замечательно сыгран слесарь с внешностью бандита - тоже очень достойная и запоминающаяся роль.
По
настроению, глубине и многослойности
"Столкновение" чем-то напоминает "Магнолию"
Пола Томаса Андерсона. Однако это
совершенно самостоятельное
произведение, причем Пол Хаггис, который
больше известен как сценарист, нежели
как режиссер - он написал сценарии к
нескольким десяткам фильмов и сериалов,
а как режиссер до этого снял всего один
полнометражный фильм, - здесь выступил
аж в пяти ипостасях: режиссер, продюсер,
автор сценария, автор киносценария и
композитор. Кстати, музыкальное
сопровождение особенно следует
отметить - оно сделано просто блестяще!
Однако
при всех перечисленных достоинствах
фильм, к сожалению, не лишен
определенных недостатков. Некоторые
актерские работы получились очень
серенькими и плоскими - Фрейзер, Буллок,
Филлипп. Кое-какие сюжетные линии вышли
изрядно натянутыми - особенно с
персонажем все той же Буллок, которая
внезапно - ах! - поняла, что ее настоящий
друг - пожилая домработница, на которую
она все время орала, а не ее обычные
знакомые богатенькие сучки.
Но
в общем и целом - весьма достойный фильм.
Я не согласен со зрителями и критиками,
которые считают его вторичным и "высосанным
из пальца". На мой взгляд, он вполне
жизненный и актуальный. И в нем на
редкость точно поставлены акценты в
таком непростом вопросе, как
политкорректность и сосуществование
людей совершенно различных культур.
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 5- |
Сценарий | 4+ |
хорошее кино
да
Вообще-то автором музыки был Марк Ишам.
Не понимаю. Начинающий молодой полицейский сталкивается со злоупотреблением полномочий. Филлип сыграл очень правдоподобно, очень достоверно, потому что такое и в прям происходит в нашей жизни. Представьте как бы вы поступили будь такое? Да почти также как и этот молодой коп, повели бы себя очень сдержанно, а потом в тихую решили бы свалить и не обращать внимания. Возможно эту роль в фильме можно бы сыграть по-разному, она очень гибкая смотря какой актер, каждый мог бы представить характер по-своему(хотя какие установки ставил Хаггис я не знаю).